сказка "Путешествие Шахматное королевство"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васильчук Любовь Ивановна

Ознакомление детей шахматными фигурами, правила этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_puteshestvie_shahmatnoe_korolestvo.docx12.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Шахматное королевство

Цель: продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.

Задачи:

Обогащать словарный запас слов детей.

Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.

закреплять и систематизировать в речи детей употребление речевых этикетных формул, умение детей соединять добрые чувства и слова, которые необходимо произносить в различных ситуациях;

закреплять доброжелательное отношение к близким и малышам, развивать умение высказывать свое мнение, объяснять смысл пословицы;

воспитывать культуру поведения, доброжелательность, уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку

Ход занятия

Майя входит в музыкальный зал и обращает внимание на домик, состоящий из черных и белых квадратов: «Это что за теремок?»

Воспитатель: А, как ты думаешь, кто может жить в теремке?

Майя: Герои сказки: «Теремок»

Воспитатель: А если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то какие герои могут поселиться в него?

Майя: Я не знаю.

Воспитатель: Давайте представим, что волшебник заколдовал героев «Теремка» и превратил их в шахматные фигуры, чтобы получилось тогда?

Майя: «Шахматный теремок»

Воспитатель: Послушай сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве

В далекой стране Индия

Жили –были славные жители-шахматные фигуры

Фигуры были белые и черные

И ходили они только по белым и черным клеточкам

И вот однажды по волшебству попали эти фигуры

В сказку знакомую, Русскую народную сказку «Теремок»

Воспитатель: И вот получилась новая сказка.

Добро пожаловать в Шахматное королевство! На Белой улице живут белые фигуры, на Черной улице – Черные. Все жители Шахматного королевства подчиняются определенным правилам.

Они много знают о доброте, вежливости, о хороших поступках, соблюдают этикет.

Майя: Я ничего не знаю о доброте, вежливости, о хороших поступках, не знаю, что такое этикет. Я хочу, чтобы меня научили.

Воспитатель: Здесь живут Белые фигуры. Может быть, они тебе помогут?

(Воспитатель и Майя, подходят к теремку и стучаться)

Выходят Король и Королева

Воспитатель: Посмотрите – это главные жители Шахматного королевства. Давайте с ними познакомимся и поздороваемся.

Майя: Здравствуйте.

Король и Королева: Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас, в нашем Шахматном королевстве.

Майя: Я не знаю, что такое этикет, не могли бы вы помочь мне в этом разобраться?

КорольРазрешите представиться: Я Король, это моя Королева.

Майя: Приятно познакомиться.

Королева: А, вас как зовут?

Майя: Меня зовут Майя, а это - Любовь Ивановна.

Королева: Майя, наши жители познакомят Вас с этикетом.

Разрешите представить Вам Шахматные фигуры:

ЛАДЬЯ:

Я - ладья упрямая и хожу лишь прямо

Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок

Стою на самом краю, путь откроют- пойду.

(Две Ладьи показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить).

КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Прыгну я- подковы звяк!

Необычен каждый шаг: буква «Г» и так и сяк

Получается зигзаг!

Притаюсь, словно в прятки, и скакну из-за спины.

(Два Коня показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить).

СЛОН: Я –слон, смел и строен, и высок

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

 (Два Слона показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить)

ФЕРЗЬ:

Я ферзь и шаг у меня широк

Могу ходить и прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад

Бью я вдаль и в упор.

(Король показывает свое место на шахматной доске и как может ходить) 

КОРОЛЬ:

Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь

В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий

Всего на клетку могу отойти.

 (Король показывает свое место на шахматной доске и как может ходить)

ПЕШКА: Я - пешка короля

Шагаю лишь вперед, а не наоборот

По чину мне положен - один короткий шаг

Зато назад не может нас передвинуть враг.

(Пешки показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить).

Королева: Сначала мы вспомним, что такое этикет и расскажем Майе.

Фигуры: Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет!

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Королева: Скажите, что делают вежливые люди при встрече?

Шахматные Фигуры: Здороваются.

Королева: Правильно, но здороваться с разными людьми можно по-разному, а как?

Фигуры: Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу руку,

На приветствия в ответ

Каждый говорит …. (ПРИВЕТ)

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука -

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет… (СКОЛЬКО ЗИМ)»

Если повстречался с кем - то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашивают: КАК …. ДЕЛА?

Старшим людям не грубите

И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Не привет, а … ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Воспитатель: Молодцы, жители Шахматного королевства, теперь  знает, как нужно здороваться с разными людьми!

Воспитатель: уважаемые жители Шахматного королевства, чтобы быть вежливым, надо знать волшебные, вежливые слова? Вы их знаете? Мы назовем их Королю и Королеве в игре «Вежливое слово».

Фигуры: Называют слова.

Воспитатель: Уважаемые фигуры, как Майя можно проявлять добрые чувства к окружающим?

Фигуры: Это предложить вошедшему стул, уступать место товарищу, заботиться о младших, помогать маме, вежливо разговаривать с воспитателями и товарищами. Уметь хорошо себя вести дома, в детском саду и на улице, не драться, не обманывать. Пусть все почувствуют вашу заботу о родных и близких.

Воспитатель: Молодцы! Будьте вежливыми, добрыми, отзывчивыми всегда!

Воспитатель: А, что такое Добро?

