Психологическая консультация «Развитие детей 4-5 лет: какие игры и игрушки нужны ребёнку»
методическая разработка по психологии

Медведева Светлана Александровна

В данной публикации представлены презентация к родительскому собранию в средней группе детского сада и план-конспект консультации для родителей о возрастных особенностях детей 4 - 5 лет, о том, какие игры и игрушки нужны ребенку этого возраста.

Материал, представленный в публикации могут использовать педагоги ДОУ, как для повышения собственной психологической компетентности, так и для работы с родителями воспитанников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Средняя группа

Психологическая консультация

«Развитие детей 4-5 лет: какие игры и игрушки нужны ребёнку»

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет (общая и мелкая моторика, познавательные процессы, особенности общения с взрослыми и сверстниками, эмоционально-личностная сфера).
  2. Расширить представления родителей об играх и игрушках для детей среднего дошкольного возраста.
  3. Способствовать повышению родительской ответственности за воспитание и развитие их детей.

Материалы:

Презентация по теме; небольшая игрушка.

Содержание:

Слайд 1. Тема

  1. Упражнение «Мой ребенок»

- Уважаемые родители наших воспитанников. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях и примерных нормативах развития детей среднего дошкольного возраста, а также о некоторых играх и игрушках, необходимых ребенку 4-5 лет.

Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку. Тот, у кого в руках ежик, должен будет сказать, изменился ли Ваш ребенок за последние несколько месяцев, и если да, то какие именно изменения Вы замечаете?

Вывод: Ваши высказывания подтверждают мое предположение, что дети 4-х лет изменились (стали самостоятельнее, лучше говорить, физически крепче и т.п.).

Слайд 2. Движение и интеллект

Начнем мы с особенностей развития двигательной сферы ребенка. Ведь не спроста говорится, что «…развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему работа должна быть направлена «снизу-вверх», от движения к мышлению, а не наоборот…»

Слайд 3. Возрастные особенности: ОДА (скелет)

Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и нарушение осанки!

  • Постоянно следить за правильностью позы!
  • Вовремя менять нагрузку и характер деятельности!

Слайд 4. Крупная моторика

На слайде представлены примерные нормативы развития крупной моторики ребенка.

2-3 года:

  • Прыгает на двух ногах.
  • Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч.

3-4 года:

  • Бросает мяч через голову.
  • Спускается вниз по лестнице.
  • Прыгает на одной ноге.
  • Стоит на одной ноге некоторое время.
  • Катается на трехколесном велосипеде.

4-5 лет:

  • Прыгает попеременно на одной и на другой ноге.
  • Ходит по бревну, по доске.
  • Поднимается вверх по лестнице.

Слайд 5. Развитие крупной моторики

Для развития крупной моторики будут полезны разнообразные методы:

  • Общая физическая активность
  • Спортивные снаряды
  • Игры с мячом
  • Удержание равновесия
  • Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки)
  • Символические игры (имитация движений животных, транспорта)
  • Танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате
  • Упражнения для стоп с мячом, игры с текстурами (ходьба босиком по земле, песку, камушкам в воде, «рисование» ногой, узоры из собственных следов)
  • Приобщение детей к домашнему труду

Слайд 6. Возрастные особенности: ОДА (мышцы)

Последовательность развития мышц: сначала развиваются крупные мышечные группы, потом мелкие! Важна строгая дозировка нагрузки на мелкую мускулатуру!

Слайд 7. Рисование на вертикальных поверхностях

Полезно рисование на вертикальных поверхностях, в качестве которых могут выступать мольберты, планшеты, магнитные доски, двери холодильников, старые обои.

Можно использовать:

  • Игры с наклейками, магнитами
  • Обводить трафареты, собственные ладони
  • Рисование стирающимся маркером
  • Рисование в разных позах: сидя, стоя на коленях, стоя

Слайд 8. Мелкая моторика

  • Творческое конструирование (поделки, аппликации)
  • Игры:
  • с тестом и песком, пальчиковые краски
  • с прищепками, заколками-крабами
  • с бумагой (складывание, комкание, расправление)
  • с бусами (нанизывание)
  • с резинками для волос
  • с веревками (узлы, дорожки)
  • с карандашами (катать пальцами, ладонями)
  • с массажными шариками
  • ладонями и пальчиками (театр теней, пальчиковая гимнастика)

Слайд 9. Развитие Образа Я

У ребенка 4-5 лет расширяется представление о самом себе, в частности о своем физическом Я.

Слайд 10. Возрастные особенности: ЦНС

Повышается выносливость нервной системы

Процесс возбуждения нервных процессов продолжает преобладать над процессом торможения. Это проявляется в том, что:

  • при нарушении привычных условий жизни, при утомлении могут проявляться бурные эмоциональные реакции, несоблюдение правил поведения!

Слайд 11. Игры-тренировки: реакции на сигнал

На занятиях и в быту надо совершенствовать реакции ребёнка на сигнал!!!

  • Подвижные игры с правилами
  • Стоп-игры
  • Игры со сменой сигнала
  • Дидактические игры (лото в картинках, детское домино, и другие)

Слайд 12. Возраст почемучек

4-5 лет – возраст почемучек.

Взрослый становится источником новых знаний. Важно:

  • Отвечать на детские вопросы!
  • Давать новые знания в увлекательной форме!
  • Уважительно относиться к собственным умственным поискам ребёнка и их результатам!
  • Не оценивать, а обсуждать!

Слайд 13-15. Особенности общения со сверстниками

Происходят изменения в отношениях со сверстниками. Сверстник становится более интересным для ребенка. Но есть возрастные особенности, которые затрудняют процесс общения.

Слайд 16. Личностные особенности

У детей в этом возрасте проявляются следующие особенности детей

  • Ябедничество
  • Обидчивость
  • Желание самостоятельности

Неудачи сильно огорчают ребенка

  • Неуверенность в себе
  • Заниженная самооценка

Ребенок к 7 годам проходит три стадии: «Хочу» – «Могу» – «Надо». В три года (когда случается кризис 3-х лет) малыш впервые осознает, что он сам может чего-то хотеть, и постоянно это отстаивает. Чтобы прийти к 7 годам к понятию «надо», надо, чтобы у ребенка было много «могу» (с 3-х до 7 лет). Дошкольник сможет это сказать только тогда, когда у него будет возможность что-либо делать самостоятельно.

Слайд 17. Восприятие

Ребенок продолжает знакомиться со свойствами окружающего мира

  • цвет, форма, величина, вкус, запах, звук, качество поверхности, время, пространство
  • Длина, ширина, высота, толщина
  • Утро-день-вечер-ночь
  • Времена года

Ребенок осваивает экспериментальным путем свойства предметов. В будущем – математика (познает ее практическим путем).

Слайд 18. Внимание, память

Может сосредоточенно что-то делать в течение 15-20 минут

  • Просить ребёнка больше рассуждать вслух!
  • Называть вслух то, что надо удержать в сфере своего внимания!

Развивается произвольная память

  • Помочь осмыслить то, что заучивает!
  • Легко запоминается:
  • если материал привлекает ритмикой!
  • или вплетается в игру!

Слайд 19. Мышление

  • Использует простые схематизированные изображения
  • Строит по схеме
  • Решает лабиринты
  • Сравнивает предметы: Находит сходство и различие
  • Складывает картинку из 4 – 6 частей

Слайд 20. Воображение

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.

Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Появление страхов (темноты, страшных снов, сказочных персонажей, замкнутого пространства).

И здесь встает вопрос о том, какие же игрушки нужны ребенку 4 – 5 лет.

Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Слайд 21. Критерии покупки игрушек

По каким критериям Вы выбираете и покупаете игрушки?

  • цена
  • желание ребенка
  • собственные пристрастия
  • соображения дидактической полезности

Все игрушки можно разделить на полезные, бесполезные, вредные.

Слайды 22-44. Игрушки

(родители распределяют игрушки, представленные на слайдах, на три группы).

Слайд 45. Вывод

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать.

Слайд 46. Правила

ИСХОДЯ ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО, МОЖНО ПОДВЕСТИ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ

  1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
  2. Детская игрушка должна быть доброй, от этого зависит психическое здоровье малыша.
  3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие.
  4. Лучше, чтобы игрушка была многофункциональной. При выборе детской игрушки попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело предлагайте её детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет какие игры и игрушки нужны детям 4-5 лет

Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят на­строение ребенка и прогресс в его развитии, поэтому одним из важных педагогических условий, способствующи...

Консультация для родителей на тему : " Какие именно игрушки нужны ребёнку"

В данной статье даётся ответ на вопрос, какие именно игрушки нужны ребёнку. Как Организовать жизненное пространство ребёнка...

Буклет «Какие игры и игрушки нужны детям 4-5 лет»

Буклет для родителей "Какие игры и игрушки нужны детям 4-5 лет"...

Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны ребёнку".

Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны ребёнку"....

Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"

Презентация на тему "Психологические  особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"...

Психологическая консультация «Развитие детей раннего возраста»

Данная презентация и конспект выступления педагога-психолога разработаны для родительского собрания в первых младших группах. Материалы могут использовать педагоги, работающие с детьми раннего возраст...

Рекомендации для родителей "Какие игры и игрушки нужны детям раннего возраста?"

Лучшие игрушки для детей: мячи, шары, кубики, пирамидки, каталочки, формочки и ведерки, машинки с кузовами, простые и легкие строительные наборы, тележки и всевозможные «образные» игрушки ...