Проект "Зимушка-зима" (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)

: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, почему зимой стоят сильные морозы, повсюду лежит снег, всем ли хорошо зимой…   

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся у них знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka_zima.docx466.86 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

                                 ПРОЕКТ 

         "Зимушка-зима"

D:\Downloads\stihi-pro-zimu.jpg 

                                                                             Воспитатель:

                                                                             Заздравных Тамара Михайловна

Тема: «Зимушка-зима»

Эпиграф:

Поэзия помогает нам увидеть красоту, ведь нужно обладать зоркостью, чтобы заметить что-то чудесное в обычном пейзаже

  Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, почему зимой стоят сильные морозы, повсюду лежит снег, всем ли хорошо зимой…   

Для получения ответов на все интересующие их вопросы, необходимо дать детям возможность в течение двух недель поработать над этой темой.
   Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся у них знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
 

Участники проекта: 

- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатель группы.
Срок реализации: январь
Тип проекта:
По тематике: творческо-информационный
По числу участников: групповой
По времени проведения: краткосрочный (11.01 2021 – 25.01.2023)
Цель проекта: Формирование у детей целостной картины мира о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях; воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

- Закрепление представлений о зиме, как о времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

- Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом.

- Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных зимой. Расширять представления о разнообразии птиц, способах добывания ими пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

- Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.

- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой. 

- Побуждать к эмоциональному отклику в процессе игр, хороводов и игровых упражнений.

- Формировать навыки сотворчества с взрослыми и самостоятельного творчества.

- Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе

- Предполагаемый результат:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников педагогического процесса.

 Формы реализации проекта:

- НОД.

- Беседы.

- Наблюдения.

- Игровая деятельность.

- Исследовательская деятельность.

- Продуктивная деятельность детей. 

- Чтение художественной литературы.

  Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический):

НОД «Здравствуй, гостья-зима»;

Дидактические игры:

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

«Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

«Найди такую же снежинку»

«Лабиринт»;

Беседы:

«Как человек помогает птицам зимой»

«Может ли мороз убить дерево?»

«Зимние игры и забавы»

«Как заботиться о здоровье зимой»;

Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима»;

Опыты и эксперименты;

Чтение художественной  литературы:

Н. Сладков «Суд над декабрём»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

Г. Снегирёв «Про птиц»

Н. Сладков «Еловая каша»

В. Зотов «Клёст», «О птицах»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Бр. Гримм «Госпожа Метелица»;

Загадки о зимних явлениях в природе;

Пословицы и поговорки о зиме;

Творческая мастерская: изготовление снежинок.

Рисование: «Деревья в инее»; 

Аппликация «Зимушка-зима»

Третий этап заключительный: 

Обработка результатов по реализации проекта.

Продукты проекта:

Пластилинография «Снегирь на ветке»

Выставка книг на зимнюю тему

Работа с родителями:

- Консультации для родителей «Зимняя прогулка», «Зимние игры и забавы»

- В беседах с детьми уточнять представление ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период

- Предложить выучить стихи зимней тематики  

- Организация выставки детских книг на тему «Волшебница-зима»

Приложение к проекту

Беседа «Как человек помогает птицам зимой»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, скажите, какая бывает зима? (Ответы детей)

Зима непредсказуема: то морозом ударит, то заметёт позёмкой, то льдом весь снег покроет. Как вы считаете, кому зимой труднее всего добывать корм?  (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, конечно же, птицам.

Давайте вспомним, как называют птиц, которых можно встретить в наших краях зимой? (Зимующие птицы)

Воспитатель: Почему же их так называют?» (Ответы детей)

Воспитатель: - А каких зимующих птиц вы знаете или видели в нашем городе? (Ответы детей).

Воспитатель: - А сейчас отгадайте загадки о птицах:

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

(Сорока.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

И большая голова.

Птица хищная... сова.

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(Сова.)  

Днем молчит, ночью кричит,

По лесу летает, всех пугает.

(Филин.)

Летом прячется в лесу,

А зимою на виду.

Эта птица-невеличка.

Как зовут ее?

(Синичка.)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение Е. Благининой о зимующих птицах:

 Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц-

За наших воробышков, галок, синиц…

Но птицы! Как холодно в воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Воспитатель: - Да, действительно, птичья жизнь зимой нелегка! Зима - самое трудное для птиц время года. Оно приносит им много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод. Труднее всего пернатым приходится в середине зимы. Снега много, а рябина и калина голые - ни ягодки! Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к жилью человека. В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают: человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много.

Воспитатель: - Как же мы сможем помочь голодающим птицам зимой? (Ответы детей) Да, правильно, люди изготавливают птичьи столовые, кормушки, заготавливают корм для птиц, идут в парк угощать своих пернатых друзей.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Дети, в наш детский сад принесли необычное письмо. Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей) Да, как вы уже догадались, письмо это от старичка- лесовичка и от зимующих птиц. Интересно, что в нем? Я прочитаю, а вы внимательно слушайте:

«Я – маленький воробей, зимой я могу погибнуть, потому что мне нечего кушать. Пожалуйста, помогите!» «Я – маленькая синичка. Негде мне греться и кормиться , ни козявки ,ни зерна. Замерзаю, голодаю, не дожить мне до тепла!»

Воспитатель: - Бедные птахи, как же им помочь? (Ответы детей). Чем зимой можно кормить птиц? (Ответы детей).

Воспитатель: - Предлагаю составить меню для птичьей столовой.

Д/игра « Составьте меню для птичьей столовой»

Воспитатель: - Теперь проверим, какие вы внимательные и ответственные. Что такое меню? (Листок с перечнем блюд в столовой)

Из карточек со словами вы должны выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.

1. РЯБИНА. 4 БЕЛЫЙ ХЛЕБ 7 ЗЕРНО 10 САЛО.

2. КОНФЕТЫ 5 СЕМЕЧКИ 8 САЛО СОЛЁНОЕ 11 МЯСО

3 РЖАНОЙ ХЛЕ 6 ПШЕНО 9 СЕМЕНА ШИШЕК

Воспитатель: - Молодцы! Кормление птиц не только важное, но и очень ответственное дело. Наши друзья птицы голодными не останутся!

Беседа «Может ли мороз убить дерево?»

Воспитатель: - Все животные и человек готовятся к холодной зиме. У животных вырастает теплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли к зиме деревья? На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

-сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию и питание;

-сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/39663434.711/0_a2576_a558d312_XL.png

-перестают расти, погружаются в глубокий сон;

-как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза.

Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нем пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев -это пушистый снег (вспомнить проведенный с детьми опыт на выявление защитных свойств снега).

Вопросы для обсуждения с детьми:

- Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?

- Какой панцирь защищает дерево?

- Как можно помочь молоденьким деревцам не замерзнуть зимой? 

Беседа: «Зимние игры и забавы»

Цель: познакомить детей с понятием «зимние забавы»; расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить, упряжка, «тройка», бубенчики.

Демонстрационный материал: сюжетная картинки: катающиеся на коньках дети на катке, «Катание детей на санках с горки» «Катание детей на лыжах».

Предметные картинки: зимние забавы (катание на коньках, снеговик, горка, телега, карета), спортивный зимний инвентарь (ватрушка, ледянка, лыжи,    

коньки, санки).

Ход беседы:

Воспитатель: -Ребята, а вы любите зиму? - Что можно делать зимой на улице? (ответы детей). - А вам нравится лепить снеговика?

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (ответы детей). Забавы – это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние» и получается «зимние забавы». Как вы понимаете, что такое зимние забавы? (Ответы детей: зимние игры и развлечения)https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/211794/212e88bd-9f30-42e0-b779-e11ce6f19662/s1200

Воспитатель: - Давайте с вами больше узнаем о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.

Но сначала вспомним поговорки о морозе:

- «Береги нос в большой мороз»;

- «Мороз не велик, да стоять не велит»;

- «В зимней шубке и морозы – шутка».

Воспитатель: - Зимних развлечений очень много. Давайте я сейчас буду вам называть разные зимние развлечения, если я скажу правильно, то хлопайте в ладоши:

Зимой играют в снежки.

Зимой купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой собирают грибы.

Зимой собирают ягоды.

Зимой катаются на коньках по льду.

Зимой катаются на санках.

Зимой лепят снеговиков.

Зимой катаются на лыжах.

Воспитатель: - Ребята, что вам больше всего нравится делать зимой? (кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки…) -А где можно покататься на санках? (во дворе, в парке, с горки…)

- На чём ещё можно покататься с горки? (на ватрушке, ледянке, на лыжах)

- Как катаются на ватрушке и ледянке с горки? (так же как и на санках: садятся на них и, крепко держась за них, едут вниз с горы)

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней поры. 

Но ленивый мой конь возит только с горы. 

А на горку всегда сам пешком я хожу 

И коня своего за верёвку держу. (Санки.)

(Показ картины «Катание на санках»).

Рассказ об одной из старинных забав на Руси – катание на санях:

«Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной.

Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета). Колёса крутились, карета ехала. Но зимой колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее». 

Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными)

Воспитатель: - Ребята, Вы говорили, что ещё вам нравится кататься на коньках. А что такое коньки? (ботиночки с полозьями) (показ картины).

-А где можно покататься на коньках? (на катке) -Что такое каток? (площадка, покрытая льдом)

-А что на этой картинке делают дети? (играют в снежки)

-А что на этой картине делают дети? (лепят снеговика)

Воспитатель: - Ребята, давайте слепим снеговика:

                                  (пальчиковая гимнастика)

Мы лепили снежный ком (сжимаем ладошки)

Шляпу сделали на нем (руки "Крыша" над головой)

Нос приделали и вмиг (крутим кулачком у носа)

Получился снеговик! (описываем в воздухе круги)

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Воспитатель: - На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка. Всего пять картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?

Итог беседы:

Воспитатель: - Ребята, о чём мы сегодня говорили? (о зимних забавах).

Какие бывают зимние забавы? (ответы детей)

Конспект занятия по аппликации «Зимушка-зима»

Цели: Побуждать детей к изображению зимнего пейзажа, используя для этого доступные приемы и способы: обведение выбранных элементов по шаблону с последующим вырезанием и самостоятельным дополнением нужными мелкими деталями; обрывная техника аппликации; свободное вырезание. Побуждать к созданию аппликации, состоящей из различных элементов, правильно располагать детали в соответствии с реальным объектом. Закрепить приемы работы с шаблоном, вырезания, наклеивания (смазываем клеем всю поверхность обратной стороны детали, наклеиваем аккуратно, лишний клей убираем салфеткой). Развивать воображение, глазомер, творческий подход к работе, мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе, к творчеству, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Материалы: листы цветного картона А 5 для основы, цветная и белая бумага для аппликации, клей-карандаш, салфетки – на каждого ребенка. Шаблоны «дерево»«изба» на каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент: 

Воспитатель: - Ребята, Снеговик принес конверт, а в конверте загадка. Давайте я вам ее прочитаю: 

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...(Зима)

Воспитатель: - Давайте вспомним стихотворение о зиме, которое мы выучили, порадуем Снеговика.

(Дети читают стихотворение) 

Словесное рисование картины «Зимняя пора»

Воспитатель: - Когда Катя рассказывала стихотворение, что вы себе представляли? Давайте попробуем нарисовать словесную картину. (Улицу в деревне или в городе, зимний лес, сугробы снега, метель, снеговик  и др.)

Воспитатель: - Скажите, какое время суток вы себе представляли? (ответы детей). Верно, автор не говорит о времени суток, действие в стихотворении могло происходить днем, ночью, утром или вечером.

Воспитатель: - Бумагу и картон какого цвета будем использовать? Почему?

Напомните мне, что такое пейзаж? 

Физкультминутка "Мороз"

Я мороза не боюсь,

(Дети шагают на месте.)

Я с ним крепко подружусь,

(Берутся за руки.)

Подойдет ко мне мороз,

(Разнимают руки,

касаются правой рукой левой.)

Тронет руку, тронет нос.

(Касаются левой рукой правой.)

Значит, надо не зевать,

(Дотрагиваются до носа.)

Прыгать, весело скакать.

(Подпрыгивают.)

Непосредственное выполнение работы

Воспитатель: - Сейчас мы с вами выполним зимний пейзаж  в  технике аппликации, порадуем Снеговика.

(Воспитатель показывает примерный образец).

Воспитатель: - Вы можете изобразить на своей картине все то, что вы сейчас описали. Не обязательно делать все, как у меня. Может, вы захотите изобразить сказочный лес. Условие только одно – должна получиться именно зимняя картина, а то Снеговику станет жарко. Что это значит?

(Дети отвечают, что на картине должен обязательно присутствовать снег и другие признаки зимы – сугробы, снежинки и т д.)

Вместе с воспитателем дети обговаривают, в какой технике можно изобразить снег – это свободное вырезание, ведь сугробы имеют неправильную форму, можно отрывать небольшие клочки белой бумаги и наклеивать рядышком, или изображать при помощи маленьких округлых кусочков бумаги падающий снег, либо можно использовать прием многократного сгибания бумаги с последующим вырезанием узора, как для снежинок.

Итог занятия:

Воспитатель: -Ребята, скажите, удалось ли вам воплотить в работе свой замысел?

Конспект занятия по пластилинографии «Снегири»

Цели: Создать условия для обобщения представлений о зимующих птицах, побуждения детей точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет и сопоставлять размер. Способствовать развитию умений и навыков работы в технике «Пластилинография» (отщипывание, скатывание колбасок, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей), мелкой моторики пальцев рук, сенсорных навыков, творческого воображения. Содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым друзьям.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседа о зимующих птицах.

Материал: картон с изображением контура снегиря; набор пластилина;

влажные салфетки для рук; иллюстрация с изображением снегиря.

Ход занятия:

Организационный момент. 

Воспитатель: - Послушайте стихотворение:

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо: на березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней, и глазам не верится -

Стайка алых снегирей облепила деревце! (Снегири)

Основная часть.

1. Беседа о снегирях.

Воспитатель: - Снегири - красивые птицы. Поднимите руки, кому доводилось увидеть снегиря. Эти птицы обитают в наших краях, в Алтайском крае. Снегири - это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха.

Воспитатель: - Чем питаются снегири? (Ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений). Как выглядит снегирь? (Ответы детей)

Показ иллюстраций.

Воспитатель: - Да, ребята, у снегиря спинка сиренево-серая, подхвостье ослепительно – белое, хвост и крылья черные, а грудка – ярко-красная. Знаете ли вы, как ведут себя снегири? (Ответы детей)

Воспитатель: - Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.

Воспитатель: - На что похож свист снегиря? На звук флейты: нежный, грустный.

Воспитатель: - Как мы можем помочь этим птицам? (Ответы детей)

Воспитатель: - Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой».

2. Подвижная игра «Снегири»

3. Практическая работа.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами нарисуем с помощью пластилина своих снегирей, и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.

Воспитатель: - Начнем закрашивать снегиря со спинки. Нам понадобится серый пластилин. Что для этого нужно сделать? (Смешать кусочки белого пластилина с черным).

Воспитатель: - Вспоминаем порядок наших действий. (Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, размазываем аккуратно тонким слоем).

Воспитатель: - Для грудки возьмем пластилин какого цвета? (Красного.) Приступайте к работе.

Воспитатель: - Замазываем черным пластилином головку, хвост и лапки птицы. Клюв будет черным или серым. Глаз – белый с черной точкой.

Подхвостье закрасим белым пластилином.

Воспитатель: - Скатаем толстую длинную колбаску коричневого цвета и сделаем «веточку» для снегиря. А еще угостим птицу «ягодами рябины». Скатаем тонкие веточки, а ягоды – красные шарики.

Итог занятия.

-К каким птицам относятся снегири?

Выставка детских работ.

 

                               Пословицы и поговорки о зиме:

 Как зима не злится, а весне покорится.

 Зима без снега — лето без хлеба.

 Год кончается, а зима начинается.

 Снегирь прилетит — о зиме известит.

 Зимой морозы, а летом грозы.

 Зима — не лето, в шубу одета.

 Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

 Два друга — мороз да вьюга.

 Зима лето пугает, да все равно тает.

 Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

 Чем крепче зима, тем скорее весна.

 Снег глубок — год хорош.

 Живет и такой год, что на день семь погод.

 Зима спросит, что твое лето приносит.

 Осень богата хлебом, а зима снегом.

 Зимний денек — воробьиный скок.

 На Новый год день прибавился на заячий скок.

 Готовь зимой телегу, а летом сани.

 Береги нос в большой мороз.

 Мороз невелик, да стоять не велит.

Загадки о зимних явлениях в природе:

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем (зима).

Падают снежинки,

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз

Щиплет уши, щѐки, нос!

- Знаю, знаю я сама! -

Это к нам пришла ... (Зима)

Время года, время года!

Когда спит кругом природа.

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами. (Зима.)

Хлопнула в ладоши -

Все поля в пороше.

Молвила словечко -

Зазвенела речка.

На дома надела шапки

Птицам зябко, греют лапки. (Зима.)

На дворе трещит мороз,

Он кусает больно нос,

Снег на улице лежит,

По нему лыжня бежит.

Праздник Новый Год идѐт,

Детям радости несѐт,

Угадайте время года,

Что с холодною погодой,

День короткий, ночью - тьма,

На дворе стоит ...(Зима.)

Твѐрдый снег и держит нас,

Можно бегать…

Крепок (наст).

Закрутил буран снега –

Начинается …(пурга).

Пурга... и днѐм

От тучи тѐмка,

И змейкой стелется (поземка).

Белая волчица по дороге мчится,

Воет, копошится…

Спать в сугроб ложится. (Вьюга)

В холодильнике живѐт.

Превращает воду в лѐд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(Мороз)

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний ... (Мороз)

Кто все лужи застеклил,

Озеро стеклом накрыл,

Разрешает на катках

Покататься на коньках? (Мороз.)

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце припекло,

В реку ручейком стекло. (Снег)

Из дырявого Мешка

Наземь падает Мука.

Ладошкой сжал мучицу

Получил - водицу. (Снег)

Каменна страница.

Всяк на ней резвится.

Коньками делает следы,

А страница из воды. (Лед)

На реке зимой Паркет

Прочный, скользкий, гладкий.

Хоть пляши на нѐм сто лет!

Вальсы и вприсядку.

Миновали холода-

Подевался он куда? (Лед)

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это... (Лёд.)

Стихи о зиме

«Живой снежок»

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - Я спросить хотел. -

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушѐнный, белый.

Догадались мы, о чѐм

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!» (Е. Тараховская)

                   ***

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идѐт - по деревьям шагает,

Трещит по замѐрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде… (Н. Некрасов)

                   ***

Поѐт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далѐкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рѐвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всѐ сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мѐрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна. (С. Есенин)

«Чудо из чудес»

За окошком тѐмным чудо из чудес -

Белые снежинки падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звѐзды

В тонких паутинках –

Ночью новогодней

Падают снежинки. (В. Шипунова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...