"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"
методическая разработка (старшая группа) по теме
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи с Родиной, не зная, как любили её наши
предки, наши отцы и деды…»
Зацепина М.Б.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим воспитательно-образовательная работа нашего дошкольного учреждения направлена на:
воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;
формирование у детей образа героя, защитника своего государства;
привитие любви к Отечеству и родному краю,
воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем?
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, апробированного в нашей дошкольной группе в течении 2 лет.
Тема моей работы: Воспитание нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю
Цели моей работы Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3.Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства.
4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников.
Ожидаемые результаты:
-Знакомство с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми.
-Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.
-Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.
Технология опыта:
Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:
Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.
Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.
Фронтальная: проведение праздников и развлечений.
В своей работе по воспитанию патриотических чувств через любовь к родному краю выделяю несколько этапов:
Первый этап: Создание развивающей среды.
Работу по патриотическому воспитанию начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет воспитываться чувство любви к своему Отечеству. В группе оформлен стенд с атрибутами государственной символики, изготовлен макет «Уголок родного края».
Второй этап: Широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомлю детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, частушками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Третий этап работы - Приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.
Именно здесь фокусирую наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни во всей их целостности и многообразии.
Я рассказываю детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека. Раскрываю перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, стараюсь вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.
Четвертый этап работы: Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники )
Особенность русских, чувашских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, гармонично обучают и развивают личность.
Пятый этап – участие детей в праздниках и проектах.
Мной были реализованы следующие проекты:
- «Моя малая Родина»
-«23февраля-День Защитника Отечества»
-«Путь в космос»
-«Великая Победа»
Завершающим этапом реализации проектов стали праздничные утренники «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам», подготовлена презентация «Героический подвиг тружеников тыла», проведено открытое обобщающее занятие «Моя малая Родина-село Ахматово». Проект, посвящённый Дню космонавтики, включал в себя участие детей в Гагаринских чтениях, участие в викторине и конкурсе «Колесо истории».
В рамках этих проектов были проведены беседы с воспитанниками по темам:
Всё может родная земля
Крестьянский быт родного края
Мой папа-защитник Отечества
Ю.А. Гагарин-первый космонавт.
Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным краем и Россией
2. Знакомство с родным селом, его историей
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с героями-соотечественниками и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, страны.
Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1блок «Культурный облик родного края».
2блок «Мир природы»
3блок «Герои войны и труда»
4блок «Государственная символика»
На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
С этой целью организован «Круглый стол для родителей по теме «Воспитать патриота и гражданина».
Проведено анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Ребята получали домашнее задание: вместе с родителями нарисовать рисунки по темам, узнать из дополнительных источников информацию о истории возникновения своей улицы и рассказать об этом другим детям.
Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по воспитанию нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю имеет положительные результаты:
- дошкольники научились проявлять личные нравственные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту;
- дети испытывают чувство любви, ответственности и гордости за родной край, страну;
- проявляют любовь к родной природе, как одному из слагаемых патриотизма и др.
- у детей сформировалось уважительное отношение к государственным символам РФ и родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_sosh.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи с Родиной, не зная, как любили её наши
предки, наши отцы и деды…»
Зацепина М.Б.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим воспитательно-образовательная работа нашего дошкольного учреждения направлена на:
воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;
формирование у детей образа героя, защитника своего государства;
привитие любви к Отечеству и родному краю,
воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем?
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, апробированного в нашей дошкольной группе в течении 2 лет.
Тема моей работы: Воспитание нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю
Цели моей работы Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3.Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства.
4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников.
Ожидаемые результаты:
-Знакомство с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми.
-Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.
-Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.
Технология опыта:
Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:
Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.
Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.
Фронтальная: проведение праздников и развлечений.
В своей работе по воспитанию патриотических чувств через любовь к родному краю выделяю несколько этапов:
Первый этап: Создание развивающей среды.
Работу по патриотическому воспитанию начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет воспитываться чувство любви к своему Отечеству. В группе оформлен стенд с атрибутами государственной символики, изготовлен макет «Уголок родного края».
Второй этап: Широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомлю детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, частушками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Третий этап работы - Приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.
Именно здесь фокусирую наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни во всей их целостности и многообразии.
Я рассказываю детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека. Раскрываю перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, стараюсь вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.
Четвертый этап работы: Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники )
Особенность русских, чувашских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, гармонично обучают и развивают личность.
Пятый этап – участие детей в праздниках и проектах.
