ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 года)
материал по психологии (младшая группа)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(1-3 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 261.96 КБ |
Предварительный просмотр:
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающее отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является манипулирование предметами, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами:
- рассматривание предметов;
- ознакомление с сенсорными эталонами;
- сравнение предметов с ними.
Большое значение для развития личности ребёнка раннего возраста имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представление о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые.
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира.
Социально-эмоциональное развитие
При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти.
Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. Выделяет выражение лица (плач, смех).
Общая моторика,
моторика рук
Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трёхколёсного
велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы
книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
Зрительно моторная координация
Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.
Может крутить пальцем предметы (телефон, спинер), рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест.
Прослеживает движение мячика в помещении.
Восприятие, предметно игровая деятельность
Рассматривает картинки в книге, разбирает и собирает пирамидку, вкладки, чашечки, выделяет парные картинки, пытается собрать картинки-половинки.
Играет с красками, песком, открывает крышки, нанизывает бусины.
Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один
предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Знает
свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в
зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.
Понимание речи
Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда".
Родителям ребёнка 1-3 лет ВАЖНО:
- Разговаривать со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, резко отстают в развитии речи.
- Чётко и ясно проговаривать свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок.
- Развивать мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи. Используйте в игре крупы, крышечки, тесто для лепки и т.д.
- Принимать участие в познавательном процессе сына или дочери. Ваш малыш хочет проверить, что в шкафчике? – Помогите ему. Ребёнок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
- Не запрещать изучать мир. Если что-то ребёнку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза. - При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(1-3 года)
Киселева В.Л.
педагог-психолог
г. Советский, 2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).
Основные аспекты психолгического развития ребенка раннего возраста...
Психологические особенности развития детей раннего возраста
Материалы для родителей...
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
Презентация "Психологические и физиологические особенности развития детей раннего возраста"
Презентация "Психологические и физиологические особенности детей раннего возраста"...
Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста
О психологических явлениях ребенка, О восприятии, памяти и эмоций ребенка....