ценностное отношение
статья

Анастасия Кебедова

ценностное отношение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnoe_otnoshenie.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности становления ценностного отношения к категории "красота" у детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития ценностного отношения детей дошкольного возраста задействованы субъективные и объективные факторы. К объективным факторам можно отнести ближайшее окружение, материально-техническую базу дошкольного учреждения, взаимоотношения в семье. К субъективным факторам относят мотивы, психофизические и индивидуальные особенности. Ценностные отношения могут быть двух видов: отношения к ценностям; отношения, которые ценны, к таким ценностям относят «свободу» «справедливость», «совесть», «чувство ответственности», «отношение к природе и окружающему миру».

Основным компонентом по развитию ценностного отношения являются эмоции, они подталкивают детей к мыслительной и практической деятельности и в последствии перерастают в эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Это способствует становлению ценностных ориентаций. В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный.

Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании дошкольника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей.

Эмоционально-оценочный компонент связан с развитием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой.

Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

Исходя из предложенных понятий можно сделать вывод, что ценности могут выступать как отношение объекта к какому-либо предмету или явлению, создавать цели, задачи, запреты к которым следует стремится или избегать. Главная функция ценностей и ценностного отношения состоит в том, чтобы успешно воспитать и развить социально-адаптированную личность.

Выделяются следующие критерии определения уровня развития к категории ценностного отношения «Красота» у детей дошкольного возраста:

  1. Критерием наличия эстетических знаний выступают объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями).
  2. Способностью к эстетическому восприятию выступает адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального и эмоционального.
  3. Способностью к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства) выступает проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни; умение чувствовать настроение людей, сопереживать; способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания.
  4. Проявлением эстетического вкуса выступает способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности.
  5. Ценностно-художественные ориентации характеризует степень устойчивости увлечений и эстетических интересов; развитость системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста.
  6. Наличие эстетических интересов и потребностей определяет познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность.
  7. Способность к эстетико-предметной творческой деятельности показывает проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу).

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни развития ценностного отношения к категории «Красота» у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет самостоятельность в обследовании предмета, дает оценку основным эстетическим характеристикам предмета. Проявляет активность при рассматривании произведений искусства, демонстрирует в речи, жестах интериоризацию эстетических чувств, является инициатором искусствоведческой беседы. Задает много вопросов при рассматривании произведений искусства.

Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого (по наводящим вопросам) выделяет основные эстетические характеристики предмета. Выражает заинтересованность к произведению искусства, однако затрудняется выразить свое отношение в речи, эпизодически демонстрирует эмоциональный отклик. Редко задает вопросы о произведениях искусства. Пытается изменить работу к лучшему.

Низкий уровень: Ребенок не выделяет эстетические характеристики предмета, не проявляет наблюдательность, поверхностно обследует предмет. Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, речь эмоционально не окрашена. Не задает вопросы о произведениях искусства. Не пытается изменить работу к лучшему.

В дошкольных образовательных учреждениях деятельность по развитию эстетических чувств реализуется по следующим направлениям: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира. Решение данных задач возможно только при развитом эстетическом чувстве у дошкольников к окружающей действительности. Поэтому работа по воспитанию эстетических чувств у дошкольников реализуется во всех видах деятельности детей, осуществляемых в детском саду

                                                                                             Кебедова А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...

Сообщение из опыта работы по теме "Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей"

В статье опубликован опыт по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью...

Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»

Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....