Интегрированное занятие "День рожденья Домового"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формируем представление детей о Домовом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.docx_den_rozhdenie_domovogo.docx | 23.88 КБ |
integrirovannoe_zanyatie.docx_den_rozhdenie_domovogo.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие "День рожденья Домового"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: «День рождения Домового».
Цель: Формировать представления детей о Домовом, как о сказочном персонаже, и о его дне рождения.
Задачи:
- Знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового),
- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.
- Воспитывать любовь к русской культуре.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
-Социально-коммуникативная
-Художественно-эстетическая
-Познавательная
-Физическое
-Речевое
МАТЕРИАЛЫ: 1 шапочка «Пирожка», листы бумаги, фломастеры
Ход занятия:
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычным жителем наших домов. Послушайте стихотворение о нём.
Добродушный домовой
За печной живёт трубой.
Носит круглые очки,
Вяжет тёплые носки,
Любит слушать он сверчка
Выпить на ночь молочка.
Погрозится на мышат
Если слишком те шумят.
Он и бабушке поможет
Чтобы тесто подошло.
Сам в печурку дров подложит
Дома с ним всегда тепло.
Детям сказочку расскажет
Чешет за ухом кота,
А когда на землю ляжет
Покрывалом темнота
То считает в небе звёзды
Охраняя наш покой.
Вот такой у нас хозяин
За печной живёт трубой.
-Ребята, кто догадался о ком пойдёт речь? Правильно – это домовой. Издревле русский народ отмечал 10 февраля день рождения дедушки Домового, домовой значит водит дом, ведет хозяйство, следит за его порядком.
-По древним славянским поверьям домовой – это наш предок, которого зовут родственники для защиты от злых духов и наведения порядка в доме и в семейных отношениях.
-Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать.
-Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обычно домовые живут за печкой, где очень тепло, но порой селится под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе.
-Ребята! Как вы считаете, в нашей группе живет домовой?
(выходит переодетый ребёнок).
Домовой: Здравствуйте, ребята! Я – ваш детсадовский домовой, имён у
меня много, по-разному меня называют – величают, но чаще
всего Дедушкой кличут.
В детском садике живу с самого открытия,
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живёте, как поёте, что на завтрак, на обед —
Всё я знаю, всё я слышу, ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты, могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С домовым нужно общаться с уважением и большим почтением, а обращаться так: «Дедушка», «Дедушка-домовеюшка», «Хозяин-батюшка», «Домовой-батюшка», «Кормилец».
Домовым давали имена, нашего домового зовут дедушка Кузьма. Ребята, давайте поздороваемся с нашим домовым, скажем: «Здравствуй хозяин-батюшка, дедушка Кузьма».
Ребята, вы все знаете, что на день рождения принято дарить подарки, а те, кто дорожит присутствием домового у себя дома, справляют его именины и делают ему подарки, задабривают домового. Кто-то кладёт на чистом белом блюде свежеиспечённый хлеб или пирог, стакан с водой (вином), сладости – карамельки, леденцы, кусковой сахар и монетки обычно пятачки – именно они приносят достаток в дом.
А ещё на день рождения играют в разные веселые игры, давайте и мы с дедушкой Кузенькой поиграем.
Игра «Пирог».
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него одета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он, какой высоконький,
Вот он, какой мякошенький,
Вот он, какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Игра проводиться до тех пор, пока не сыграют все в одной из команд.
*Если хозяева хотят узнать, кто у них живёт домовой или домовиха, то кладут колоду карты и куколку.
- Если на утро сдвинуты карты, то это домовой-батюшка,
-Если куколка, то в доме у вас хозяйка: домовая-матушка.
Приготовленное угощение оставляют на ночь у печки или плиты, а перед тем как пойти спать хозяйка произносит три раза обращение к домовому:
«Хозяин-батюшка, домовой,
от меня прими угощение в знак уважения,
ешь – пей, гуляй, мне и моей семье помогай,
от бед и болезней защищай,
жить в благополучие и богатстве помогай!»
После каждого произнесённого обращения она кланялась домовому до земли.
Если ночью после выставленного угощения присниться домовой – это к добру, а через сутки угощение убирают, отдают животным или птичкам.
Домовой: - Я (домовой) большой озорник, порой так припрячу какую-нибудь вещь, что попробуй, найди, приходится тогда меня просить:
«Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно»
Мы Домовые, любим играть с маленькими детьми, мы их не пугаем, а совсем наоборот, веселим их так, что они хохочут.
А если вы заметили, что ваша кошка бегает по квартире, словно от кого-то убегает, это просто.
-Это я шалю, катаюсь на спинке вашего любимца. Животные очень хорошо чувствуют присутствие Домовых. Иногда, котик, вылизывая себя, встрепенётся и уставиться в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть Я домовой.
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра: «Перелизы».
Играющие берутся за руки, образуя круг, один остаётся в середине круга. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей – и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят,
И все делают вот так.
Стоящий в круге выполняет какое-нибудь движение, все играющие должны повторить его. Тот, кто не успевает, отдаёт фант.
Игра: «Хвост и голова».
Выбирают «голову» и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладёт руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» - сзади. «Голова» говорит:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть бы мне охота,
Разве хвостик свой поймать?
«Хвост» громко отмечает:
Что ты вздумал, чудо-юдо,
Коль меня ты отгрызёшь,
Никуда уж ты отсюда
Никогда не уползёшь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен всё время увёртывается от «головы». Игра продолжается до тех пор, пока «голова» не поймает «хвост».
* В день рождения Домового домочадцы обращались к нему с просьбами и пожеланиями.
- Хозяин-батюшка, побереги скотину.
- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!
Давайте и мы попросим нашего домового Кузеньку о чём-нибудь (дети придумывают просьбы).
А ещё домовому дарят в подарок красивую, яркую, коробочку без крышки, в которую кладут старые бусы и монетки, брошки и блестящие пуговицы ведь они очень любят играть.
Если семья переезжала на новое место жительства, то звала домового с собой:
«Хозяин мой, пойдём со мной. «Полезай домовой в тапок, поедешь с нами.».
А если домового не забирали, то он оставался одиноким и покинутым.
Домовой следит за чистотой жилья, в отличие от человека он видит весь энергетический мусор (плохая энергетика) и его это очень расстраивает, у него ухудшается настроение.
Когда в доме всё в порядке, чисто и порядок, домочадцы живут в мире и согласии. Домовой чувствует себя великолепно, таких хозяев он привечает всячески и помогает им. В таком доме всё будет работать, не будет биться посуда, ломаться техника. Домовой никогда не допустит пожара, несчастного случая, кражи и даже прихода неприятных гостей, он попытается выжить их всеми силами, как бы давить на них, таким гостям становится неуютно, их начинает всё раздражать, им становится душно, в конце концов, они быстро уходят.
Ещё домового раздражает табачный дым, этот дым никуда не выветривается, он оседает на мебель, по углам квартиры, а домовые очень любят отдыхать под потолком и потому за это иногда вредят хозяевам.
А сейчас я хочу вам предложить ещё одну игру:
«Засели дом домовятами».
Каждый из вас по моей команде должен свой шарик заселить домовятами, нарисовать фломастером, как можно больше человечков, за определённое время. Кто больше нарисует человечков получает приз.
Ребята, а вы помните, что Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать их, вот и дедушке Кузме пора спать, чтобы ночью наводить за вами порядок. Давайте поздравим Дедушку-домовеюшку с именинами и скажем ему до свидания.
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие "День рожденья Домового"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: «День рождения Домового».
Цель: Формировать представления детей о Домовом, как о сказочном персонаже, и о его дне рождения.
Задачи:
- Знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового),
- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.
- Воспитывать любовь к русской культуре.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
-Социально-коммуникативная
-Художественно-эстетическая
-Познавательная
-Физическое
-Речевое
МАТЕРИАЛЫ: 1 шапочка «Пирожка», листы бумаги, фломастеры
Ход занятия:
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычным жителем наших домов. Послушайте стихотворение о нём.
Добродушный домовой
За печной живёт трубой.
Носит круглые очки,
Вяжет тёплые носки,
Любит слушать он сверчка
Выпить на ночь молочка.
Погрозится на мышат
Если слишком те шумят.
Он и бабушке поможет
Чтобы тесто подошло.
Сам в печурку дров подложит
Дома с ним всегда тепло.
Детям сказочку расскажет
Чешет за ухом кота,
А когда на землю ляжет
Покрывалом темнота
То считает в небе звёзды
Охраняя наш покой.
Вот такой у нас хозяин
За печной живёт трубой.
-Ребята, кто догадался о ком пойдёт речь? Правильно – это домовой. Издревле русский народ отмечал 10 февраля день рождения дедушки Домового, домовой значит водит дом, ведет хозяйство, следит за его порядком.
-По древним славянским поверьям домовой – это наш предок, которого зовут родственники для защиты от злых духов и наведения порядка в доме и в семейных отношениях.
-Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать.
-Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обычно домовые живут за печкой, где очень тепло, но порой селится под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе.
-Ребята! Как вы считаете, в нашей группе живет домовой?
(выходит переодетый ребёнок).
Домовой: Здравствуйте, ребята! Я – ваш детсадовский домовой, имён у
меня много, по-разному меня называют – величают, но чаще
всего Дедушкой кличут.
В детском садике живу с самого открытия,
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живёте, как поёте, что на завтрак, на обед —
Всё я знаю, всё я слышу, ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты, могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С домовым нужно общаться с уважением и большим почтением, а обращаться так: «Дедушка», «Дедушка-домовеюшка», «Хозяин-батюшка», «Домовой-батюшка», «Кормилец».
Домовым давали имена, нашего домового зовут дедушка Кузьма. Ребята, давайте поздороваемся с нашим домовым, скажем: «Здравствуй хозяин-батюшка, дедушка Кузьма».
Ребята, вы все знаете, что на день рождения принято дарить подарки, а те, кто дорожит присутствием домового у себя дома, справляют его именины и делают ему подарки, задабривают домового. Кто-то кладёт на чистом белом блюде свежеиспечённый хлеб или пирог, стакан с водой (вином), сладости – карамельки, леденцы, кусковой сахар и монетки обычно пятачки – именно они приносят достаток в дом.
А ещё на день рождения играют в разные веселые игры, давайте и мы с дедушкой Кузенькой поиграем.
Игра «Пирог».
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него одета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он, какой высоконький,
Вот он, какой мякошенький,
Вот он, какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Игра проводиться до тех пор, пока не сыграют все в одной из команд.
*Если хозяева хотят узнать, кто у них живёт домовой или домовиха, то кладут колоду карты и куколку.
- Если на утро сдвинуты карты, то это домовой-батюшка,
-Если куколка, то в доме у вас хозяйка: домовая-матушка.
Приготовленное угощение оставляют на ночь у печки или плиты, а перед тем как пойти спать хозяйка произносит три раза обращение к домовому:
«Хозяин-батюшка, домовой,
от меня прими угощение в знак уважения,
ешь – пей, гуляй, мне и моей семье помогай,
от бед и болезней защищай,
жить в благополучие и богатстве помогай!»
После каждого произнесённого обращения она кланялась домовому до земли.
Если ночью после выставленного угощения присниться домовой – это к добру, а через сутки угощение убирают, отдают животным или птичкам.
Домовой: - Я (домовой) большой озорник, порой так припрячу какую-нибудь вещь, что попробуй, найди, приходится тогда меня просить:
«Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно»
Мы Домовые, любим играть с маленькими детьми, мы их не пугаем, а совсем наоборот, веселим их так, что они хохочут.
А если вы заметили, что ваша кошка бегает по квартире, словно от кого-то убегает, это просто.
-Это я шалю, катаюсь на спинке вашего любимца. Животные очень хорошо чувствуют присутствие Домовых. Иногда, котик, вылизывая себя, встрепенётся и уставиться в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть Я домовой.
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра: «Перелизы».
Играющие берутся за руки, образуя круг, один остаётся в середине круга. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей – и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят,
И все делают вот так.
Стоящий в круге выполняет какое-нибудь движение, все играющие должны повторить его. Тот, кто не успевает, отдаёт фант.
Игра: «Хвост и голова».
Выбирают «голову» и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладёт руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» - сзади. «Голова» говорит:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть бы мне охота,
Разве хвостик свой поймать?
«Хвост» громко отмечает:
Что ты вздумал, чудо-юдо,
Коль меня ты отгрызёшь,
Никуда уж ты отсюда
Никогда не уползёшь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен всё время увёртывается от «головы». Игра продолжается до тех пор, пока «голова» не поймает «хвост».
* В день рождения Домового домочадцы обращались к нему с просьбами и пожеланиями.
- Хозяин-батюшка, побереги скотину.
- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!
Давайте и мы попросим нашего домового Кузеньку о чём-нибудь (дети придумывают просьбы).
А ещё домовому дарят в подарок красивую, яркую, коробочку без крышки, в которую кладут старые бусы и монетки, брошки и блестящие пуговицы ведь они очень любят играть.
Если семья переезжала на новое место жительства, то звала домового с собой:
«Хозяин мой, пойдём со мной. «Полезай домовой в тапок, поедешь с нами.».
А если домового не забирали, то он оставался одиноким и покинутым.
Домовой следит за чистотой жилья, в отличие от человека он видит весь энергетический мусор (плохая энергетика) и его это очень расстраивает, у него ухудшается настроение.
Когда в доме всё в порядке, чисто и порядок, домочадцы живут в мире и согласии. Домовой чувствует себя великолепно, таких хозяев он привечает всячески и помогает им. В таком доме всё будет работать, не будет биться посуда, ломаться техника. Домовой никогда не допустит пожара, несчастного случая, кражи и даже прихода неприятных гостей, он попытается выжить их всеми силами, как бы давить на них, таким гостям становится неуютно, их начинает всё раздражать, им становится душно, в конце концов, они быстро уходят.
Ещё домового раздражает табачный дым, этот дым никуда не выветривается, он оседает на мебель, по углам квартиры, а домовые очень любят отдыхать под потолком и потому за это иногда вредят хозяевам.
А сейчас я хочу вам предложить ещё одну игру:
«Засели дом домовятами».
Каждый из вас по моей команде должен свой шарик заселить домовятами, нарисовать фломастером, как можно больше человечков, за определённое время. Кто больше нарисует человечков получает приз.
Ребята, а вы помните, что Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать их, вот и дедушке Кузме пора спать, чтобы ночью наводить за вами порядок. Давайте поздравим Дедушку-домовеюшку с именинами и скажем ему до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "День рожденья Домового"
ЦЕЛЬ: дать детям представление о праздновании русским народом дня рождения Домового. Познакомить с домовым, как со сказочным персонажем. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: коммуника...
Конспект интегрированного мероприятия Тема: "День Рождения Домового"
Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать потребности в применении полученных знаний в творческой деятельности....
Развлечение для детей 4го года жизни "День рождение Домового"
Это развлечение было подготовлено специально для малышей 4го года жизни.Развлечение составлено из игровых упражнений и рассказа педагога. Дети с удовольствием играли с куклой - домовёнком и рассказали...
Конспект совместной партнёрской деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «День рождения Домового» (с детьми младшей группы от 3 до 4 лет)
Если вы хотите вызвать у детей интерес к культуре и традициям русского народа уже с младшего дошкольного возраста, начать формировать знания у детей о народных традициях и поверьях в игровой фор...
«Русская изба» Конспект «День рождения Домового»
laquo;Русская изба» Конспект «День рождения Домового» Цель: познакомить детей с русской культурой, определить положительное отношение детей к сущности домового; подарить м...
Развлечение «День рождения Домового».
Задачи: Дать первоначальные знания о сказочном персонаже Домовенок, способствуя развитию у детей интереса к фольклору.Формировать представления о праздновании русским народом дня рождения Домового, ра...
День рождения - Домового!
Сценарий: "День рождения-Домового!"...