Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
материал

Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, а запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie23.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО:                                                                                          

Педагогическим советом ГБДОУ
детского сада № 63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Протокол № 4 от 26.08.2022

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом по ГБДОУ детскому саду № 63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

от 26.08.2022 № 73-од

____________Архипова Т. Н.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

на 2022-2023 учебный год

Воспитатель: Абраменко Ольга Владимировна

Группа № 12 (6-7 лет)

        


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

План работы по самообразованию

Воспитатель: Абраменко Ольга Владимировна

Группа № 12 (6-7 лет)

Тема: «Мнемотехника, как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Актуальность темы:

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день проблема развития речь детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Недостаток живого общения родителей со своими детьми, подмена общения зависимостью от компьютера и различных гаджетов, игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В настоящее время в речи детей существует множество проблем:

- односложная речь, состоящая из простых предложений;

- недостаточный словарный запас и неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- трудности в построении монолога (например, сюжетного или описательного рассказа, пересказа);

- бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность логически обосновать свои утверждения и выводы;

- отсутствие навыков культурной речи.

Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, а запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника — в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система различных методов и приёмов, облегчающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и способствующих развитию связной речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

        Использование  приемов и методов мнемотехники в работе по обучению детей связной речи поможет им стать более общительными, расширить словарный запас, научиться связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

Цель для педагога:

1.Способствование развитию памяти, внимания, образного мышления, умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;

2. Содействие развитию творческих способностей детей, умению самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их;

3. Создание условий для обогащения словарного запаса и  развития связной речи детей, разработка и апробирование серии занятий с использованием мнемотехники;

4. Создание картотек наглядного материала, включающих в себя приемы мнемотехники;

5. Вовлечение родителей в процесс речевого развития детей.

Цель для воспитанников:

1. Развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;

2.Совершенствование диалогической формы речи

3. Развитие умения сравнивать и выделять существенные признаки;

4. Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности; мышления, внимания, воображения и памяти.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года

Ожидаемые результаты для педагога:

  • повышение своего профессионального уровня;
  • создание специальной среды с целью  развития связной речи детей;
  • создание картотеки мнемотаблиц, обеспечивающей систему работы в группе по развитию речи посредством мнемотехники;
  • усиление вовлеченности  родителей (законных представителей) в процесс развития речи детей, а так же усиление их интереса к событиям в детском саду.

Ожидаемые результаты для воспитанников:

  • развитие умения  работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;
  • повышение уровня произвольной памяти, развитие речи дошкольников;
  • развитие у детей умственной активности, логического мышления, умения сравнивать и выделять существенные признаки;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • возникновение желания  и развитие умения пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • расширение кругозора детей, увеличение круга знаний об окружающем мире.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • консультативная работа с родителями.

Этапы проработки материала:

1. Этап информационно-аналитический

Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме.

2. Этап - внедрение в практику.

Разработка и корректировка конспектов занятий с использованием приемов мнемотехники; подготовка наглядного материала (подбор мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц); составление картотек мнемотаблиц по темам; обучение детей самостоятельной замене ключевых слов символами, использованию мнемотаблицы в качестве модели как план пересказа, при закреплении материала по лексической теме и при разучивании стихотворений.

3. Этап - представление опыта работы по теме: «Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Публикация своего опыта на личной странице в образовательной социальной сети nsportal.ru в сети Интернет.

Сроки

Формы работы

Содержание работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

сентябрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Составление перспективного планирования по выбранной теме.

- Подбор стихотворного материала.

октябрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

- Изготовление мнемотаблиц, оформление в электронном виде.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Изучение статьи на тему: «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

- Изучение учебно-методического пособия Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

- Разучивание стихотворения «Стало вдруг светлее вдвое…»

Е. Трутневой (по мнемотаблице).

- Разучивание стихотворения «Ласточки пропали» А. Фета

(по мнемотаблице).

- Консультация для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста»  (Папка – передвижка).

ноябрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

- Изготовление мнемотаблиц, оформление в электронном виде.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Изучение статей «Разучивание стихотворений в подготовительной группе» Интернет – ресурсы.

- Изучение пособия Н.В. Нищевой «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

- Закрепление с детьми знаний о сезонных изменениях в природе, упражнение детей в умении составлять связный рассказ по схеме-моделе.

- Разучивание стихотворений ко «Дню матери» (с использованием мнемотаблицы).

- Консультация для родителей «Как научить детей учить стихи» (Папка-передвижка)

декабрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

- Изготовление мнемотаблиц, оформление в электронном виде.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Изготовление мнемотаблиц и внесение их в предметно-развивающую среду.

- Разучивание стихов к Новому году (с использованием мнемотаблицы).

- Загадывание загадок с помощью мнемотаблиц

- Разработка и оформление мнемотаблиц;

январь

- Изготовление мнемотаблиц, оформление в бумажном и электронном виде.

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

- Практическое применение с воспитанниками.

-Изучение  книги Васюковой Н. Е. «Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция»

- Разучивание стихов о зиме (с использованием мнемотаблицы).

- Дидактическая игра «Какая сказка спряталась?» по мнемотаблицам

Консультация для родителей «Использование приема «мнемотехника» в разучивании стихов» (на личной странице воспитателя на образовательном ресурсе в сети Интернет).

февраль

- Изготовление мнемотаблиц, оформление в бумажном и электронном виде.

- Оформление «Памятки для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

- Практическое применение с воспитанниками.

- Разучивание стихов о зимних забавах (с использованием мнемотаблицы).

- Дидактическая игра «Угадай, кто я?» с использованием мнемотаблиц.

- Составление описательного рассказа о сезонных изменениях в природе зимой по схеме-моделе.

- Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

март

- Работа с родителями (законными представителями).

- Практическое применение с воспитанниками.

- Разучивание стихов о маме (с использованием мнемотаблицы).

 - Пересказ рассказа «Два козлика» по Д.К.Ушинскому с использованием мнемотаблицы.

 

 - Составление  мнемотаблицы и описательного рассказа по теме «Весна»

- Подбор и оформление картотеки мнемотаблиц.

- Консультация для родителей (на личной странице воспитателя на образовательном ресурсе в сети Интеренет)  «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

апрель

- Распространение собственного опыта работы по теме самообразования.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Дидактическая игра «Опиши предмет» с использованием мнемоквадратов.

- Разучивание стихотворения «Уж тает снег, бегут ручьи» А. Плещеева  (с использованием мнемотаблицы).

- Составление мнемотаблицы и описательного рассказа по ней на тему «Космос»

-  Публикация по теме самообразования на личной странице воспитателя на образовательном ресурсе в сети Интернет.

май

- Распространение собственного опыта работы по теме самообразования.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубика» с помощью мнемотаблицы.

- Разучивание стихотворения к Дню Победы с помощью мнемотаблицы.

- Подготовка отчета по теме самообразования

Отчет по самообразованию

воспитателя  Абраменко О.В.    2022 – 2023 уч. год

Тема: «Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Литература, изученная по данной проблеме:

  • Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  • Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
  • Васюкова Н.Е. «Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция»
  • Широких Т.Д. «Учим стихи и развиваем память»

Основные направления в работе:

а) составление плана работы по теме самообразования;

б) изучение методической литературы;

в) участие в вебинаре по теме самобразования;

в) изготовление мнемотаблиц;

г) проведение индивидуальных консультаций с родителями, изготовление папок-передвижек для родителей, публикация консультаций для родителей на личной странице на образовательном ресурсе сети Интеренет;

д) практическое применение с воспитанниками: разучивание стихов, составление рассказов, дидактические игры с применением мнемотаблиц.

За год работы по теме самообразования я изучила вышеуказанную литературу, в которой описаны основные принципы и правила мнемотехники: 1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено;

2.Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции;

 3. Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено;

4. Лучше запоминается то, что хорошо осознано;

 5. Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать.

Для достижения целей, сформулированных при написании плана работы по теме самообразования, а именно создания условий для обогащения словарного запаса и развития памяти и связной речи детей,  мной были созданы следующие картотеки наглядного материала:

- картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений;

- картотека дидактически игр с использованием приемов мнемотехники;

- картотека мнемодорожек по пословицам;

- картотека мнемотаблиц для составления пересказа сказок;

- картотека мнемотаблиц по составлению описаний и связных рассказов на различные темы.

С целью вовлечения родителей в процесс речевого развития детей в течение учебного года были проведены индивидуальные консультации с родителями, подготовлена памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами», оформлены папки-передвижки и опубликованы консультации на индивидуальной странице на образовательном ресурсе в сети интернет на темы: «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста»: «Как научить детей учить стихи»; «Использование приема «мнемотехника» в разучивании стихов»; «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

        В течение года мной регулярно проводились занятия с детьми с использованием приемов мнемотехники, ребята учились заучивать стихотворения  и составлять рассказы и пересказы с использованием мнемотаблиц, а так же велась индивидуальная работа с детьми с целью развития памяти, внимания, образного мышления и связной речи. В результате проведенной работы  воспитанники научились преобразовывать абстрактные символы в образы, самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их, развили умение работать с опорой на мнемотаблицы, обогатили и активизировали свой словарный запас. Детям, плохо владеющим русским языком, было гораздо легче запоминать новые слова и фразы, опираясь на визуальные образы.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.

        Анализ реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования показал, что  используемые в течение года методы мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с большим желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Ребятам стало проще давать аргументированные оценки, разрешать споры, сроить алгоритм высказывания и оформлять свою мысль в виде предложения. Словарный запас детей заметно обогатился, из пассивного превратился в активный. Заметно повысился интерес детей к самостоятельному составлению мнемотаблиц  и в целом к данному виду занятий. Рассказы и пересказы детей, уверенно владеющих русским языком, стали более  четкими, полными, связными и последовательными.

В работе с детьми дошкольного возраста мной успешно применялся  метод «крокирования» - это метод символизации или метод рисуночного письма.

Примерами использования метода «крокирования» могут служить мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, коллаж.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах: Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

 Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

Мнемотаблицы можно использовать для ознакомления детей с окружающим миром; при заучивании стихов; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; для обогащения словарного запаса; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Работа с мнемотаблицей проходит в несколько этапов:

I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

II этап. Осуществление перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы).

III этап. Пересказ с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка методов запоминания.

IV этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе. С помощью мнемотаблиц дети учатся составлять рассказы, пересказывать

литературные произведения, заучивать стихи, у детей появляется желание пересказывать тексты; у детей расширяется круг знаний об окружающем мире и словарный запас, что особенно заметно у ребят, плохо владеющих русским языком; дети учатся строить алгоритм высказывания и правильно оформлять свою мысль в виде предложения; развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость, умение сравнивать и выделять существенные признаки; дети учатся перекодировать информацию, то есть преобразовывать абстрактные символы в образы.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Планирую и дальше продолжать работу по самообразованию, изучая литературу и статьи в сети Интернет, а также участвуя в вебинарах по теме самообразования. Также планирую и дальше внедрять игровые упражнения и дидактические игры по  мнемотехнике с детьми дошкольного возраста, пополнять картотеки мнемотаблиц сказок, стихотворений и описательных рассказов, а так же повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и использования приемов мнемотехники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

План самообразования на тему: "Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное ...