Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника
статья

Православное воспитание всегда было особо почитаемо русским народом.

В дошкольном периоде идет постепенное накопление нравственного и духовного опыта так как духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника

«Воспитание - самое святое из всех святых дел».

Святитель Феофан Затворник

Обращение к опыту православной педагогики очень важно и актуально в настоящее время, так как идет поиск духовного возрождения России. Православное воспитание всегда было особо почитаемо русским народом.

В дошкольном периоде идет постепенное накопление нравственного и духовного опыта так как духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром.  

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры — это православные праздники. Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы - не полны, не цельны. [1] [2]

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с православными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

Реализация программы «Социокультурные истоки» позволяет в полной мере познакомить дошкольников с православной культурой и традициями русского народа через православные праздники [1] [2]

В нашем детском саду уже стало доброй традицией встречать православные праздники доброй сказкой по мотивам одноименного праздника. Вместе с детьми и родителями уже были подготовлены спектакли Троица или праздник Русской березки, Рождество Христово или Рождественская сказка, Пасха или Пасхальный колобок.

Сегодня мне бы хотелось более подробно рассказать о праздновании православного праздника «Рождество Христово», о ходе его подготовке через реализацию авторской технологии эффективной социализации Натальи Петровны Гришаевой. Далее эту технологию я буду называть сокращенно ТЭС[4]

В соответствии с тематическим планированием по ТЭС в период с 20 декабря по 20 января проходила «Ситуация месяца» по теме: «Рождественский подарок». [4]

Как всегда, «Ситуация месяца» началась с Зачина, или если в соответствии с программой «Социокультурные истоки», то с Ресурсного круга, на котором дети обсуждали какие и кому подарки надо сделать и подарить, как украсить елку, распределяли роли для Рождественской сказки и другое.

Принимая участие в социальной акции «Поздравляем всех с Новым годом и Рождеством! первым делом в дни работы Мастерской, ребята принялись создавать поздравительные газеты и плакаты для жителей города и разместили их на заборе детского сада, чтобы каждый прохожий и посетитель детского сада был причастен к этому светлому и радостному празднику.

Это еще одна традиция нашего детского сада, которая появилась с тех пор, когда наш садик оказался в центре архитектурного ансамбля на новой набережной Сэй Пан.  Не остались без внимания, и сотрудники детского сада. Дети сделали Рождественские открытки и поздравили всех с праздником.

Как же проходила подготовка к Рождественскому спектаклю?

Обязательным условием подготовки праздника является беседа-рассказ, раскрывающая основу, историю и традиции празднования Рождества Христова. Рассказ «Рождественский Ангел», где главная героиня – девочка, отдала свою елку и подарки бедной семье, очень поразил детей, их чистые души глубоко восприняли милосердие девочки и доброту ее сердца. Ребята стали высказывать свои предположения, почему так назван праздник, рассказывать, как празднует Рождество их семья. [3]

В один из Клубных часов прошел совместный мастер-класс «Рождественский ангел». Дети вместе с родителями изготовили традиционный подарок на Рождество - белокрылого ангела в нетрадиционной технике и оформили «Рождественскую панораму», тем самым создав праздничную атмосферу в группе.

В среднем холле детского сада мы оформили Рождественскую выставку творческих работ детей.  

Еще в рамках проведения «Ситуации месяца» в условиях детской универсальной STEAM лаборатории был реализован краткосрочный творческий проект «История Рождества Христово», продуктом которого стал мультипликационный фильм «Рождество Христово». [5]

Все персонажи сказки, атрибуты, декорации к мультфильму мы изготовили в ходе кружковой деятельности в «Мастерской Золушки».

Итоговым мероприятием «Ситуации месяца» по теме «Рождественский подарок» стал спектакль «Рождественская сказка», в подготовке которой со всей ответственностью приняли участие дети, родители и педагоги.

До начала пандемии спектакли в детском саду проходили при полном аншлаге. Присутствовали родители, почетные гости. К сожалению, жизнь вносит свои коррективы, но мы с легкостью их преодолеваем. Поэтому в этом году премьера спектакля прошла уже в привычном для всех онлайн - режиме на платформе ZOOM.

Также, любое ранее театрализованное представление в детском саду проходило при поддержке благочинного Белоярского благочиния протоирея Георгия Полевщикова. В этот раз без исключения. Отец Георгий выступил с приветственным словом и еще раз рассказал историю светлого праздника.

В первые в этом году на премьеру спектакля были приглашены старшие дошкольники МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский». В рамках обмена опыта мы организовали телемост и у ребят и педагогов была возможность высказать свои пожелания, мнения, обменяться опытом.

Мы с коллегами из детского сада «Сказка» считаем, что православные праздники оказывают огромное влияние на воспитание всесторонне развитой духовной личности ребёнка. А это возможно лишь совместными усилиями семьи и детского сада.

Список использованных источников

1. Кузьмин И.А. Истоковедение. Том11.  – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.-320с.

2.Кузьмин И.А. Истоковедение. Том5.  – Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2018.-224с.

3.Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6лет). Издание второе, исправленное. Под редакцией И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки»,20 20-28с.

4.Технологии Эффективной социализации в детском саду и начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: (учебно - методическое пособие)/под. ред. Н.П. Гришаевой. -М.: Линка Пресс, 2019-264 с.

5.STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/Т.В. Волосовец – 2-е изд., стереотип- М.: БИНОМ. Лаборатория занятий, 2019-112с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников

В статье раскрывается опыт работы воспитателя в рамках реализации проекта "Моя сеья" для детей подготовительной к школе группы....

Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»

Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»...

Презентация проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников»

В презентации сформированы: проблема, цель, задачи проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников». Представлены:ожидаемый результат, формы реализации проек...

Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника

Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника...

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников. История театра, современный кукольный театр....