Особенности речевого развития детей от 0 до 3 лет.
консультация
Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой первые годы жизни определяет ее качество во все последующие возрастные периоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первые годы жизни ребенка являются наиболее важными в становлении его социального , познавательного, речевого и двигательного развития. Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте.
Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой первые годы жизни определяет ее качество во все последующие возрастные периоды.
Для формирования речи определяющим является период от первого года жизни до 3 лет. Именно в это время происходит интенсивное развитие мозга и его функций. Выявление нарушений в развитии речи —причина безотлагательного обращения к специалистам: врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу.
Показатели нормы доречевого и речевого развития речи у детей Первый год жизни 1–3 мес Формирование гуления , появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками 3–6 мес Активное гуление (отличается от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету 6–9 мес Активный лепет, усложнение и расширение объема движений губ, языка, мягкого неба; совершенствование функции дыхания, удлинение произвольного выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи 9–12 ме с Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции: «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение); первые односложные слова «ба-ба», « ма-ма » Второй год жизни 1 год Появление однословных предложений 1 год 3 мес Запас слов — до 30 1 год 6 мес Запас слов — до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова 1,5–2 года Появление фраз, двухсловных предложений 1,5–2 года Первый период вопросов: «что это?», «куда?», «где?» 2 года Запас слов — до 200–300 Третий год жизни 2 года Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами 2 года Появление трехсловных предложений 2 года 6 мес Появление многословных предложений 3 год Могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки) 3 года Запас слов — до 800–1000
На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления , лепета, первых слов, реакции на речь взрослых интереса к ней; в один год — если ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году — в случае, если отсутствует интерес к речевой активности , не происходит увеличения объема пассивного и активного словаря, фраз, обнаруживается неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3-м году жизни особую настороженность должны вызывать следующие признаки. Ребенок не обращается ко взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы , ответить на простые вопросы. Речь ребенка не понятна окружающим . РАННИЕ ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ
Логопедическая работа с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьями в системе ранней помощи 1) диагностические и коррекционно-развивающие логопедические мероприятия являются составной частью общего психолого -педагогического воздействия в работе с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьями; 2 ) логопедическая работа с детьми первых лет жизни в системе ранней помощи предполагает не только абалитационное и реабилитационное воздействие на ребенка на занятиях, но и активное взаимодействие с родителями, включенными в психолого-педагогический процесс (систематическое консультирование родителей логопедом по вопросам речевого развития ребенка и создания необходимых условий для становления речевой функции в условиях семейного воспитания; подбор необходимых приемов коррекционно - развивающего логопедического воздействия и обучение этим приемам родителей; привлечение родителей к активному взаимодействию со своим ребенком на логопедических занятиях.
Представлять весь путь последовательного развития речи детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия от которых зависит его успешное протекание. Нужно четко знать каждый этап речевого развития ребёнка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Все это важно для того, чтобы понять патологию речи, своевременно выявить различные нарушения, выбрать рациональные пути преодоления, предупреждения осложнений в речевом периоде.
Нищева Наталия Валентиновна . Учитель-логопед высшей квалификационной категории, Отличник народного образования, Шеф-редактор издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Авторский семинар Нищевой Н.В. «Ранний детский аутизм. Методика работы с аутичным ребёнком», «Коррекционная и образовательная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста с расстройствами речевого развития»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
«Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»
Консультация для родителей...

«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....