Добро — это (хором) всё самое лучшее, приятное и полезное на Земле. А когда это Добро попадает в человека, то каким он становится? (Добрым.) О таком человеке говорят: в нём живёт Доброта. Получается, что Доброта — это всё самое лучшее, приятное и полезное где? В человеке!

— А где у человека живёт Доброта? Правильно, солнышко Добра загорается у него в сердце (нарисовать солнышко в сердце человечка)Недаром люди говорят«Доброта что солнышко!». Солнце греет и освещает всё кругом — и добрый человек как бы светится изнутри, с ним хорошо и тепло. Солнышку все рады и доброму человеку тоже. Если погаснет Солнышко, наша планета остынет и погибнет. Если исчезнет Доброта в людях, то в опустевших сердцах поселится Зло, люди перессорятся, начнутся войны. Говорят, «Добрым сердцем мир держится!»

Королева: Друзья, теперь мы научим Алису говорить друг другу добрые, приятные, красивые слова. Как их можно назвать одним словом?

Фигуры: Комплименты!

Королева: Поможет нам в этом фонарик. Он — как доброе солнышко в нашем сердце: от него исходят свет и тепло (дать детям попробовать ладошкой, он подскажет вам нужные слова.

Королева: Становитесь в круг, по кругу передаем друг другу пожелания: приятные, добрые, красивые слова.

Игра «Сказочные пожелания».

Дети передают фонарик по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему.

Королева: Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют.

Воспитатель: Наше путешествие по Шахматному королевству заканчивается.

Майя: «Спасибо Вам, за помощь, я никогда не забуду Вашу доброту! До свидания!».

Шахматные фигуры: До свидания!

Воспитатель: А, мы закроем глаза и вернемся в детский сад.

Путешествие в сказочное королевство.

 

Цель. Продолжать учить играть в шашки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать настойчивость и терпение.

Материал. Шахматная доска, шашки (4 белые и 4 черные), мягкая игрушка-зайка, шапочки котят – черные и белые, медали (8 штук).

Ход игры-турнира.

         Дети входят в зал, располагаются вокруг стола, где сидит Зайка с шашками.

Воспитатель:    Зайке шашки подарили,

                           А зачем – не говорили.

                          Зайка их сперва погрыз:

                          Несъедобны – вот сюрприз!

                           Что же делать зайке с ними,

                           С несъедобными такими?

                          Зайка их сперва катал.

                          Стало скучно, он устал.

         Зайка ничего не знает про шашки. А мы с вами знаем! Давайте отправимся в шашечное королевство и Зайке расскажем о шашках.

                           Мы в волшебную страну

                           Прибываем с вами.

                           Познакомим Зайку мы

                           С шашками-жильцами.

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.

         Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?

Дети: Белое и черное.

Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?

Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.

Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.

Ребенок: Шашки не ходят по прямой –

                Они из дома и домой

                Шагают лишь наискосок:

                Из уголка - на уголок!

                Как же двигаются шашки?

Дети: По диагонали.

Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?

Дети: Буквой и цифрой.

Ребенок: Адрес поля очень прост:

                Буква – нос, а цифра – хвост.

Воспитатель: А для чего сказочным жителям адреса?

Дети: Это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на доске стоят шашки.

 Воспитатель: Зайка хочет поиграть, лапки стал он потирать.

Проводится со всеми разминка «Шел король по лесу».

Дети становятся в круг, взявшись за руки.

                    Шел король по лесу,

                    По лесу, по лесу.

          (Ходьба по кругу.)

                    Нашел себе принцессу,

                    Принцессу, принцессу.

                    Давай с тобой попрыгаем,

                    Попрыгаем, попрыгаем.

                   (Прыжки на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

                    Подрыгаем, подрыгаем.

                   (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

 И ручками похлопаем,

                     Похлопаем, похлопаем.

                     (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

                     Потопаем, потопаем.

                    (Топают ногами на месте.)

Воспитатель: А сейчас мы научим Зайку играть в шашки «Кто быстрее?».     В игре будут участвовать 6  человек: трое детей – «Белые котята», другие трое – «Черные котята».

 Ребенок: Чтоб путь победы

                В сраженье открыть,

                Отважным и смелым

                Игрок должен быть.

               Упорным -  награда –

               Победа в сраженье,

               А всех невнимательных

               Ждет пораженье.

  Воспитатель: Команды займите свои места.

Воспитатель прячет в кулачках белую и черную шашки и просит одного ребенка выбрать левый или правый кулачок. Это делается для того, чтобы узнать какая команда ходит первой. Ребенок выбирает и если ему достается белая шашка, то его команда надевает шапочки «Белых котят», а если наоборот, то «Черных котят».

Воспитатель: Давайте, оденем, шапочки котят и приготовимся к игре! Вам нужно будет по очереди подходить к шахматной доске и делать ход. А еще побить шашки противника или попасть в дамки.  Итак, первыми ходят «Белые котята».

Дети подходят к шахматной доске и делают ходы шашками своего цвета.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выиграет или будет ничья.

 Воспитатель:     Вами я, друзья, довольна!

                            Смельчаки и храбрецы!

                            Удаль, ловкость показали,

                            Все сегодня молодцы.

Всем участникам вручаются медали. Под звуки торжественного марша команды выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?  Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...

Приключение в шахматном королевстве

Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....