Этапы разучивания песен.
статья

Гурьянова Надежда Александровна

 

 

Существует 3 этапа разучивания песни:

1 этап – ознакомление с песней.Целью первого этапа обучения: заинтересовать детей, раскрыть идейное содержание музыкального произведения. На первый этап отводится 2 занятия.

2 этап – разучивание песни. На этом происходит основная работа по обучению детей певческим умениям, работа над вокально - хоровыми навыками. Отводится 3 – 4 занятия.

3 этап – закрепление песни. На третьем этапе происходит работа над качеством исполнения песни, над воссозданием художественного образа песни, над её эмоционально – выразительным исполнением. На третий этап отводится 2 – 3 занятия.

В младших группах на первом этапе разучивания используются беседы, знакомящие детей с содержанием песни, обращающие внимание на художественный образ. Чтобы детям было интересней разучивать песню, вносим игрушку как наглядный пример.После первого прослушивания детям задаются вопросы: какая музыка по настроению, о чём или о ком в ней поётся, и т. д. И песня исполняется музыкальным руководителем ещё раз.

На втором этапе в процессе разучивания песни ведётся работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту звучания. Здесь можно использовать игровой приём: большой паровоз гудит низко, а маленький высоко. Использовать жесты, чтобы дети вовремя вступали на пение.

На третьем этапе проверяем,как дети усвоили песню: мелодию и текст. Дети поют песню с аккомпанементом.

Далее переходим к методике обучения музыкально-ритмическим движениям.

Основная задача - развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений. Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием, прекращать движение.Например: вырабатывая элементарную ритмичность, педагог приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой», похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой, а для освоения некоторых движений под музыку, педагог предлагает ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т. д., повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т. е. подбирается определенный репертуар.

Освоению навыков музыкально - ритмических движений для детей раннего возраста помогает соответствующий репертуар. Например, слушая марш Е. Тиличеевой «Вот как, мы умеем», дети продолжают учиться ходить под музыку, а под веселую русскую народную мелодию «Ах, вы, сени»осваивают плясовые движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук. Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. Игры и пляски для малышей строятся на сопоставлении музыки контрастного характера например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую часть музыки - весело топают ногами).

Для разучивания игр, плясок, упражнений с детьми раннего возраста включает: подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложное движение, некоторые дети могут выполнить его самостоятельно.

Вопрос: Давайте коллеги вспомним, какие основные методы музыкального воспитания используются на организованной деятельности (либо на занятии) с детьми раннего возраста?

Ответ: наглядный (это игрушка, кукольный театр, словестный (это потешки, прибаутки,

практический (показ педагогом, музыкальным руководителем, исполнительских приемов в музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)

Например, самый главный метод это наглядный, когда в гости к детям приходит «мишка», который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Далее практический,где используются игровые действия с предметами: дети под музыку вместе с педагогом машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками. Разучивая пляску, педагог исполняет ее (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных побуждает двигаться самостоятельно.

Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней поучаствовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки,он говорит«Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей,зовет«Идите со мной плясать!». У детей появляются излюбленные плясовые движения, которыми они сразу же откликаются на плясовую мелодию, повторяя движения за педагогам.

Вопрос: Перечислите пожалуйста, простые движения пляски детей раннего возраста?ответ: дети пружинят на месте, топают одной ногой, кружатся на месте, могут покачиваться и переступать на месте самостоятельно и при поддержке взрослого за обе руки, самостоятельно поворачивать кисти рук разведенных в стороны и согнутых в локтях (фонарики). Малыши с удовольствием пляшут самостоятельно и в паре со взрослым, а другим детям доставляет радость наблюдать за такой пляской.

К концу года дети раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера. На музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия педагога.

Знакомство с музыкальными инструментами начинается с группы раннего возраста. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, погремушка и колокольчик, привлекает внимание малышей к различной окраске звучания). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать малышам в занимательной игровой форме. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными). Далее применяются игры, направленные на развитие различных музыкальных способностей,доступные и эмоционально привлекательные для малышей например«Дождик большой и маленький» «Мишка с куклой звонко топают». Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную сферу ребенка.

Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая музыка. На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой.Например: в гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу,дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.

Сейчас я вам хочу предложить кроссворд «Музыкальные инструменты». Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, можно будет прочесть в вертикальном ряду название русского народного музыкального инструмента.Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».

1. Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.

2. Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.

3. Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?

4. Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.

5. Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.

6. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».

7. Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.

Но хочется вернуться и отметить на сколько важно развивать в детях музыкальные способности уже начиная с раннего возрастаМузыка помогает раскрыться, тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше, влияет на развитие личности ребенка. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы разучивания песен.

Существует 3 этапа разучивания песни:

1 этап – ознакомление с песней.Целью первого этапа обучения: заинтересовать детей, раскрыть идейное содержание музыкального произведения. На первый этап отводится 2 занятия.

2 этап – разучивание песни. На этом происходит основная работа по обучению детей певческим умениям, работа над вокально - хоровыми навыками. Отводится 3 – 4 занятия.

3 этап – закрепление песни. На третьем этапе происходит работа над качеством исполнения песни, над воссозданием художественного образа песни, над её эмоционально – выразительным исполнением. На третий этап отводится 2 – 3 занятия.

В младших группах на первом этапе разучивания используются беседы, знакомящие детей с содержанием песни, обращающие внимание на художественный образ. Чтобы детям было интересней разучивать песню, вносим игрушку как наглядный пример.После первого прослушивания детям задаются вопросы: какая музыка по настроению, о чём или о ком в ней поётся, и т. д. И песня исполняется музыкальным руководителем ещё раз.

На втором этапе в процессе разучивания песни ведётся работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту звучания. Здесь можно использовать игровой приём: большой паровоз гудит низко, а маленький высоко. Использовать жесты, чтобы дети вовремя вступали на пение.

На третьем этапе проверяем,как дети усвоили песню: мелодию и текст. Дети поют песню с аккомпанементом.

Далее переходим к методике обучения музыкально-ритмическим движениям.

Основная задача - развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений. Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием, прекращать движение.Например: вырабатывая элементарную ритмичность, педагог приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой», похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой, а для освоения некоторых движений под музыку, педагог предлагает ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т. д., повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т. е. подбирается определенный репертуар.

Освоению навыков музыкально - ритмических движений для детей раннего возраста помогает соответствующий репертуар. Например, слушая марш Е. Тиличеевой «Вот как, мы умеем», дети продолжают учиться ходить под музыку, а под веселую русскую народную мелодию «Ах, вы, сени»осваивают плясовые движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук. Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. Игры и пляски для малышей строятся на сопоставлении музыки контрастного характера например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую часть музыки - весело топают ногами).

Для разучивания игр, плясок, упражнений с детьми раннего возраста включает: подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложное движение, некоторые дети могут выполнить его самостоятельно.

Вопрос: Давайте коллеги вспомним, какие основные методы музыкального воспитания используются на организованной деятельности (либо на занятии) с детьми раннего возраста?

Ответ: наглядный (это игрушка, кукольный театр, словестный (это потешки, прибаутки,

практический (показ педагогом, музыкальным руководителем, исполнительских приемов в музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)

Например, самый главный метод это наглядный, когда в гости к детям приходит «мишка», который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Далее практический,где используются игровые действия с предметами: дети под музыку вместе с педагогом машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками. Разучивая пляску, педагог исполняет ее (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных побуждает двигаться самостоятельно.

Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней поучаствовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки,он говорит«Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей,зовет«Идите со мной плясать!». У детей появляются излюбленные плясовые движения, которыми они сразу же откликаются на плясовую мелодию, повторяя движения за педагогам.

Вопрос: Перечислите пожалуйста, простые движения пляски детей раннего возраста?ответ: дети пружинят на месте, топают одной ногой, кружатся на месте, могут покачиваться и переступать на месте самостоятельно и при поддержке взрослого за обе руки, самостоятельно поворачивать кисти рук разведенных в стороны и согнутых в локтях (фонарики). Малыши с удовольствием пляшут самостоятельно и в паре со взрослым, а другим детям доставляет радость наблюдать за такой пляской.

К концу года дети раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера. На музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия педагога.

Знакомство с музыкальными инструментами начинается с группы раннего возраста. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, погремушка и колокольчик, привлекает внимание малышей к различной окраске звучания). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать малышам в занимательной игровой форме. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными). Далее применяются игры, направленные на развитие различных музыкальных способностей,доступные и эмоционально привлекательные для малышей например«Дождик большой и маленький» «Мишка с куклой звонко топают». Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную сферу ребенка.

Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая музыка. На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой.Например: в гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу,дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.

Сейчас я вам хочу предложить кроссворд «Музыкальные инструменты». Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, можно будет прочесть в вертикальном ряду название русского народного музыкального инструмента.Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».

1. Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.

2. Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.

3. Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?

4. Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.

5. Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.

6. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».

7. Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.

Но хочется вернуться и отметить на сколько важно развивать в детях музыкальные способности уже начиная с раннего возрастаМузыка помогает раскрыться, тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше, влияет на развитие личности ребенка. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разучивание песенного репертуара.

Тема занятия: «Разучивание песенного репертуара»воспитанники студии раннего развития «Всезнайка», 5-7 летЦель: разучить песню «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.ПономарёваЗадачи:...

Выступление на педагогическом совете "Методика разучивания песен"

Выступление на педагогическом совете "Методика разучивания песен"...

МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСЕН

Порядок разучивания музыкального произведения...

Методика разучивания песен

Методика разучивания песен...

Использование мнемотехники в разучивании песен и стихов.

Использование мнемотехники в разучивании песен и стихов....

Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Выручалочка «Учим песни»Методическая разработка по разучиванию песен с использованием мнемотаблиц.Надежда Фадеева  Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы.Я их использую при разучиван...

Этапы разучивания песен.

Существует 3 этапа разучивания песни:1 этап – ознакомление с песней.Целью первого этапа обучения: заинтересовать детей, раскрыть идейное содержание музыкального произведения. На...