«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материалы для практического использовангия воспитателями дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_situacii.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни.
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.
Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Рассчитывать же на современную квалифицированную помощь в таких ситуациях со стороны государственных служб, отвечающих за безопасность человека, не приходится.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.
Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями - наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Данной проблемой занимались такие ученые, как: Н.К. Иванова, И.Я. Лесгафт, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.
Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. На совершенном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольников. В настоящее время значительно усовершенствовано содержание всех разделов программы воспитания в детском саду.
Выполнен ряд важных психолого-педагогических исследований по нравственному, физическому, умственному и эстетическому воспитанию. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников.
На основе этих принципов определен примерный объем систематизированных знаний о безопасности жизни, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных правил поведения в различных проблемных ситуациях. При этом учитывалось, что детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребенка.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутреннее существенные связи и отношения. Однако, такое познание осуществляется детьми, как правило, не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.
Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. В процессе изменений, вызванных естественными причинами или практическими действиями самого ребенка, предмет представляется в виде последовательных состояний, все более различающихся между собой. Предметная преобразующая деятельность самого ребенка в значительной мере определяет содержание и последовательность получаемой им информации об объектах, что существенно влияет на переработку этой информации, осуществляемой в процессе умственной деятельности. Такой организации педагогического процесса содействуют проблемные методы обучения.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
- важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме. Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму в Туле мало, чем отличаются от показателей по России. В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, и неожиданных, ситуаций на улицах города. Эта проблема позволила определить тему исследования: «Формирование знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации».
Занятие «О ступеньках под землей и полосатой зебре».
Детям представлены иллюстрации с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу.
Игра «Три глаза - три наказа».
Детям нужно раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? Дети должны рассказать, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре - зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят.
Занятие «Катание на велосипеде в черте города».
Организуется обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматриваются следующие ситуации:
- опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);
Дети должны отметить, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;
- опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);
Занятие «Игры во дворе».
Детям предлагается игра-тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.
Настольная игра «Я по улице иду».
Предлагается большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов.
Игра «Ловкий пешеход».
Направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - выбываешь из игры. В желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.
Занятие «Хозяин перекрестка».
Дети знакомятся с работой инспектора ДПС. В ходе занятия дается подвижная игра «Перекресток», ведущий (экспериментатор) встает в центре перекрестка - это регулировщик. Дети делятся на две группы - пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры.
Итоговое занятие «Викторина по ПДД».
Ставится задача выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.
Ход:
Детям задавались вопросы по карточкам.
-какие цвета светофора вы знаете?
-на какой цвет надо переходить дорогу?
-почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?
-почему опасно играть рядом с дорогой?
-как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?
-где можно играть?
-где и как надо переходить дорогу?
-какой переход более безопасный «зебра» или подземный?
-сколько сигналов у пешеходного светофора?
-почему надо быть особенно внимательным на дороге в плохую погоду?
-почему надо остановиться, перед тем, как переходить проезжую часть?
-кто такой пассажир?
- по какой стороне дороги едут машины?
-почему нельзя перебегать дорогу?
-когда можно переходить дорогу?
-какие части дороги вы знаете?
-где можно кататься на велосипеде или самокате?
-как выглядит знак «Пешеходный переход»?
-как называется часть дороги, по которой едут машины?
-кого называют пешеходом?
-какие виды пешеходных переходов вы знаете?
- где должны ходить пешеходы?
-что такое перекресток?
-кто регулирует работу перекрестка, если нет светофора?
-почему опасно болтать при переходе дороги?
Подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место».
Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»
Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни у старших дошкольников...
Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций
Статья о том, как надо формировать знания у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций.Предложены игры и ситациии для детей , которые ...
Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только обе...
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций».
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста....
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Выступление по обучению дошкольников ПДД методом проблемных ситуаций...
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Консультация по ПДД...
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».
laquo;Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»....