формирование понятия цвет
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Серебринская А.В.
Формирование понятия цвет.
Этапы формирования представлений о цвете у детей
В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.
Первый этап — отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые — неодинаковые, контрастные).
Так у детей формируется способность закреплять в своей памяти одинаковые игрушки, фиксировать свой взгляд на похожих предметах. Во время этого этапа нужно ввести обозначение понятия в виде слова: разный – одинаковый, такой – не такой. Это даст возможность детям научиться идентифицировать предметы в целом, что создаст базу для перехода к отождествлению отдельных признаков и свойств предметов.
Второй этап — обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов — цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
Третий этап — соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Четвертый этап — выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.
Пятый этап — формирование у ребенка словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы.
Взрослый может оказать ребенку помощь, если будет использовать разные способы речевой поддержки. Он может сам назвать предмет и повторить его название. Также он может назвать первую букву предмета или ее первый слог, а также задать наводящие вопросы. На следующем этапе дошкольники могут начать работу с более чем четырьмя основными цветами.
Шестой этап — обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Седьмой этап — обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.)
Вначале у детей формируются сенсорные представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки).
Лучше, чтобы дети познакомились с голубым на более позднем этапе, когда они уже знают оттенки и последовательность расположения цветов в спектре. Также они уже должны к этому моменту уметь разделять цвета на холодные и теплые. Благодаря тому, что дети будут знать оттенки, они смогут сопоставлять голубой и синий цвета, находить их различия и усваивать спектральную последовательность.
Изучая с детьми оттенки разных тонов цвета, не стоит рассматривать отдельно их насыщенность и светлоту.
Как правило, насыщенность и светлота в обыденной жизни изменяются одновременно, что создает разную яркость цвета. Если цвет интенсивный и сильный, это пробуждает позитивные эмоции, приносит радость детям.
Дошкольник должен научиться воспринимать цвета отдельных предметов, использовать имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах, а также об их оттенках. Это делать легко, если предметы обладают чистыми цветами. Но гораздо сложнее, если цвет предмета сложен и содержит в себе разные тона, которые выражаются в разной степени.Невозможно лишь точно воспринимать те или иные оттенки и цвета. В природе обычно цвета находятся в тех или иных сочетаниях.
Дошкольника нужно учить исследовать эти сочетания, находить определенные ритмы в расположении разных цветовых тонов, отличать то, как сочетаются теплые и холодные цвета. В бытовой жизни, когда называют цветовые оттенки, обычно упоминают и их светлоту. Например, говорят, темно-синий цвет или светло-оранжевый. Этим подчеркиваются степень яркости цветового оттенка. Поэтому обычно детям достаточно усвоить то, как изменяются цветовые тона по светлоте и запомнить названия этих оттенков.
Это же можно отнести еще и к названиям оттенков по цветовому тону. Например, сюда относятся те, которые занимают промежуточное положение между цветами в спектре. Обычно в быту их называют в виде предметов. Говорят, золотой цвет, сиреневый или шоколадный цвет.
Хорошо помогают в формировании понятия цвет: наблюдение, игры и задания.
Задание. 1. Подобрать предметы нужного цвета по образцу. Для этого следует показать ребенку цветовой кружок или полоску и предложить ему найти предметы такого же цвета.
Задание 2. Показать или дать предмет нужного цвета по названию (зеленый кубик красное платье и так далее. )
Игра. Сначала показать, а затем только назвать по памяти. Что бывает белого, зеленого, красного и так далее цвета. Например, ребенок говорит белое молоко, белый сахар, белый снег, белая соль и так далее.
Раскрашивание картинок по данному контур. Лимон помидор, огурец и так далее в определенный цвет, можно использовать книжки раскраски.
Так как дети по натуре своей очень любознательны, стоит как можно чаще использовать цвета в их повседневной жизни. Идя с детского сада домой. Обратите внимание ребенка на его окружение. Сказав, смотри какое красивое дерево, на нем растут зеленые листочки. А вдоль дороги стоят машины, сможешь ли ты называть их цвета? Вовлекайте ребенка в игры, которые состоят из поиска, называния определенных цветов.
Например: я вижу, что-то зеленое, что это?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста
в презентации представлены игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста. игры можно использовать родителям и педагогам для индивидуальной работы с детьми....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Формирование понятия ЦВЕТ дома и на улице»
1. Знакомить ребенка с цветом можно в подвижных играх — просите ребенка добежать до какого-то предмета, окрашенного в один из основных цветов....2. Можно проводить игры на формирование цветового гнози...
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Развитие мыслительных процессов, закрепление понятий «цвет, форма, величина», профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие мыслительных процессов у детей с ТНР...
НОД по формированию элементарных математических понятий "Цвет и форма" в младшей группе
Занятие на формирование математических понятий "Цвет и форма" в младшей группе с помощью LEGO конструктора....
Методика обучения ребёнка понятию цвета
Методика обучения ребёнка понятию цвета...
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета с детьми
«Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза....