формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасности
консультация
Безопасное поведение
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 373 «Скворушка»
Консультация:
Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций
Подготовила и провела «___»________2023 г.
Воспитатель , высшая квалификационная категория
Чепелова В.В.
Новосибирск -2023г.
«Боясь ошибиться,
ребенок не будет сам решать
поставленную проблему –
он будет стремиться
получить помощь
от всезнающего взрослого»
А.М.Матюшкин.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть знаниями и умениями, наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Какие же опасности могут подстерегать детей?
Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.
Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия.
Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. Травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения.
Опасности в природе. К природным опасностям относят употребление детьми ядовитых растений, грибов, ягод.
Опасности контактов с незнакомыми людьми.
Малыши являются легкой мишенью для преступников, которые с помощью разнообразных предлогов могут уговорить ребенка открыть дверь, когда взрослых нет дома или заманить малыша в безлюдное место.
Задача педагога всеми имеющимися средствами, методами и приемами познакомить детей с правилами безопасного поведения.
Не утешительны статистические данные по детскому травматизму, несчастным случаям с участием детей. И это при том, что в школах, детских садах регулярно проводятся уроки, занятия по основам безопасности жизни, различные смотры, конкурсы и т.д.
Почему так происходит? Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.
Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы воспитанник не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей деятельностью. Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста
Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни.
Используя проблемные ситуации, у детей воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:
- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации.
- должна быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
- в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
- формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
Использовать проблемные ситуации можно в ходе организованной учебной деятельности, в свободное время, на прогулке, во 2 половину дня, в индивидуальной форме. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребёнок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.
При создании проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приемы:
– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
– излагать различные точкизрения на один и тот же вопрос;
– побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– ставить проблемные задачи.
Процесс решения проблемных ситуаций состоит из нескольких этапов:
1) поиск решения проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализацией прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).
Он внимательно выслушивает все мения, возражения
Поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли
Методы и приемы создания проблемной ситуации:
- действующими лицами в проблемных ситуациях могут быть сказочные персонажи и реальные люди;
- проблемные ситуации разыгрываются в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.
- можно предложить детям серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, поведения детей на дороге, дома, на природе и т.д.Нужно рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.
-сказочные герои совершают ошибки во время игр на макете нашей улицы
-во время участия в с/р игре взрослый намерено нарушает правила, например дорожного движения, поведения дома и т.д.
-во время чтения литературных произведений (Н.Носов «Автомобиль», К.Чуковский «Тараканище», «Айболит», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступки героев.
В работу по проблемному обучению можно вводить следующие сюжеты:
Сочинение сказки «Приключения колобка в городе»;
« В мире дорожных знаков»;
«Светофорчик в гостях у ребят»
«Что может случиться, если…»
« В лесу с Незнайкой» (съедобные и не съедобные грибы, ягоды)
«Незваный гость».(что могли сделать 7-рокозлят, чтобы волк их не съел».
«Когда мамы дома нет»
«Высоко сижу, далеко гляжу»
«Опасное и неопасное электричество».
«О правилах пользования электроприборами».
«Аптечка в руках детей»
«Вкусно пахнет, да не вкусно кушать».
« Колющие и режущие предметы».
«В мире опасных предметов».
«Как уберечься от ожогов».
«Спички детям не игрушки».
«Что делать при возникновении пожара».
«Если случился пожар»
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Ведь боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Картотека проблемных ситуаций по безопасности.
- Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?
- Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?
- Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?
- Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой-то предмет. Что ты будешь делать?
- Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?
- Почему опасно болтать при переходе дороги?
- Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход далеко, и чтобы сократить путь друг полез через ограждение. Как ты поступишь?
- В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Дым в соседней квартире. Твои действия? - Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
- В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему
- Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
- «Алло! Кто дома?»
Зазвонил телефон и Саша взял трубку. «Алло!» сказал он. Чей то голос ответил: «Здравствуй! Где сейчас твои родители? Ты один дома? Что делать Саше? Почему?
- «Звонок в дверь»
Однажды когда Лиза совсем не надолго осталась одна дома, в дверь позвонили. Кто там? – спросила Лиза. «Откройте, я принес для вас посылку с конфетами и игрушками» - ответил незнакомый голос из-за двери. Что делать Лизе?
- «Забытый пакет»
Сережа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Сережа огляделся вокруг, но во дворе кроме него ни кого не было. Интересно что лежит в пакете? Может новый мяч или машина?» - подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет. Что делать Сереже? Почему?
- «Весной на улице»
Никита играл с ребятами на улице. Была весна, таял снег. Никита оступился и попал ногами в лужу и промочил не только сапоги, но и носки. Что делать Никите?
- Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что будешь делать?
- «Что было бы, если бы ……люди не знали об опасности; в детском саду объявили тревогу; съесть незнакомую ягоду; влезть высоко, как птица;
Занятие «О подземном переходе и полосатой зебре».
Детям представлены иллюстрации с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу.
Игра «Три глаза - три наказа».
Детям нужно раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? Дети должны рассказать, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре - зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят.
Занятие «Катание на велосипеде на улицах города».
Организуется обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматриваются следующие ситуации:
- опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора) ;
Дети должны отметить, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;
- опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи) ;
Занятие «Игры на дворовых площадках».
Детям предлагается игра-тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.
Настольная игра «Я иду в детский сад».
Предлагается большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов.
Игра «Ловкий пешеход».
Направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - выбываешь из игры. В желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.
Подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место».
Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи! » Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги! » Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»
Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни у старших дошкольников...
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»
Материалы для практического использовангия воспитателями дошкольных учреждений...
Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций
Статья о том, как надо формировать знания у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций.Предложены игры и ситациии для детей , которые ...
Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только обе...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ФИТОМОДУЛЯ
«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». В ходе эксперимента проводятся комплексные исследования, направл...
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций».
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста....