Конспект педагогического совета «Современные подходы к трудовому воспитанию»
методическая разработка

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического совета №2 «Современные подходы к трудовому воспитанию»

  

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Задачи:
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.
Развитие профессиональных качеств педагогов по  тематическому модулю «Труд» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Систематизировать знания воспитателей по трудовому воспитанию.
Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

Ход педсовета:

I. Вступительное слово (заведующий Лисицкая Т.В.)
Сегодня педсовет посвящен трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.

Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. Поэтому актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки труда. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:

«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»

Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

II. Зачитывается аналитическая справка по тематическому контролю «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников» (ст.воспитатель Бикбулатова Н.С.)

Согласно годовому плану работы МАДОУ №10 на 2021-2022 учебный год, в соответствии с приказом № 264 от 27.10.2021 года «О проведении тематического контроля»,  с целью оценки эффективности воспитательно-образовательной работы по формированию трудовой деятельности с детьми и знакомству дошкольников с профессиями взрослых людей, в период с 29.11.2021г. по 03.12.2021г. был проведен тематический контроль на тему «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников» заведующим МАДОУ Лисицкой Т.В., старшим воспитателем Бикбулатовой Н.С. Вопросы контроля:

-Оценка профессионального мастерства воспитателей по ознакомлению детей с трудом взрослых;

-умение создать в группе развивающую предметно-пространственную среду для реализации содержания трудового воспитания;

-взаимодействие с родителями по вопросам трудового воспитания детей;

-система планирования работы с детьми.

-выявление у дошкольников уровня умений практического опыта в уголках труда.

Тематический контроль показал, что организация трудовой деятельности у детей в МАДОУ №10 соответствует удовлетворительному уровню программных требований. Практически все дети справляются с заданием педагога. Во время выполнения трудовых поручений дети активны, проявляют самостоятельность в решении различных проблемных ситуаций. Работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для развития трудовых умений и навыков у детей в группах ведётся целенаправленно. Грубых нарушений не выявлено.

По результатам тематического контроля были вынесены следующие рекомендации:

1.Календарное планирование по всем направлениям, в том числе по трудовому, вести в соответствии со схемой модульного планирования

Ответственные: педагоги ДОУ

Сроки проведения: постоянно

2.Всем педагогам отражать по пятницам хозяйственно-бытовой (коллективный) труд: мытье игрушек, ремонт книг, игрушек, коробок.

Ответственные: педагоги ДОУ

Сроки проведения: постоянно

3.Необходимо определить наполняемость предметно-развивающей среды в группах в соответствии с требованиями программы, возрастными особенностями.

Ответственные: педагоги ДОУ

Сроки проведения: постоянно

4.Воспитателям всех возрастных групп пополнить пособия по знакомству с трудом взрослых.

Ответственные: педагоги ДОУ

Сроки проведения: постоянно

5.Проводить индивидуальную работу с детьми, чьи знания не соответствуют возрасту или ребята не понимают назначение той или иной профессии.

Ответственные: педагоги ДОУ

Сроки проведения: постоянно

6. Устранить недостатки в образовательном процессе, помогать ребенку в активном приобретении трудовых навыков, развивать желание и потребность детей в получении определенных трудовых навыков. Для поддержания интереса к трудовой деятельности у детей необходимо шире использовать такие формы организации, как проблемные ситуации, игровые и образовательные ситуации с использованием схем, моделей в ходе трудового процесса, проектов, коллекционирования.

Ответственные: педагоги ДОУ

Сроки проведения: постоянно

  1. Подготовить консультацию для родителей по организации трудовой деятельности дома.

Срок: до 15.12.2021г.          

Ответственные: воспитатели.


III. Консультация музыкального руководителя «Роль музыки в трудовом воспитании дошкольников» (Выскребцева Т.И.)

IV. Конкурс «Лучшая дидактическая игра по трудовому воспитанию», презентация игр педагогами, работа жюри, вручение дипломов.

V. Деловая игра «Биржа педагогических идей»

Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте»

Уважаемые педагоги!
Я предлагаю вам всем встать и под музыку походить по нашему залу. Как только музыка прекращает играть каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую я укажу. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: «Привет!», «Здравствуйте» или «Добрый день».

Задание:
-поздороваться ладонями;
-поздороваться плечами;
-поздороваться спинами;
-поздороваться локтями;
-поздороваться коленями;

ЗАДАНИЕ 1 . Педагогическая разминка
Все вопросы будут связаны с нашей сегодняшней темой. Время на раздумье - 3 минуты. За это время Вы должны ответить на тесты, лежащие перед каждым из вас, а по истечению 3 минут поменять между собой тестами для взаимопроверки, на это вам отводиться 1 минута,  после чего мы все вместе обсудим правильность ваших ответов.
1.Вопрос:
Перечислите задачи трудового воспитания.
Ответ:
*Формирование навыков трудовой деятельности, её организации, планирования,
*формирование уважительного отношения к труду взрослых;
*формирование трудолюбия, нравственно-волевых качеств;
*формирование умения трудиться в коллективе сверстников, доброжелательных отношений между детьми.
_______________________________________________________________
2. Вопрос:
«Назовите основные виды труда с детьми дошкольного возраста»
Ответ:
Основные виды труда в детском саду :
- самообслуживание;
-хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
-ручной труд.
_____________________________________________________________
3.Вопрос
Определите основные формы организации труда детей дошкольного возраста
Ответ:
Формы организации труда с детьми дошкольного возраста:
- поручения  (индивидуальные и коллективные);
- дежурства;
- коллективный труд.
__________________________________________________________________
4. Вопрос
Выделите условия успешной организации труда детей.
Ответ.
а) систематичность участия каждого ребёнка в труде;
б) достаточный объём труда, соответствующий возможностям дошкольника;
в) соблюдение требований гигиены, безопасности;
г) учёт уровня навыков , состояния здоровья, индивидуальных особенностей;
д) создание обстановки заинтересованности;
е) методически правильное руководство трудом детей. ________________________________________________________________
5.Вопрос
Перечислите средства трудового воспитания.
Ответ:
а )обучение трудовым навыкам;
б) ознакомление с трудом взрослых;
в) организация трудовой деятельности.
_______________________________________________________________
6. Вопрос
Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых
Ответ:
а) наблюдение;
б) экскурсии;
в) использование картин, фотоматериалов, иллюстраций;
г )беседы, рассказы воспитателя;
д) чтение художественной литературы, организация совместной деятельности детей и взрослых
______________________________________________________________
7. Вопрос
Назовите алгоритм ознакомления дошкольников с трудом взрослых:
Ответ:
а)название профессии

б)место работы

в)материал для труда

г)форменная одежда

д)орудия труда

е)трудовые действия

ж)личностные качества

з)результат труда

и)польза труда для общества

_________________________________________________________________
8. Вопрос:
Что формирует воспитатель у детей в процессе ознакомление с трудом взрослых?
Ответ: В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей:
-положительное отношение к их труду;
- бережное отношение к его результатам;
- стремление оказывать взрослым посильную помощь.
__________________________________________________________________.
9. Вопрос:
С какой группы вводится дежурство по столовой -  систематический труд?
Ответ.
Во второй половине года в младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.
_________________________________________________________
10. Вопрос :
С какого возраста используется коллективный труд и почему?
Ответ: Коллективный труд используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания:
он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

ЗАДАНИЕ 2 . «Размышлялкино»  (Педагогические ситуация для размышления).

Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?

Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?

Ситуация 5. К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Ситуация 6. Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

 

ЗАДАНИЕ 3. «Музыкальный ринг…»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.  Выигрывает команда, которая вспомнит и пропоет больше песен о профессиях.

Песни с профессиями:

  1. Всё могут короли.
  2. Закаляйся, если хочешь быть здоров...позабудь про докторов.
  3. Учительница первая моя.
  4. Вошла учительница в класс.
  5. Капитан, капитан, улыбнитесь.
  6. Миллион алых роз: "Жил-был художник один".
  7. Виват, король, виват!
  8. Седой паромщик.
  9. Стюардесса по имени Жанна.
  10. Бухгалтер, милый мой бухгалтер.
  11. Ямщик, не гони лошадей.
  12. Крепче за баранку держись, шофер.
  13. Полюбите пианиста.
  14. Шофер-дальнобойщик.
  15. Песенка про фронтового шофера.
  16. Нахрена нам война: Я видела, как старый солдат и матрос..."
  17. Музыкант до рассвета пел мне песенку эту...
  18. Играй, музыкант!
  19. Шаланды: "Но и Молдаванка, и Пересы обожают Костю Моряка".
  20. Она была актрисою.
  21. Наша служба и опасна, и трудна.
  22. Песенка студента.
  23. Потому...потому что мы пилоты.
  24. Крепче за баранку держись, шофер.
  25. Не кочегары мы, не плотники...., а мы монтажники-высотники...
  26. ...Так что аты-баты, мы теперь солдаты.
  27. Путана, путана, путана, ночная бабочка, но кто же виноват?
  28. Младший лейтенант, мальчик молодой.
  29. Когда уйдем со школьного двора, под звуки не стареющего вальса. Учитель нас проводит до угла...
  30. Художник, что рисует дождь.
  31. А командир бравый такой, сам лейтенант, но холостой.
  32. Ты сними, сними меня, фотограф.
  33. А я люблю военных, красивых, здоровенных.
  34. Настоящий полковник.
  35. Принеси, почтальон, мне письмо.
  36. Нам отвлекаться на них не с руки, храбрые крановщики.
  37. "Прорвемся" - ответят опера.
  38. Скрипач на крыше.
  39. О чем играет пианист?

ЗАДАНИЕ 4. Работа с карточками

 Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе (карточки лежат в розетках, кто быстрее)

Группа раннего возраста

воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

Младшая группа

Знакомство с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий)

Средняя группа

Знакомство с разными профессиями (шофер, врач, парикмахер, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»

Старшая группа

Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т.д.) рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Подготовительная группа

Продолжать расширять представления о людях разных профессий (творческих: художники-модельеры, портные и т.д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, фермер и т.д), о значении их труда для общества.

ЗАДАНИЕ 5. «Слово-эстафета»

 Это задание требует от каждого не только краткости, но и вдумчивости. Как говорил Чехов, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот мяч я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться, если я...».

VII. Решение педсовета.

1.Признать работу ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников удовлетворительной
2.Систематически  (раз в неделю) планировать и организовывать
хозяйственно-бытовой труд  детей
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
Сроки: постоянно
3.Расширить содержание трудовых поручений  (индивидуальных и групповых), ручного труда во всех возрастных группах
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
Сроки: постоянно
4.Повышать педагогическую культуру родителей по вопросу трудового
воспитания, используя разнообразные формы взаимодействия: консультации, памятки, буклеты, вовлекать  родителей в образовательный процесс, проектную деятельность и д.т.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
Сроки: постоянно
5.Подготовить для сайта ДОУ  информационно-методический материал для
родителей по социально-коммуникативному развитию (статья) «Трудовое
воспитание дошкольников»

Сроки: до 30 декабря
Ответственный: старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

Хотелось бы закончить наш педсовет изречением В. А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

 

 «Если вы идете на работу как на праздник, если вам нравиться , когда глаза детей блестят, если вы получаете от общения с детьми максимум удовольствия, если вы всегда в поиске ключей к творчеству- значит вы на своём месте!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

Выступление на педагогическом совете «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».Система...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...