Психологическая консультация «Развитие детей 4-5 лет: какие игры и игрушки нужны ребёнку»
методическая разработка по психологии
В данной публикации представлены презентация к родительскому собранию в средней группе детского сада и план-конспект консультации для родителей о возрастных особенностях детей 4 - 5 лет, о том, какие игры и игрушки нужны ребенку этого возраста.
Материал, представленный в публикации могут использовать педагоги ДОУ, как для повышения собственной психологической компетентности, так и для работы с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakaya_igrushka_nuzhna_rebenku_4-5_let_-_14.09.2022.pdf | 1.94 МБ |
rs-sr.gr_._-_razvitie_detey_4-5_let_igrushki_-_na_sayt.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Средняя группа
Психологическая консультация
«Развитие детей 4-5 лет: какие игры и игрушки нужны ребёнку»
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет (общая и мелкая моторика, познавательные процессы, особенности общения с взрослыми и сверстниками, эмоционально-личностная сфера).
- Расширить представления родителей об играх и игрушках для детей среднего дошкольного возраста.
- Способствовать повышению родительской ответственности за воспитание и развитие их детей.
Материалы:
Презентация по теме; небольшая игрушка.
Содержание:
Слайд 1. Тема
- Упражнение «Мой ребенок»
- Уважаемые родители наших воспитанников. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях и примерных нормативах развития детей среднего дошкольного возраста, а также о некоторых играх и игрушках, необходимых ребенку 4-5 лет.
Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку. Тот, у кого в руках ежик, должен будет сказать, изменился ли Ваш ребенок за последние несколько месяцев, и если да, то какие именно изменения Вы замечаете?
Вывод: Ваши высказывания подтверждают мое предположение, что дети 4-х лет изменились (стали самостоятельнее, лучше говорить, физически крепче и т.п.).
Слайд 2. Движение и интеллект
Начнем мы с особенностей развития двигательной сферы ребенка. Ведь не спроста говорится, что «…развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему работа должна быть направлена «снизу-вверх», от движения к мышлению, а не наоборот…»
Слайд 3. Возрастные особенности: ОДА (скелет)
Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и нарушение осанки!
- Постоянно следить за правильностью позы!
- Вовремя менять нагрузку и характер деятельности!
Слайд 4. Крупная моторика
На слайде представлены примерные нормативы развития крупной моторики ребенка.
2-3 года:
- Прыгает на двух ногах.
- Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч.
3-4 года:
- Бросает мяч через голову.
- Спускается вниз по лестнице.
- Прыгает на одной ноге.
- Стоит на одной ноге некоторое время.
- Катается на трехколесном велосипеде.
4-5 лет:
- Прыгает попеременно на одной и на другой ноге.
- Ходит по бревну, по доске.
- Поднимается вверх по лестнице.
Слайд 5. Развитие крупной моторики
Для развития крупной моторики будут полезны разнообразные методы:
- Общая физическая активность
- Спортивные снаряды
- Игры с мячом
- Удержание равновесия
- Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки)
- Символические игры (имитация движений животных, транспорта)
- Танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате
- Упражнения для стоп с мячом, игры с текстурами (ходьба босиком по земле, песку, камушкам в воде, «рисование» ногой, узоры из собственных следов)
- Приобщение детей к домашнему труду
Слайд 6. Возрастные особенности: ОДА (мышцы)
Последовательность развития мышц: сначала развиваются крупные мышечные группы, потом мелкие! Важна строгая дозировка нагрузки на мелкую мускулатуру!
Слайд 7. Рисование на вертикальных поверхностях
Полезно рисование на вертикальных поверхностях, в качестве которых могут выступать мольберты, планшеты, магнитные доски, двери холодильников, старые обои.
Можно использовать:
- Игры с наклейками, магнитами
- Обводить трафареты, собственные ладони
- Рисование стирающимся маркером
- Рисование в разных позах: сидя, стоя на коленях, стоя
Слайд 8. Мелкая моторика
- Творческое конструирование (поделки, аппликации)
- Игры:
- с тестом и песком, пальчиковые краски
- с прищепками, заколками-крабами
- с бумагой (складывание, комкание, расправление)
- с бусами (нанизывание)
- с резинками для волос
- с веревками (узлы, дорожки)
- с карандашами (катать пальцами, ладонями)
- с массажными шариками
- ладонями и пальчиками (театр теней, пальчиковая гимнастика)
Слайд 9. Развитие Образа Я
У ребенка 4-5 лет расширяется представление о самом себе, в частности о своем физическом Я.
Слайд 10. Возрастные особенности: ЦНС
Повышается выносливость нервной системы
Процесс возбуждения нервных процессов продолжает преобладать над процессом торможения. Это проявляется в том, что:
- при нарушении привычных условий жизни, при утомлении могут проявляться бурные эмоциональные реакции, несоблюдение правил поведения!
Слайд 11. Игры-тренировки: реакции на сигнал
На занятиях и в быту надо совершенствовать реакции ребёнка на сигнал!!!
- Подвижные игры с правилами
- Стоп-игры
- Игры со сменой сигнала
- Дидактические игры (лото в картинках, детское домино, и другие)
Слайд 12. Возраст почемучек
4-5 лет – возраст почемучек.
Взрослый становится источником новых знаний. Важно:
- Отвечать на детские вопросы!
- Давать новые знания в увлекательной форме!
- Уважительно относиться к собственным умственным поискам ребёнка и их результатам!
- Не оценивать, а обсуждать!
Слайд 13-15. Особенности общения со сверстниками
Происходят изменения в отношениях со сверстниками. Сверстник становится более интересным для ребенка. Но есть возрастные особенности, которые затрудняют процесс общения.
Слайд 16. Личностные особенности
У детей в этом возрасте проявляются следующие особенности детей
- Ябедничество
- Обидчивость
- Желание самостоятельности
Неудачи сильно огорчают ребенка
- Неуверенность в себе
- Заниженная самооценка
Ребенок к 7 годам проходит три стадии: «Хочу» – «Могу» – «Надо». В три года (когда случается кризис 3-х лет) малыш впервые осознает, что он сам может чего-то хотеть, и постоянно это отстаивает. Чтобы прийти к 7 годам к понятию «надо», надо, чтобы у ребенка было много «могу» (с 3-х до 7 лет). Дошкольник сможет это сказать только тогда, когда у него будет возможность что-либо делать самостоятельно.
Слайд 17. Восприятие
Ребенок продолжает знакомиться со свойствами окружающего мира
- цвет, форма, величина, вкус, запах, звук, качество поверхности, время, пространство
- Длина, ширина, высота, толщина
- Утро-день-вечер-ночь
- Времена года
Ребенок осваивает экспериментальным путем свойства предметов. В будущем – математика (познает ее практическим путем).
Слайд 18. Внимание, память
Может сосредоточенно что-то делать в течение 15-20 минут
- Просить ребёнка больше рассуждать вслух!
- Называть вслух то, что надо удержать в сфере своего внимания!
Развивается произвольная память
- Помочь осмыслить то, что заучивает!
- Легко запоминается:
- если материал привлекает ритмикой!
- или вплетается в игру!
Слайд 19. Мышление
- Использует простые схематизированные изображения
- Строит по схеме
- Решает лабиринты
- Сравнивает предметы: Находит сходство и различие
- Складывает картинку из 4 – 6 частей
Слайд 20. Воображение
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.
Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Появление страхов (темноты, страшных снов, сказочных персонажей, замкнутого пространства).
И здесь встает вопрос о том, какие же игрушки нужны ребенку 4 – 5 лет.
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Слайд 21. Критерии покупки игрушек
По каким критериям Вы выбираете и покупаете игрушки?
- цена
- желание ребенка
- собственные пристрастия
- соображения дидактической полезности
Все игрушки можно разделить на полезные, бесполезные, вредные.
Слайды 22-44. Игрушки
(родители распределяют игрушки, представленные на слайдах, на три группы).
Слайд 45. Вывод
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать.
Слайд 46. Правила
ИСХОДЯ ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО, МОЖНО ПОДВЕСТИ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ
- Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
- Детская игрушка должна быть доброй, от этого зависит психическое здоровье малыша.
- Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие.
- Лучше, чтобы игрушка была многофункциональной. При выборе детской игрушки попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело предлагайте её детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет какие игры и игрушки нужны детям 4-5 лет
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии, поэтому одним из важных педагогических условий, способствующи...
Консультация для родителей на тему : " Какие именно игрушки нужны ребёнку"
В данной статье даётся ответ на вопрос, какие именно игрушки нужны ребёнку. Как Организовать жизненное пространство ребёнка...
Буклет «Какие игры и игрушки нужны детям 4-5 лет»
Буклет для родителей "Какие игры и игрушки нужны детям 4-5 лет"...
Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны ребёнку".
Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны ребёнку"....
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"...
Психологическая консультация «Развитие детей раннего возраста»
Данная презентация и конспект выступления педагога-психолога разработаны для родительского собрания в первых младших группах. Материалы могут использовать педагоги, работающие с детьми раннего возраст...
Рекомендации для родителей "Какие игры и игрушки нужны детям раннего возраста?"
Лучшие игрушки для детей: мячи, шары, кубики, пирамидки, каталочки, формочки и ведерки, машинки с кузовами, простые и легкие строительные наборы, тележки и всевозможные «образные» игрушки ...