"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Бояркина Наталья Ивановна

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной

связи с Родиной, не зная, как любили её наши

предки, наши отцы и деды…»

Зацепина М.Б.

 

   Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

                        В связи с этим воспитательно-образовательная  работа нашего дошкольного учреждения направлена на:

воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;

формирование у детей образа героя, защитника своего государства;

привитие любви к Отечеству и родному краю,

воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

  Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

  Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем?

    Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, апробированного в нашей дошкольной группе в течении 2 лет.

     Тема моей  работы:  Воспитание нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю

Цели моей работы   Воспитание   духовно-нравственной  личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.  Формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

        Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

 

ЗАДАЧИ:

 1.Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2.  Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3.Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства.

4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу  соотечественников.

 

 

Ожидаемые  результаты:

-Знакомство с  социальными  нормами  и  правилами  поведения  в  обществе для  установления добрых  взаимоотношений  между  людьми.

-Формирование  у  старших  дошкольников основ патриотизма, гражданственности  и ответственности за  судьбу  Отечества и  готовность  к  его  защите.

-Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.

Технология опыта:                     

   Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:

Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.

Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.

Фронтальная:    проведение праздников и развлечений.

В своей работе по воспитанию патриотических чувств через любовь к родному краю выделяю несколько этапов:

Первый этап: Создание развивающей среды.

Работу  по  патриотическому  воспитанию начала   с  создания  для  детей  тёплой, уютной атмосферы. Ведь  с воспитания чувства  привязанности  к родному  саду, улице, родной  семье  начинается  формирование  того  фундамента, на  котором  будет  воспитываться  чувство  любви  к  своему  Отечеству. В группе оформлен стенд с атрибутами  государственной символики, изготовлен макет «Уголок родного края».

 

     Второй этап: Широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях.  В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомлю детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, частушками,  тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

     Третий этап работы - Приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.

    Именно здесь фокусирую наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни  во всей их целостности и многообразии.

   Я рассказываю детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека.  Раскрываю перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, стараюсь вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.

    Четвертый этап работы: Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники )

  Особенность русских, чувашских  народных игр в том, что они, имея нравственную основу, гармонично  обучают и развивают  личность.

    Пятый этап – участие детей в праздниках и проектах.

Мной  были  реализованы  следующие проекты:

- «Моя малая Родина»

-«23февраля-День  Защитника  Отечества»

-«Путь  в  космос»

-«Великая  Победа»

Завершающим этапом реализации проектов стали праздничные утренники «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам», подготовлена презентация «Героический подвиг тружеников тыла», проведено открытое обобщающее занятие «Моя малая Родина-село Ахматово». Проект, посвящённый   Дню космонавтики, включал в себя  участие детей  в  Гагаринских  чтениях, участие в викторине и конкурсе «Колесо истории».

 

 В  рамках  этих    проектов  были  проведены  беседы  с  воспитанниками  по  темам:

           

              Всё  может  родная  земля

             Крестьянский  быт  родного  края

             Мой  папа-защитник  Отечества

             Ю.А. Гагарин-первый  космонавт.

 

Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.

     

 

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

 

1. Знакомство с родным краем и Россией

2. Знакомство с родным селом, его историей

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с  героями-соотечественниками и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, страны.

 

 Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

1блок  «Культурный облик родного края».

2блок «Мир природы»

3блок «Герои войны и труда»

4блок «Государственная символика»

На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

 С этой целью организован  «Круглый стол для родителей по теме «Воспитать патриота и гражданина».

 Проведено анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

    Ребята  получали  домашнее  задание: вместе  с  родителями  нарисовать  рисунки по  темам,  узнать  из  дополнительных  источников  информацию   о истории  возникновения  своей  улицы  и  рассказать  об  этом  другим  детям.

 

Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по воспитанию нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю имеет положительные результаты:

- дошкольники научились проявлять личные нравственные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту;

- дети испытывают чувство любви, ответственности и гордости за родной край, страну;

- проявляют любовь к родной природе, как одному из слагаемых патриотизма и др.

- у детей сформировалось уважительное отношение к государственным символам РФ и родного края.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_sosh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной

связи с Родиной, не зная, как любили её наши

предки, наши отцы и деды…»

Зацепина М.Б.

   Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

                        В связи с этим воспитательно-образовательная  работа нашего дошкольного учреждения направлена на:

воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;

формирование у детей образа героя, защитника своего государства;

привитие любви к Отечеству и родному краю,

воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

  Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

  Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем?

    Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, апробированного в нашей дошкольной группе в течении 2 лет.

     Тема моей  работы:  Воспитание нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю

Цели моей работы   Воспитание   духовно-нравственной  личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.  Формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

        Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

ЗАДАЧИ: 

 1.Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2.  Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3.Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства.

4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу  соотечественников.

Ожидаемые  результаты:

-Знакомство с  социальными  нормами  и  правилами  поведения  в  обществе для  установления добрых  взаимоотношений  между  людьми.

-Формирование  у  старших  дошкольников основ патриотизма, гражданственности  и ответственности за  судьбу  Отечества и  готовность  к  его  защите.

-Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.

Технология опыта:        

   Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:

Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.

Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.

Фронтальная:    проведение праздников и развлечений.

В своей работе по воспитанию патриотических чувств через любовь к родному краю выделяю несколько этапов:

Первый этап: Создание развивающей среды.

Работу  по  патриотическому  воспитанию начала   с  создания  для  детей  тёплой, уютной атмосферы. Ведь  с воспитания чувства  привязанности  к родному  саду, улице, родной  семье  начинается  формирование  того  фундамента, на  котором  будет  воспитываться  чувство  любви  к  своему  Отечеству. В группе оформлен стенд с атрибутами  государственной символики, изготовлен макет «Уголок родного края».

