Обобщение передового педагогического опыта работы.
статья (подготовительная группа) на тему
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:
«Инновационный подход обучения дошкольников к школе.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:
«Инновационный подход обучения дошкольников к школе.»
ПОДГОТОВИЛА ТИМОФЕЕВА Т.В.
ВОСПИТАТЕЛЬ КГКП ДЕТСКИЙ САД «КАРЛЫГАШ»
Инновационный подход обучения дошкольников к школе.
Инновационный педагог –это новатор, мыслитель, исследователь, патриот, спортсмен, полиглот, координатор, семьянин, эколог, постоянно занимающийся самосовершенствованием.
Учитывая это, я стараюсь развивать и практиковать в себе эти качества.
В наш век бурного технологического и технического развития нужны люди логически мыслящие, умеющие пользоваться современной техникой, владеющие языками, практическими навыками и умениями в разных областях, в том числе математическими знаниями и оперирующие математическими объектами.
Изучение математики- это не только получение новых знаний, - это также развитие мыслительных процессов, пространственных представлений, памяти и внимания. Основным направлением к подготовке дошкольников я выбрала формирование элементарных математических представлений.
Для подготовки воспитанников моей группы , я использую инновационные механизмы в обучении детей математике .
Была создание творческая среда для побуждения мотивации у детей . Для углубленного изучения математических представлений есть уголок математики, где сосредоточены литература математического содержания, ребусы, головоломки, кроссворды, прописи, раскраски, листы с заданиями, игры на развитие внимания, мышления, логики, памяти, математические игрушки ( кубик Рубика, доска Воскобовича и т.д.) соответствующие возрасту детей.
Для закрепления математических представлений разработаны атрибуты сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием, Мною были связать продукты из пряжи для таких игр как: «Магазин продуктов», «Кафе», «Семья». Сначала я пробовала связать продукты по представлению, но потом, случайно наткнулась в интернете на сайт и просто была удивлена количеством схем и представленных моделей изготовления продуктов. Для меня такое вязание оказалось не только увлекательным, но и практически необходимым. Дети с удовольствием играют вязанными изделиями : фруктами , овощами, пельменями, тортами, пирожные и т.д. Играя в «Магазин» , «Банк» , «Что? Где? Почем?»,дети знакомятся с национальной валютой тенге, производят вычислительные действия, получают знания по экономике.
В группе достаточное количество настольно-печатных игр, таких как «Логика и счет», «Домино- цифры», «Лото- легкий счет», экономические игры «Монте-Карло» и «Монополия», шашки, таблицы и т.д.
По экономике, провожу занятия в занимательной форме. На пример тема «Состав семейного бюджета», между детьми распределяем роли папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, маленький ребенок, знакомимся с такими понятиями как «бюджет», доход», «пенсия», «стипендия», «пособие». Далее обыгрывая такую ситуацию как «Расходование семейного бюджета», приходим вместе с ребятами к выводу, что необходимо планировать доходы и расходы на определенный период времени.
- Воспитательно-образовательный процесс в детском саду строится в игровой форме. В игре есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. Ребенок формируется как активный деятель, выполняя взятую на себя роль, может производить игровые разнообразные счетные, измерительные и другие действия. Самостоятельность, активность, саморегуляция- важнейшие характеристики свободной игровой деятельности.
Для восприятия разнообразных новшеств происходящих в социальной среде были созданы социально -культурные условия. Использую интерактивную доску, ТСО - телевизор, компьютер, детские компьютеры.
В становлении личности дошкольника Казахстана важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент, который присутствует во всех областях программы, в том числе и в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений. Так, знакомя детей с произведениями казахских авторов и устного –народного творчества, я подвожу их к использованию математических знаний.
Например казахская народная сказка « Лиса, скворец и ворона». Здесь ребятам предлагаю ответить на такие вопросы:
Вспомните и назовите 10 сказок где встречаются
лиса и ворона. Сколько скворчат было в
гнезде? Гнездо скворца выше или ниже земли?
Казахская народная сказка: «Старик - Канбак»
Какого размера был великан?
Сколько гор он перекатывал в руках?
Сколько великанов пришло в гости к Канбаку?
Использую также казахские народные игры : «тенге алу», Кыз-куу» (догони девушку), и другие.
Обучение детей в подготовительной группе проходит по гос. программе, в том числе и по ознакомлению детей с новыми математическим понятиями в области «Познание».Но для качественной подготовки к школ, я провожу дополнительное образование детей через кружок « Занимательная математика».