Мной были реализованы следующие проекты:
- «Моя малая Родина»
-«23февраля-День Защитника Отечества»
-«Путь в космос»
-«Великая Победа»
Завершающим этапом реализации проектов стали праздничные утренники «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам», подготовлена презентация «Героический подвиг тружеников тыла», проведено открытое обобщающее занятие «Моя малая Родина-село Ахматово». Проект, посвящённый Дню космонавтики, включал в себя участие детей в Гагаринских чтениях, участие в викторине и конкурсе «Колесо истории».
В рамках этих проектов были проведены беседы с воспитанниками по темам:
Всё может родная земля
Крестьянский быт родного края
Мой папа-защитник Отечества
Ю.А. Гагарин-первый космонавт.
Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным краем и Россией
2. Знакомство с родным селом, его историей
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с героями-соотечественниками и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, страны.
Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1блок «Культурный облик родного края».
2блок «Мир природы»
3блок «Герои войны и труда»
4блок «Государственная символика»
На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
С этой целью организован «Круглый стол для родителей по теме «Воспитать патриота и гражданина».
Проведено анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Ребята получали домашнее задание: вместе с родителями нарисовать рисунки по темам, узнать из дополнительных источников информацию о истории возникновения своей улицы и рассказать об этом другим детям.
Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по воспитанию нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю имеет положительные результаты:
- дошкольники научились проявлять личные нравственные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту;
- дети испытывают чувство любви, ответственности и гордости за родной край, страну;
- проявляют любовь к родной природе, как одному из слагаемых патриотизма и др.
- у детей сформировалось уважительное отношение к государственным символам РФ и родного края.
Основной формой патриотического воспитания является непосредственно образовательная деятельность. Во время которой дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.
Для ознакомления детей с родным селом были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «Имя нашего села. Село раньше и теперь», «Улицы нашего села. Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем селе», «Родная природа», «Мои выходные дни», Знакомство с известными людьми района» (Воспитанники узнали о подвиге уроженца г. Алатыря, герое Советского Союза Александре Васильевиче Кочетове, о его правнучке Аделине Сотниковой, ставшей чемпионкой Олимпийских игр в Сочи)
Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки). Сюжетно - ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Проводились совместные экскурсии по участку дошкольной группы, целевые прогулки по ближайшим улицам села, к мемориалу Солдата. Большой интерес у детей вызвало составление макета родного села,
Доброй традицией стало посещение школьного краеведческого мини –музея, где воспитанники знакомятся с предметами быта прошлого века. Делятся впечатлениями о тяжёлом труде людей.
В конкурсе совместного рисунка «Моя любимая улица» приняли участие все семьи. Дети участвовали в республиканском конкурсе рисунков «Этот день победы». Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.
Дидактические игры «Государственная символика», «Собери герб города Алатырь», «Атрибуты прошлых лет», «Буду в армии служить», «Я знаю пять…(названий улиц; парков; имен спортсменов участников олимпийских игр и т.д.)», «Кто больше загадок отгадает», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Путешествие по селу» и др. были длительными и интересными по содержанию.
В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества.
Цикл мероприятий познавательного блока включал следующую тематику «Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу.
Совместными усилиями были оформлены альбомы, «Они сражались за Родину», «Военная техника»; мини-библиотека «Рассказы, повести, стихи о ВОВ», собрана мини-коллекция «Музыка военных лет». Выставка детских рисунков «Войне мы скажем – Нет!».
Дети имели возможность не только самостоятельно почитать книги о героях, послушать любимые песни («Бравые солдаты», «Катюша», «День Победы» и др.), но поделиться своими впечатлениями. Очень трогательно прошел конкурс чтецов на тему «Этих дней не смолкнет слава». Дети с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. Сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь» вызвали большой интерес, как у девочек, так и мальчиков.
Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях, людях-тружениках. Полученные знания о малой родине и стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.
Критерии результативности обучения:
- Расширились представления о родном крае, дети знакомы с достопримечательностями региона
- Углубились представления о Родине — России. Поддерживается интерес к событиям, происходящим в стране, в своей малой Родине, чувство гордости за достижения и героизм соотечественников.
- Закрепились знания государственной атрибутике России и Чувашии. Расширились представления о Москве, Чебоксарах — главных городах.
Уважаемые коллеги! Я желаю успеха Вам и вашим воспитанникам и искренне надеюсь, что разнообразие идей по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры заинтересуют Вас и ваших воспитанников и найдут творческое воплощение в непосредственно-образовательной и в свободной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей патриотических чувств через любовь к родному городу.
методические рекомендации...
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом
Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю
Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю
В данном материале рассматриваются пути и способы нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через воспитание любви к родному краю....
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Совершенствование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем....