Методическая разработка
план-конспект занятия (старшая группа)

Татьяна Балахнина

Методическая разработка по теме:

                «Экологическое воспитание старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_na_konkurs.docx801.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

                              Методическая разработка по теме:

                «Экологическое воспитание старших дошкольников»

Автор:

Балахнина Татьяна Николаевна, воспитатель,

1 квалификационная категория

                                                          г.Бийск,2022

                                                            Все лучшее в природе принадлежит всем вместе.

                                                                                                                            (Петроний) 

Введение

 На сегодняшний день взаимосвязь человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задумываться, путешествовать, рассматривать и наблюдать, замечать изменения и преображения в природе. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине. А кто, если не мы будем беречь и охранять природу, ее красоту.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и делать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.  Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, душистым цветам, яркому солнцу, друг другу, поющим птицам и бабочкам.

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании старших дошкольников»

В период дошкольного детства в процесс целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформулировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Неправильные представления детей о природе часто способствуют недоброжелательному отношению к растениям, насекомым, животным, безжалостному уничтожению насекомых, цветов и прочих. Взрослые, не задумываясь, показывают свое безразличие к окружающему миру, выбрасывая сорванный букет, ломая ветки для пикника, разрушая муравейник, оставляю мусор. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему миру и эмоциональную отзывчивость можно воспитать только в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, экскурсии, труд в природе, природоохранные акции, игра, опытно-экспериментальная деятельность.)

Мною определены цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи:

-Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);

-развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранять и беречь её).

-воспитывать бережное отношения к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);

-воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Для реализации поставленных мною задач были созданы условия:

детская литература о природе (энциклопедии, журналы, книги)

картины, наборы открыток (животных, растений, птиц и т.д.), плакаты «Правила поведения в природе»;

природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений, график дежурства в уголке природы);

мини-лаборатория (природные материалы, оборудование для проведения опытов, дневники наблюдений, и др.);

орудия труда для ухода за растениями (грабли, лейки, фартуки);

метеостанция ДОО (метео доска, термометр, флюгер, дождемер, солнечные часы, ветряной рукав)

экологическая тропа на территории ДОО (деревья, кустарники, огород, лекарственные растения, парк радости).

Формы и методы работы.

В своей работе по экологическому воспитанию старших дошкольников использую традиционные и инновационные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Наблюденияпроводятся в уголке природы и на участке детского сада на протяжении всего учебного года.На прогулке проводятся наблюдения, где дети знакомятся с изменениями природы по сезонам, со свойствами песка, снега, льда, воды, игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Обеспечивается непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Метод моделирования-это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, замещение реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками (работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой);

Игра (экологического содержания, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования)активизируют умственные процессы, способствуют умению выделять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, формируют у детей двигательные качества и творческие способности.

Словесно-литературный метод (диалог - разговор обсуждение; монолог - рассказ воспитателя, чтение книг; беседа);

Труд в уголке природы, на участке, огороде формирует бережное, заботливое отношение к природе, ответственное выполнение своих обязанностей, желание принимать участие в уходе за растениями. Также используется такая форма организации труда, как поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения.Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе и обязательна оценка труда детей.Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость.

Экспериментирование - элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе.Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании. для установления причин, явлений связей наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, о растениях и т.д). Это способствует формированию познавательного интереса к природе, наблюдательности.

Анкетирование-это инструмент получения первичной психологической (социально-психологической) статистической информации. Проводится анкетирование с целью выяснить общую картину в определенной тематике.

Таким образом, можно сказать о том, что все перечисленные направления работы непосредственно выходят на нравственное воспитание детей. У дошкольников активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, к результатам их труда; формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители! Нам важно Ваше отношение к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду и в семье

1.Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?  

Да  Нет  Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается? __________________________________________________________________

3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (города)?

Да  Нет  Не знаю

4. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

             Да            Нет          Иногда

5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?  

Да  Нет  Не знаю

 6. В каких мероприятиях, касающиеся сохранения природного мира Вы посещали, участвовали? ________________________________________________

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

                    Высокий Средний  Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

                     Да   Каким образом? Нет

 9. Какую информацию Вы хотели бы получить от педагогов по экологическому воспитанию дошкольников? __________________________________________________________________

10. Как вы оцениваете работу по экологическому воспитанию дошкольников?

__________________________________________________________________

11. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду? _________________________________________________________________

Спасибо за участие!

 

                       Консультация для родителей «Научим детей беречь природу»

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой.

Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - помощников, советчиков, старших друзей. Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи.

Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья. Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, на начальном этапе развития экологической культуры.

Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.

Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), а значит бережно распоряжаться ее богатствами. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. ДОО является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Задачи экологического воспитания сводятся к следующему: 1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы. 2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе. 3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру. 4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе. 5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей. Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей. Задачи педагогов сводятся к следующему: 1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

• знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

• предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

• формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

• знакомить с представителями живой и неживой природы;

• рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

• способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

• знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

• способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей Н. Акимушкин «Это все кошки»; Н. Акимушкин «Это все собаки», В. Бианки «Рыбий дом», В. Бианки «Наши птицы», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки», М. Д. Махлин «О тех, кого не любят», А. Михайлов «Вот так куколка!», Н. Осипов «В воде и у воды», Н. Павлова «Бабочки», Е. Пермяк «Чижик - пыжик», М. М. Пришвин «Золотой луг», Е. Серова «Наши цветы», Н. Сладков «Грачи прилетели», Н. Сладков «Пестрые крылья», Н. Сладков «Солнцеворот», Г. Скребицкий «Четыре художника», К. Д. Ушинский «Четыре желания»; Г. Снегирев «Кто сажает лес». В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи - потешки, стихи - небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо - функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы). Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или в первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей этого возраста. Двух – трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, не торопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их не произвольное и не продолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной, неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем – то одном в течение продолжительного времени им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух – трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Они должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объекта, кроме того, получить первоначальное представление о возможной деятельности с ними. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий.

Взаимодействие с родителями

В рамках взаимодействия с родителями было проведено анкетирование, с целью выявления их отношение к значимости формирования основ экологической культуры у детей. В анкетировании приняли участие 27 родителей воспитанников подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации.  Результаты анкетирования родителей показали, что лишь 50% родителей уделяют должное внимание важности экологического воспитания старших дошкольников, в силу своей некомпетентности в этом вопросе.    Анализируя ответы родителей на предложенную анкету можно сделать следующие выводы: воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах. Осуществляя просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников была предложена консультация на тему «Научим детей беречь природу». В ходе, которой подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей.

Родителям вместе с детьми участвовали в таких акциях и конкурсах, как:

«Изготовление кормушки для птиц своими руками»;

«Спасем жизнь ежам, сбор батареек»;

«Соберем макулатуру»;

Конкурс исследовательских работ дошкольников

«Я исследователь» на тему: «Почему рябина зимой не опадает?»

 В перспективе планирую следующие мероприятия: проведение консультаций для родителей, весенняя акция «Вырасти саженцы для клумбы».

Экологический квест для детей подготовительной группы 

                             «Юные защитники природы».

Цель: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Программные задачи:

Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.

Закреплять знание названий жилища животных.

Закреплять умение производить простейшие опыты.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Формировать бережное отношение к природе, стремление заботиться об окружающем мире.

Предварительная работа.

Рассказ детям про Эколят; про то, чем они занимаются. Знакомство с правилами поведения в природе. Расширение представлений о диких животных.

Оборудование: изображения растений и животных, цветов, оборудование для экспериментирования (стаканчики, фильтры из бумаги, ваты), ведёрки для сбора «мусора», шапочки для Эколят, карта, конверты с карточками.

Ход проведения квеста.

Ведущий: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Совушки-совы, умной головы, которое я вам сейчас зачитаю.

- Здравствуйте, дети! На лес, в котором я живу, напала злая Баба Яга. Она забрала у лесных жителей добро, радость и дружбу. В лесу изменилось все вокруг: трава сохнет. Цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы давно не поют своих песен. Все поляны завалены мусором. А звери, лесные жители, впали в спячку, вода в реках грязная и мутная. Ребята, помогите освободить лес от Бабы Яги. Я могу вам подсказать, дорогу. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью карты.

 Вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. А помогут вам выполнить задания мои друзья Шалун, Ёлочка, Тихоня, Умница. Если вы выполните все задания, то сможете спасти лесных обитателей. Вот вам карта, по которой вы сможете найти моих друзей. За каждое выполненное задание вам вручат конверт. Что в нём, вы узнаете, когда выполните все задания.

Дети рассматривают карту, определяют по стрелкам, куда идти.

Дети приходят на первую полянку.

Выходит Шалун (ребёнок)

Привет, меня называют Шалуном. Я люблю веселые игры, а еще люблю узнавать все новое и неизвестное.

У меня есть для вас есть сложное задание, если сделаете, получите подсказку, готовы? (да). Детям предлагаю картинки.

Итак: «Карточку посмотри и о его пользе кто изображен расскажи».

Мухомор - лечатся животные лоси, медведи, олени.

Дождевой червяк – рыхлит землю, улучшает приток воды и воздуха к корням растений

Дятел – лесной доктор – убивает личинок жуков короеда из под коры деревьев и строит новые дупла для других птиц и животных.

Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которые, не едят птицы.

Скворец – за день ловит столько вредителей, сколько он сам весит.

Шалун: Молодцы ребята! Все выполнили правильно, держите конверт.

Спасибо вам за помощь! До скорой встречи!

Воспитатель: Давайте, посмотрим, куда идти дальше. Доходят по карте до следующей полянки.

2. Здравствуйте! Я эколенок Тихоня, и я очень люблю цветы, поэтому перед домиком я разбил чудесный цветник. Но Баба - Яга и тут побывала. Она перепутала все цветы, и теперь я не знаю, какие цветы нужно высадить в саду, какие в поле, на лугу. А знаете ли вы цветы?

Предлагаю детям картинки цветов.

А сейчас помогите мне высадить цветы в сад, в поле, в лесу.

Классификация игра «Где живут цветочки» (садовые, лесные, полевые).

За правильно выполненное задание дети получают конверт.

Ведущий. А нам пора идти дальше.

Здравствуйте! Я Умница. Называют меня так потому, что я самая серьезная, много чего знаю, люблю рассказывать разные интересные истории; из всех своих друзей я самая старшая. У нас беда. В лесу отдыхали туристы, и весь мусор сбросили на поляне, в реку. Бедные жители реки рыбки, раки, лягушки. Они же ничего не видят в мутной воде! Нужно им помочь отчистить дом от мусора. Вы сможете?

Ведущий. Конечно. Давайте соберем мусор с поляны. В синее ведро - пластик, в зелёное - бумагу, а в красное - стекло.

Дети выполняют задание.

Ведущий. Дети, а вода в реке мутная. Что делать? (очистить воду)

Давайте, попробуем (дети очищают воду с помощью фильтра)

Молодцы, теперь у жителей леса и реки снова чистый дом!

А вы, знаете, правила поведения в природе?

Проверим.

Игра «Если я приду в лесок».

• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы.

Умница: Вот вам конверт за выполненное задание.

Ведущий: Спасибо. А нам пора дальше.

Дети по карте определяют, куда идти дальше.

 Здравствуйте, я Елочка. Я люблю природу, знаю правила поведения в природе. Баба- Яга испортила природоохранные знаки. Вы поможете мне их исправить?

Дети исправляют природоохранные знаки, (запрещающие знаки обводят красным цветом, разрешающие - зелёным)

Ёлочка: Спасибо, теперь мы установим эти знаки в лесу. Вот вам конверт.

Ведущий: спасибо.

Ведущий: Давайте, посмотрим, куда идти дальше. (на карте Лесная полянка)

Вот и подошло ваше путешествие к концу.

Вы справились со всеми заданиями, получили конверты. Давайте посмотрим, что же там.

Дети достают карточки, складывают из них фразу «Защитники природы»

Молодцы, дети. Спасибо вам за то, что дружите с природой, знаете правила поведения в природе. Вот вам подарок от Совушки –совы.

Итоги работы

Проведённое исследование и результаты педагогического эксперимента показали важность формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

Я убедилась, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.        

        Дети показали хороший уровень знаний о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года. Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.

        Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи полностью решены. Уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста повысился.

Список используемых источников:

Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2009. – 227 с.

Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия её реализации в детском [Текст] / С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.:

Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / В.Н Чернякова – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с

Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического воспитания дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз», 2005.

Владимирова, Т. В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы [Текст] / под ред. Сидорчук Т. А., – Ульяновск, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...