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Я организую деятельность кружка на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создала картотеку игр, разработала конспекты, подобрала материал для экспериментирования и исследовательской деятельности.
Основная работа дополнительного образования ведется по следующим направлениям:
В разделе количество и счет мне помогают следующие игры
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Математическая рыбалка»
«Большая стирка»
«Числовые домики»
«Войди в избушку»
«Математические пазлы»
Данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
В разделе геометрические фигуры, использую такие дидактические игры как:
«Геометрический конструктор»
«Геометрические собиралки»
«Отремонтируй робота»
«Конструктор»,
Проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
В работе по разделу «Величина» использую игры–эксперименты:
«Больше, меньше ли равно»
«Возьми-то, не знаю что!»
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
В подобных играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Раздел « Ориентировка во времени» проходит через закрепление
знаний детей в следующих дидактических играх:
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия ( палочки Кюизенера «Танграмм», «головоломки »,« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Особо хотелось отметить математическую исследовательскую деятельность в нашей группе. Так как главный путь развития у ребенка исследовательского поведения – собственная исследовательская практика. Для проведения опытов было подготовлено специальное оборудование: весы, песочные часы, лупы, пинцеты, пробирки, различные емкости для измерения, взвешивания и наблюдения. На примере опыта с водой были использованы разные емкости, куда влили одинаковое количество воды и дети сделали вывод, что чем больше емкость, тем ниже уровень воды и наоборот. Во втором опыте дети имели возможность убедиться в том, что чем больше камней (глины, песка, почвы), тем выше уровень воды в одинаковых резервуарах и чем меньше песка, тем уровень воды ниже. И также проводим опыты с условной меркой, одинаковое количество крупы измеряем разными мерками(большой и маленький стаканчик), дети приходят к выводу, чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число и т.д.
Добиться хороших результатов обучения детей мне помогает работа с родителями. Моя цель как педагога- создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Привлекаю родителей к участию в празднике «Царство математики», КВН «Математика-это весело», к изготовлению пособий, экспериментальной лаборатории, книг-ширм Мною была подготовлена наглядная информация- папки-передвижки : «Математика в детском саду», памятки «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ, через игру», буклеты- «Определение уровня готовности к обучению математике», «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВНИМАНИЯ».
- В своей работе я использую литературу: З.А. Михайлова, Е.А.Носова Логико-математическое развитие дошкольников 2013г.
- Мария Фидлер, Математика уже в детском саду, 1981г.
- И.А.Помораева, В.А. Позина, Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада, 2012г.
- И.А.Помораева, В.А. Позина, Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, 2013г.
- Т.П. Епанешникова, Дошкольник в мире экономики, 2013г.
- Организация опытно - экспериментальной работы в доу, 2013г.
Таким образом подводя итоги своей деятельности, можно сказать что проводимая мною работа показала следующие результаты. Это подтверждается результатами диагностики. Результат знаний детей по математике за сентябрь 2013 г. показал 68%, а в январе 2014г. этот показатель увеличился до 80%.
Подводя итоги всему выше сказанному, нельзя не сказать, что современный воспитатель- должен работать в инновационном режиме и уметь организовывать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеть новыми информационными технологиями. А самое главное -любить свою профессию и детей. Я желаю всем воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математический уголок
Сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов»
Занимательные игры по экономике «Состав семейного бюджета» «Расходование семейного бюджета»
Казахские народные игры «Тенге алу »
Кружок « Занимательная математика». задачи: развитие логического мышления и основных мыслительных операций; развитие математических способностей и склонностей; качественная подготовка ребенка к школе; развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Геометрические фигуры «Геометрический конструктор»
Величина «Больше, меньше или равно»
Ориентировка во времени
Логические задачи
Экспериментально-исследовательская деятельность
Диагностика
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...
Обобщение передового педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта...
Обобщение передового педагогического опыта работы: "Тематический план нравственно-этического воспитания в средней группе"
МесяцБлокФормаработыТемаЗадачиЛитератураСентябрьВ е ж л и в о с т ьБеседа«Зачем говорят «здравствуй»?Формировать у детей основные правила этикета при встрече.В.И.Петрова,Т.Д.Стульник...
Карта обобщения передового педагогического опыта работы
В карте обобщения передового педагогического опыта работы есть: Адрес, район, образовательная организация, тема работы, сроки изучения и обобщения опыта, теоретическая интерпрет...
Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы
Справка об обобщении и распространении передового педагогического опыта по теме "Координационная лестница и спортивный танец как инновационные формы развития координационных способностей у дошкол...
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...
Курсовая работа "Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации"
Курсовая работа Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации...