Консультация для воспитателей «Гигиена голоса у воспитателей ДОУ»
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_gigiena_golosa_vospitateley_dou.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Гигиена голоса у воспитателей ДОУ»
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель-ребёнок, воспитатель-родители-ребёнок), поэтому сфера его деятельности является сферой «повышенной голосо-речевой ответственности», так как речь и голос становятся важнейшим инструментом деятельности воспитателя, средством реализации всех его профессиональных задач. Голос, используемый в профессиональных целях, должен отличаться устойчивостью и способностью выдерживать длительные нагрузки, большей гибкостью и разнообразием тембра. А ещё полётностью, выразительностью, интонационным богатством.
Проблема развития голоса педагогов и в частности воспитателей детских садов в последнее время приобретает всё большее социальное значение, ведь профессиональные заболевания голосового аппарата у воспитателей встречаются достаточно часто, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
При анализе особенностей работы педагога – дошкольника, был выделен ряд условий, необходимых для хорошего становления и работы голоса. Самым важным таким условием является необходимость поддерживать постоянную голосовую форму. Следует обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.
Также важно не допускать его перенапряжения и переутомления. После окончания рабочего дня необходимо в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров, а при неизбежности таких разговоров следует говорить тихо, пользоваться короткими, лаконичными фразами.
Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный рото-носовой резонанс.
Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходимо «разогревать» и «остужать» свой голос. Так перед работой можно выполнять разминку или вибрационный массаж гортани. А после большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику.
Дыхание - энергетическая база речи, поэтому первой «ступенькой» работы над голосом должна стать дыхательная гимнастика:
- Вдох через нос и плавный бесшумный выдох тоже через нос.
- Вдох носом, а на выдохе ртом считаем сначала до 5, а затем на удлинённом выдохе до 10, 15.
- Делаем вдох, а выдыхаем через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы «пламя колыхалось».
Следующим этапом работы являются фонационные упражнения на активизацию голосовых связок:
- Долго произносим звук [М], направляя его как бы в голову, с целью, нахождения для себя оптимального звучания.
- Произносим слоги «Ра-ра», «Ра-ро», «Ра-ру», «Ра-рэ», «Ра-ры» с поворотами головы то вправо, то влево.
- «Лягушки». Сделать вдох, ставим язык как можно дальше в правую щеку и с усилием проводим им по щеке вперёд. Данное упражнение помогает доставить дополнительный приток крови к связкам и снять напряжение.
Упражнения основного комплекса органично дополняет комплекс упражнений парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Особенность её заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове», активизирует носовое дыхание, способствует восстановлению голоса при его потере.
Для тренировки мышц артикуляции могут быть полезны всем знакомые вам упражнения «Весёлого Язычка».
Изменение силы голоса – одно из значимых орудий выразительности речи. Высота голоса создает мелодику тона, окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают всё богатство интонации речи, делают её выразительной и эмоционально окрашенной. Очень полезными в этом плане могут послужить Фонопедические упражнения Емельянова.
Другим вариантом выработки благозвучности и выразительности речи может служить проговаривание скороговорок в различных интонациях.
Произнесите с интонацией радости скороговорку:
«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки».
Произнесите с интонацией удивления:
Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары.»
Произнесите с интонацией порицания:
«Зимой бы съел грибок, да снег глубок.»
Произнесите с вопросительной интонацией:
«Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?»
Произнесите с интонацией печали:
«Проворонила ворона воронёнка»
Работа по развитию голоса трудоёмкая и чрезвычайно индивидуальная. Требуется соблюдение особой осторожности. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо обращаться к специалисту фониатру. Но я надеюсь, что предложенные сегодня упражнения помогут вам совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что безусловно повысит эффективность ваше работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"
Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...
Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»
В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультации для воспитателей. Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ.
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей "Гигиена голоса педагога"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателя "Гигиена органов дыхания"
в помощь воспитателю...
Консультация для воспитателей "Певческий голос дошкольника"
Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...