Психологическая консультация «Развитие детей раннего возраста»
методическая разработка по психологии
Данная презентация и конспект выступления педагога-психолога разработаны для родительского собрания в первых младших группах. Материалы могут использовать педагоги, работающие с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rs_deti_rannego_vozrasta_-_na_sayt.pptx | 655.91 КБ |
rs_deti_rannego_vozrasta_-_na_sayt.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психофизическое развитие в норме: Далее – совершенствование двигательных навыков ребенка
Развитие речи в норме: Далее – накопление активного и пассивного словаря ребенка
1 год 7 месяцев – 2 года 2 года 1 месяц – 3 года Развитие речи: - Понимание речи - Активная речь Сенсорное развитие - Восприятие формы - Восприятие цвета Игра и действия с предметами Сюжетная игра Движения Навыки Изобразительные умения *** Конструктивные умения Ориентировочные показатели нервно-психического развития
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка «Поздняя соска» До 6 месяцев – польза С 6 месяцев до 1 года – освободить рот от соски для гуления и лепета
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка Смещение внимания с хорошего на плохое поведение
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка Ранняя компьютеризация
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка Гиперопека Правило: не делать за ребенка то, что он может сам!
Последовательность видов помощи
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка Воспитание по типу «Кумир семьи» У ребенка нет проблемы захотеть что-то сделать – отсюда ЗПР, ЗРР Р В В В В В В
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка Ребенок в детском саду: доля внимания значительно снижается В Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р
Ошибки родителей, приводящие к задержке развития ребенка Какому ребенку будет легче привыкнуть к условиям ДОУ?
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Первые младшие группы
Психологическая консультация «Развитие детей раннего возраста»
Дата:
Присутствовало:
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития детей 1,5 – 3 лет.
- Акцентировать внимание родителей на ошибках воспитания, приводящих к трудностям адаптации, задержкам речевого и психического развития.
- Способствовать повышению родительской ответственности за воспитание и развитие их детей.
Материалы:
Презентация «Развитие детей раннего возраста; презентация-притча «Бабочка».
Слайд 1. Тема
Уважаемые родители наших воспитанников. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития детей раннего возраста, о некоторых ошибках родителей, которые могут привести к трудностям адаптации, задержкам речевого и психического развития.
Упражнение – приветствие
Предлагаю небольшую разминку. Я сейчас буду перечислять некоторые характеристики детей. Если вы считаете, что это свойственно вашему ребенку, то поднимите руку. Итак, поднимите руку те:
- у кого ребенок посещает детский сад более 2 месяцев;
- чей ребенок поступил в детский сад около месяца назад;
- у кого ребенок ходит в детский сад не более двух недель;
- у кого ребенок с удовольствием идет в детский сад по утрам;
- чей ребенок часто плачет по утрам при расставании с родителями, но потом, со слов воспитателя, успокаивается;
- если у вашего ребенка по вечерам наблюдается повышенная активность;
- чей ребенок затягивает утренний ритуал, не хочет вставать, умываться, одеваться, капризничает, «теряет» вещи;
- кто замечает, что их ребенок изменился с момента поступления в дошкольное учреждение;
- кто отмечает наличие негативных изменений: стал более замкнутым, меньше улыбается, часто грустит;
- кто наблюдает много позитивных изменений в ребенке: стал более самостоятельным, повысилась речевая активность.
Как вы думаете, что затрудняет процесс адаптации? (Ответы родителей).
Есть несколько часто встречающихся ошибок родителей, которые могут привести к трудностям адаптации ребенка и даже к задержке его речевого и психического развития.
ЗРР – отсутствующая или несоответствующая возрасту речь.
ЗПР – нарушение нормального темпа развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Существует 5 типов ЗПР, и только одна из них носит органический характер, остальные – приобретенные.
Слайд 2.Психофизическое развитие в норме
Изучая ваши анкеты, я заметила, что в большинстве своем психофизическое развитие детей до момента посещения в ДОУ соответствовало возрастным нормативам. (Рассмотреть слайд).
Слайд 3. Развитие речи в норме
Однако у большинства детей отмечается отставание в речевом развитии. Нормативы развития речи представлены на слайде. (Рассмотреть слайд).
Уточнения:
- призывной крик – интонирует
- вокализации – распевки, ранние песенки
- гуление – первая смычка: горловые, губно-губные звуки
- лепет – работает уже весь артикуляционный аппарат, разные смычки: ма-ма-ма, галя-галя
- первое слово – ребенку хватает интеллекта понять: если вошла мама, я осознанно ее обозначаю словом «мама».
Слайд 4. Ориентировочные показатели нервно-психического развития
На слайде представлены некоторые ориентировочные показатели, по которым можно определить состояние нервно-психического развития ребенка.
Раздача памяток «Ориентировочные показатели НПР».
Я раздала вам памятки, в которых подробно описаны эти показатели по каждому возрастному периоду: от 1,7 до 1,9; от 1,10 до 2 лет; от 2,1 до 2,6 лет; от 2,7 до з лет. Найдите в них возраст вашего ребенка и прочитайте, что он должен уметь по таким параметрам: развитие речи (пассивная и активная речь), сенсорное развитие (для детей старше 2 лет оно разделяется на восприятие формы и цвета); игра; движения; навыки; изобразительные умения и конструктивные умения (для детей старше 2 лет).
Родители рассматривают памятки.
Обратите внимание на то, что по некоторым показателям ваши дети отстают от нормы.
Слайд 5.Ошибки родителей: поздняя соска
Одной из ошибок родителей, приводящей к задержке речевого развития, является позднее отучение от соски. Изначально соска приносит пользу до 6 месяцев: развивает интеллект, формирует доверие к миру. С 6 месяцев до 1 года соска потихоньку должна уходить из жизни ребенка, рот должен освободиться для гуления и лепета. К 1 году речевой аппарат готовится к речевому акту (новое смыкание, новое строение артикуляционного аппарата). Обязательно в этом возрасте должны были появиться в жизни ребенка ложка и чашка (вместо сосания). Если до 3 лет ребенок сосет соску, его язык ограничен, лежит вперед, речевой аппарат не готов для произношения слов.
В 3 года сложнее отучить от соски, т.к. ребенок больше понимает, просит купить. В 1,5 года легче: разрезать соску ножницами: «Собачка покусала» - поплакали, пострадали, прогоревали 1 неделю – и проблема забыта. Нужна воля родителей и отсутствие у них родительского эгоизма, чтобы перетерпеть этот период.
Важно: в момент адаптации не отучать от сосания соски!
Слайд 6. Ошибки родителей: смещение внимания с хорошего на плохое
Представим себе такую ситуацию: ребенок в своей комнате играет в кубики, мама пробегает мимо. Ребенок кричит: «Мам, посмотри, какой я дом сделал». Мама, не глядя: «Хорошо, сынок!». И так каждый раз: «Мам, а куда птичка полетела», «Мам…..». А мама: «Отстань, надоел».
И вдруг в комнате раздается грохот: все бросают свои дела, встают вокруг ребенка и ругают.
Как вы думаете, к чему это может привести? (Ответы родителей).
Ребенок понимает, что этим действием он собрал всех вокруг себя. Когда он вел себя хорошо, это не было оценено, когда сделал что-то плохое – все внимание ему.
В итоге мы получает нарушения поведения. Если ребенок ведет себя плохо – возможно он просто отчаялся привлечь к себе внимание родителей другим способом.
Поэтому так важно, когда ребенок сделал что-то хорошее, – остановиться, рассмотреть и подробно похвалить.
Слайд 7. Ошибки родителей: ранняя компьютеризация
Еще одна ошибка, которая может привести к задержке развития, - ранняя компьютеризация детей. Есть свои плюсы и минусы в компьютере.
Плюсы:
- ребенок занят, не плачет, у родителей есть возможность заняться делами (это очень привлекает родителей);
- дозированное (не более 10 минут) использование развивающих игр помогает развивать некоторые познавательные процессы (познакомить с цветом, формой, величиной и т.п.).
Минусы:
- мы живем в объемном мире, а монитор – это плоскость, ребенок затрудняется в познании пространственных представлений в объемном мире;
- дети не могут освоить предлоги «за», «над», «под», «из-за», «из», т.к. у них все «перед»; они их не понимают, не говорят и потом неправильно пишут;
- результаты обследования детей перед школой показывают, что у большинства из них показатели слухового внимания и слуховой памяти значительно отстают от показателей зрительного внимания. Хорошо, если наряду с компьютером, детям читают книги, аудиосказки;
- у детей могут появиться трудности в общении со сверстниками, т.к. они привыкают командовать в виртуальном мире и пытаются перенести этот способ в мир людей, а здесь действуют другие законы: здесь надо договариваться, взаимодействовать.
Слайд 8. Ошибки родителей: гиперопека
Гиперопека родителей не дает ребенку возможности быть самостоятельным, учиться самому решать посильные возрасту проблемы.
Зона актуального развития (зеленая) – то, что ребенок может делать сам.
Зона ближайшего развития (желтая) – то, что ребенок сам пока не может, а только с помощью взрослого.
Зона непознанного (оранжевая) – то, что ребенку пока недоступно даже с помощью взрослого.
Правило: не делать за ребенка то, что он может сам.
Слайд 9. Последовательность видов помощи
Взрослым стоит обращать внимание на последовательность видов помощи.
Пример с одеванием колготок: сначала показываем, объясняем, обучаем, действуя руками ребенка, затем – подсказываем, направляем, потом – оказываем организационную помощь, после этого – только эмоциональную поддержку.
Слайд10. Ошибки родителей: воспитание по типу «Кумир семьи»
Еще одна ошибка – воспитание по типу «Кумир семьи» это происходит, когда ребенок стоит в центре, им все умиляются и восхищаются, он только сказал «У» и протянул руку, как ему тут же достают игрушку и т.п. У такого ребенка нет надобности сказать «Я хочу», у него нет проблемы захотеть что-то сделать. Отсюда возникают разного рода задержки, особенно речи.
Слайд11. Ошибки родителей: ребенок в детском саду
Положение ребенка в дошкольном учреждении отличается от положения ребенка дома. В детском саду доля персонального внимания значительно снижается, т.к. воспитателю приходится распределять свое внимание между всеми детьми, а их может быть более 20 человек.
Слайд12. Ошибки родителей: какому ребенку будет легче привыкнуть
Обратите внимание на две схемы, представленных на слайде. Схема 1 символизирует воспитание по типу «Кумир семьи», когда все внимание достается ребенку. На схеме 2 изображено, что ребенок и другие члены семьи получают внимание друг к другу в равной степени.
Как вы думаете, какому ребенку будет легче привыкнуть к условиям ДОУ?
И в завершении нашей встречи предлагаю вашему вниманию небольшую притчу.
Презентация-притча «Бабочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
Психологическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...
"Психологические особенности закономерности развития детей раннего возраста"
Статья для педагогов дошкольных учреждений...
Психологические особенности развития детей раннего возраста
Материалы для родителей...
Консультация для педагогов: Психологическое развитие детей раннего возраста
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет, является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. ...
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"...
Создание условий для своевременного нервно-психологического развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования у ребенка представлений овнешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе ит.д.Выд...