сказка "Путешествие Шахматное королевство"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Ознакомление детей шахматными фигурами, правила этикета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_puteshestvie_shahmatnoe_korolestvo.docx | 12.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Шахматное королевство
Цель: продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.
Задачи:
Обогащать словарный запас слов детей.
Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.
закреплять и систематизировать в речи детей употребление речевых этикетных формул, умение детей соединять добрые чувства и слова, которые необходимо произносить в различных ситуациях;
закреплять доброжелательное отношение к близким и малышам, развивать умение высказывать свое мнение, объяснять смысл пословицы;
воспитывать культуру поведения, доброжелательность, уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку
Ход занятия
Майя входит в музыкальный зал и обращает внимание на домик, состоящий из черных и белых квадратов: «Это что за теремок?»
Воспитатель: А, как ты думаешь, кто может жить в теремке?
Майя: Герои сказки: «Теремок»
Воспитатель: А если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то какие герои могут поселиться в него?
Майя: Я не знаю.
Воспитатель: Давайте представим, что волшебник заколдовал героев «Теремка» и превратил их в шахматные фигуры, чтобы получилось тогда?
Майя: «Шахматный теремок»
Воспитатель: Послушай сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве
В далекой стране Индия
Жили –были славные жители-шахматные фигуры
Фигуры были белые и черные
И ходили они только по белым и черным клеточкам
И вот однажды по волшебству попали эти фигуры
В сказку знакомую, Русскую народную сказку «Теремок»
Воспитатель: И вот получилась новая сказка.
Добро пожаловать в Шахматное королевство! На Белой улице живут белые фигуры, на Черной улице – Черные. Все жители Шахматного королевства подчиняются определенным правилам.
Они много знают о доброте, вежливости, о хороших поступках, соблюдают этикет.
Майя: Я ничего не знаю о доброте, вежливости, о хороших поступках, не знаю, что такое этикет. Я хочу, чтобы меня научили.
Воспитатель: Здесь живут Белые фигуры. Может быть, они тебе помогут?
(Воспитатель и Майя, подходят к теремку и стучаться)
Выходят Король и Королева
Воспитатель: Посмотрите – это главные жители Шахматного королевства. Давайте с ними познакомимся и поздороваемся.
Майя: Здравствуйте.
Король и Королева: Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас, в нашем Шахматном королевстве.
Майя: Я не знаю, что такое этикет, не могли бы вы помочь мне в этом разобраться?
Король: Разрешите представиться: Я Король, это моя Королева.
Майя: Приятно познакомиться.
Королева: А, вас как зовут?
Майя: Меня зовут Майя, а это - Любовь Ивановна.
Королева: Майя, наши жители познакомят Вас с этикетом.
Разрешите представить Вам Шахматные фигуры:
ЛАДЬЯ:
Я - ладья упрямая и хожу лишь прямо
Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок
Стою на самом краю, путь откроют- пойду.
(Две Ладьи показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить).
КОНЬ:
Я волшебный белый конь.
Прыгну я- подковы звяк!
Необычен каждый шаг: буква «Г» и так и сяк
Получается зигзаг!
Притаюсь, словно в прятки, и скакну из-за спины.
(Два Коня показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить).
СЛОН: Я –слон, смел и строен, и высок
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
(Два Слона показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить)
ФЕРЗЬ:
Я ферзь и шаг у меня широк
Могу ходить и прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад
Бью я вдаль и в упор.
(Король показывает свое место на шахматной доске и как может ходить)
КОРОЛЬ:
Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь
В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий
Всего на клетку могу отойти.
(Король показывает свое место на шахматной доске и как может ходить)
ПЕШКА: Я - пешка короля
Шагаю лишь вперед, а не наоборот
По чину мне положен - один короткий шаг
Зато назад не может нас передвинуть враг.
(Пешки показывают свое место на шахматной доске и как могут ходить).
Королева: Сначала мы вспомним, что такое этикет и расскажем Майе.
Фигуры: Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет!
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Королева: Скажите, что делают вежливые люди при встрече?
Шахматные Фигуры: Здороваются.
Королева: Правильно, но здороваться с разными людьми можно по-разному, а как?
Фигуры: Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствия в ответ
Каждый говорит …. (ПРИВЕТ)
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука -
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет… (СКОЛЬКО ЗИМ)»
Если повстречался с кем - то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашивают: КАК …. ДЕЛА?
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не привет, а … ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Воспитатель: Молодцы, жители Шахматного королевства, теперь знает, как нужно здороваться с разными людьми!
Воспитатель: уважаемые жители Шахматного королевства, чтобы быть вежливым, надо знать волшебные, вежливые слова? Вы их знаете? Мы назовем их Королю и Королеве в игре «Вежливое слово».
Фигуры: Называют слова.
Воспитатель: Уважаемые фигуры, как Майя можно проявлять добрые чувства к окружающим?
Фигуры: Это предложить вошедшему стул, уступать место товарищу, заботиться о младших, помогать маме, вежливо разговаривать с воспитателями и товарищами. Уметь хорошо себя вести дома, в детском саду и на улице, не драться, не обманывать. Пусть все почувствуют вашу заботу о родных и близких.
Воспитатель: Молодцы! Будьте вежливыми, добрыми, отзывчивыми всегда!
Воспитатель: А, что такое Добро?
Добро — это (хором) всё самое лучшее, приятное и полезное на Земле. А когда это Добро попадает в человека, то каким он становится? (Добрым.) О таком человеке говорят: в нём живёт Доброта. Получается, что Доброта — это всё самое лучшее, приятное и полезное где? В человеке!
— А где у человека живёт Доброта? Правильно, солнышко Добра загорается у него в сердце (нарисовать солнышко в сердце человечка). Недаром люди говорят: «Доброта что солнышко!». Солнце греет и освещает всё кругом — и добрый человек как бы светится изнутри, с ним хорошо и тепло. Солнышку все рады и доброму человеку тоже. Если погаснет Солнышко, наша планета остынет и погибнет. Если исчезнет Доброта в людях, то в опустевших сердцах поселится Зло, люди перессорятся, начнутся войны. Говорят, «Добрым сердцем мир держится!»
Королева: Друзья, теперь мы научим Алису говорить друг другу добрые, приятные, красивые слова. Как их можно назвать одним словом?
Фигуры: Комплименты!
Королева: Поможет нам в этом фонарик. Он — как доброе солнышко в нашем сердце: от него исходят свет и тепло (дать детям попробовать ладошкой, он подскажет вам нужные слова.
Королева: Становитесь в круг, по кругу передаем друг другу пожелания: приятные, добрые, красивые слова.
Игра «Сказочные пожелания».
Дети передают фонарик по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему.
Королева: Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют.
Воспитатель: Наше путешествие по Шахматному королевству заканчивается.
Майя: «Спасибо Вам, за помощь, я никогда не забуду Вашу доброту! До свидания!».
Шахматные фигуры: До свидания!
Воспитатель: А, мы закроем глаза и вернемся в детский сад.
Путешествие в сказочное королевство.
Цель. Продолжать учить играть в шашки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать настойчивость и терпение.
Материал. Шахматная доска, шашки (4 белые и 4 черные), мягкая игрушка-зайка, шапочки котят – черные и белые, медали (8 штук).
Ход игры-турнира.
Дети входят в зал, располагаются вокруг стола, где сидит Зайка с шашками.
Воспитатель: Зайке шашки подарили,
А зачем – не говорили.
Зайка их сперва погрыз:
Несъедобны – вот сюрприз!
Что же делать зайке с ними,
С несъедобными такими?
Зайка их сперва катал.
Стало скучно, он устал.
Зайка ничего не знает про шашки. А мы с вами знаем! Давайте отправимся в шашечное королевство и Зайке расскажем о шашках.
Мы в волшебную страну
Прибываем с вами.
Познакомим Зайку мы
С шашками-жильцами.
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.
Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?
Дети: Белое и черное.
Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?
Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.
Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.
Ребенок: Шашки не ходят по прямой –
Они из дома и домой
Шагают лишь наискосок:
Из уголка - на уголок!
Как же двигаются шашки?
Дети: По диагонали.
Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?
Дети: Буквой и цифрой.
Ребенок: Адрес поля очень прост:
Буква – нос, а цифра – хвост.
Воспитатель: А для чего сказочным жителям адреса?
Дети: Это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на доске стоят шашки.
Воспитатель: Зайка хочет поиграть, лапки стал он потирать.
Проводится со всеми разминка «Шел король по лесу».
Дети становятся в круг, взявшись за руки.
Шел король по лесу,
По лесу, по лесу.
(Ходьба по кругу.)
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
(Прыжки на двух ногах на месте.)
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
(Выбрасывают прямые ноги вперед.)
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
(Хлопают в ладоши.)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
(Топают ногами на месте.)
Воспитатель: А сейчас мы научим Зайку играть в шашки «Кто быстрее?». В игре будут участвовать 6 человек: трое детей – «Белые котята», другие трое – «Черные котята».
Ребенок: Чтоб путь победы
В сраженье открыть,
Отважным и смелым
Игрок должен быть.
Упорным - награда –
Победа в сраженье,
А всех невнимательных
Ждет пораженье.
Воспитатель: Команды займите свои места.
Воспитатель прячет в кулачках белую и черную шашки и просит одного ребенка выбрать левый или правый кулачок. Это делается для того, чтобы узнать какая команда ходит первой. Ребенок выбирает и если ему достается белая шашка, то его команда надевает шапочки «Белых котят», а если наоборот, то «Черных котят».
Воспитатель: Давайте, оденем, шапочки котят и приготовимся к игре! Вам нужно будет по очереди подходить к шахматной доске и делать ход. А еще побить шашки противника или попасть в дамки. Итак, первыми ходят «Белые котята».
Дети подходят к шахматной доске и делают ходы шашками своего цвета.
Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выиграет или будет ничья.
Воспитатель: Вами я, друзья, довольна!
Смельчаки и храбрецы!
Удаль, ловкость показали,
Все сегодня молодцы.
Всем участникам вручаются медали. Под звуки торжественного марша команды выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...
Приключение в шахматном королевстве
Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...
Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»
Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....
«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)
Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...
В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!
Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....