     Второй этап: Широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях.  В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомлю детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, частушками,  тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

     Третий этап работы - Приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.

    Именно здесь фокусирую наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни  во всей их целостности и многообразии.

   Я рассказываю детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека.  Раскрываю перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, стараюсь вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.

    Четвертый этап работы: Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники )

  Особенность русских, чувашских  народных игр в том, что они, имея нравственную основу, гармонично  обучают и развивают  личность.

    Пятый этап – участие детей в праздниках и проектах.

Мной  были  реализованы  следующие проекты:

- «Моя малая Родина»

-«23февраля-День  Защитника  Отечества»

-«Путь  в  космос»

-«Великая  Победа»

Завершающим этапом реализации проектов стали праздничные утренники «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам», подготовлена презентация «Героический подвиг тружеников тыла», проведено открытое обобщающее занятие «Моя малая Родина-село Ахматово». Проект, посвящённый   Дню космонавтики, включал в себя  участие детей  в  Гагаринских  чтениях, участие в викторине и конкурсе «Колесо истории».

 

 В  рамках  этих    проектов  были  проведены  беседы  с  воспитанниками  по  темам:

           

              Всё  может  родная  земля

             Крестьянский  быт  родного  края

             Мой  папа-защитник  Отечества

             Ю.А. Гагарин-первый  космонавт.

Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.

     

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным краем и Россией

2. Знакомство с родным селом, его историей

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с  героями-соотечественниками и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, страны.

 

 Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

1блок  «Культурный облик родного края».

2блок «Мир природы»

3блок «Герои войны и труда» 

4блок «Государственная символика»

На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

 С этой целью организован  «Круглый стол для родителей по теме «Воспитать патриота и гражданина».

 Проведено анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

    Ребята  получали  домашнее  задание: вместе  с  родителями  нарисовать  рисунки по  темам,  узнать  из  дополнительных  источников  информацию   о истории  возникновения  своей  улицы  и  рассказать  об  этом  другим  детям.

Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по воспитанию нравственно – патриотических чувств через любовь к родному краю имеет положительные результаты:

- дошкольники научились проявлять личные нравственные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту;

- дети испытывают чувство любви, ответственности и гордости за родной край, страну;

- проявляют любовь к родной природе, как одному из слагаемых патриотизма и др.

- у детей сформировалось уважительное отношение к государственным символам РФ и родного края.

Основной формой патриотического воспитания является непосредственно образовательная деятельность. Во время которой   дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

Для ознакомления детей с родным селом были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «Имя нашего села. Село раньше и теперь», «Улицы нашего села. Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем селе», «Родная природа», «Мои выходные дни», Знакомство с известными людьми района» (Воспитанники узнали о подвиге уроженца г. Алатыря, герое Советского Союза Александре Васильевиче Кочетове, о его правнучке Аделине Сотниковой, ставшей чемпионкой Олимпийских игр в Сочи)

Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки). Сюжетно - ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

 Проводились совместные экскурсии по участку дошкольной группы, целевые прогулки по ближайшим улицам села, к мемориалу Солдата. Большой интерес у детей вызвало составление макета родного села,  

Доброй  традицией  стало посещение   школьного краеведческого мини –музея, где воспитанники знакомятся с предметами быта прошлого века. Делятся впечатлениями о тяжёлом труде людей.

  В конкурсе совместного рисунка «Моя любимая улица» приняли участие все семьи. Дети участвовали в республиканском конкурсе рисунков «Этот день победы». Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений. 

Дидактические игры «Государственная символика», «Собери герб города Алатырь», «Атрибуты прошлых лет», «Буду в армии служить»,  «Я знаю пять…(названий улиц; парков; имен спортсменов участников олимпийских игр и т.д.)», «Кто больше загадок отгадает», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов. 

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Путешествие по селу» и др. были длительными и интересными по содержанию.

В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества.

    Цикл мероприятий познавательного блока включал следующую тематику «Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу.

 Совместными усилиями были оформлены альбомы, «Они сражались за Родину»,  «Военная техника»; мини-библиотека «Рассказы, повести, стихи о ВОВ», собрана мини-коллекция «Музыка военных лет». Выставка детских рисунков «Войне мы скажем – Нет!».

 Дети имели возможность не только самостоятельно почитать книги о героях, послушать любимые песни («Бравые солдаты», «Катюша», «День Победы» и др.), но поделиться своими впечатлениями. Очень трогательно прошел конкурс чтецов на тему «Этих дней не смолкнет слава». Дети с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. Сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь» вызвали большой интерес, как у девочек, так и мальчиков.

Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях, людях-тружениках. Полученные знания о малой родине и стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.

Критерии  результативности  обучения:

  • Расширились  представления о родном крае, дети знакомы с  достопримечательностями региона
  • Углубились   представления о Родине — России. Поддерживается  интерес к событиям, происходящим в стране,  в своей малой Родине, чувство гордости за  достижения и героизм соотечественников.
  • Закрепились  знания государственной атрибутике России и Чувашии. Расширились  представления о Москве, Чебоксарах — главных  городах.

Уважаемые коллеги! Я желаю успеха Вам и вашим воспитанникам и искренне надеюсь, что разнообразие идей по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры заинтересуют Вас и ваших воспитанников и найдут творческое воплощение в непосредственно-образовательной и в свободной деятельности!

                     

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

    Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю

В данном материале рассматриваются пути и способы нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через воспитание любви к родному краю....

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Совершенствование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем....