Центр экспериментирования «Всезнайка – Экспериментайка»
опыты и эксперименты
Познавательный центр экспериментирования для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр экспериментирования «Всезнайка – Экспериментайка» предназначен для организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей среднего возраста (4-5 лет), направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. «Центр экспериментирования» создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность.
Центр экспериментирования «Всезнайка - Экспериментайка» создан для развития детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.
Цель: помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.
Задачи: развивать первичные естественно научные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формировать умения комплексно обследовать предмет.
Место расположения центра: группа
- специально отведенном детском стеллаже. Стеллаж не высокий, имеется свободный доступ к полочкам со всех сторон, в стеллаже отведено место:
- место для постоянной выставки, различные коллекции;
- редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов, опытов, экспериментов;
- место для хранения материалов (природного, бросового);
- место для неструктурированных материалов (песок, земля, глин, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Перечень оборудования и материалов:
- Книги познавательного характера для среднего возраста: «Всё обо всём», «Что? Как? Почему?», «Потамучка»;
- Картотека: «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду», «Игры и эксперименты», «Познавательные опыты для детей», «Превращение капельки», «Занимательные опыты», «Опыты с водой», «Эксперименты и опыты с неживой природой»;
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Ткани и ниток», «Каменный уголь», «Гербарий», «Энтомологическая коллекция», «Перья», «Ракушки»;
- Научные игры: «Опыты с магнитом», электронный конструктор «Светофор», «Анемометр», «Светоробот»;
- Песок, глина, земля (леечки, брызгалки, сито, совочки);
- Защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники);
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха, льна и т. д.;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные
детям;
- персонажи, наделанные определенными чертами «Всезнайка» и
«Экспериментайка» от имени, которого моделируется проблемная ситуация;
- схемы, алгоритмы выполнения опытов, устройство микроскопа и правила работы с ним.
Виды занятий по экспериментированию
- Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–5 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной
- Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма. Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение. Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-123264-1350285633.jpg)
Материалы и оборудование для центра экспериментирования в детском саду.
Перечень оборудования и материалов для экспериментирования....
Конспект деятельности в центре экспериментирования на тему « Воздух и вода»
В игровой форме ребята знакомятся со свойствами воды и воздуха.Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...
Перспективный план работы в центре экспериментирования
Перспективный план на каждый месяц по познавательно-исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549768-1418413808.jpg)
Предметно-развивающая среда группы "Центр экспериментирования"
В нашей группе создан "Центр экспериментирования" он размещен подальше от игровых зон, в непосредственной близости от "Центра познавательного развития" и "Центра природы". Оборудование в нашей л...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-518181-1415556196.jpg)
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Маленькие исследователи» ( на лучшее оформление центра экспериментирования)
Положение определяет цели и задачи проведения конкурса в ДОУ, а также содержит критерии и параметры оценки уголков экспериментирования. К положению прилагается таблица оценки уголков по группам....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-400090-1479385759.jpg)
Центр экспериментирования в старшей группе
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию....