Методический модуль «Старик Годовик».
методическая разработка (подготовительная группа)
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает в себе дидактику, занимательность, наглядность.
Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений достаточно сложный процесс, так как время - абстрактная категория и обладает специфическими особенностями (текучесть, образность, непрерывность, ее нельзя увидеть, потрогать.) Поэтому возникает необходимость в подборе эффективных методов и приемов для его формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starik_god_dlya_kraya.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 38ИМЕНИ А.И. КАЛЬНИЦКОГО ПОСЕЛКА КУБАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
Методический модуль «Старик Годовик».
Актуальность.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает в себе дидактику, занимательность, наглядность.
Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений достаточно сложный процесс, так как время - абстрактная категория и обладает специфическими особенностями (текучесть, образность, непрерывность, ее нельзя увидеть, потрогать.) Поэтому возникает необходимость в подборе эффективных методов и приемов для его формирования.
Цель:
Данное методическое пособие предназначено для старшего дошкольного возраста. Основной целью дидактического модуля – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями.
Задачи:
- продолжать знакомить детей со структурой календаря;
- закреплять названия месяцев года и их последовательность, названия дней недели и времени суток;
- развивать словарный запас детей, активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (путем подбора определений), упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса;
- развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь путем загадок;
- воспитывать у детей любовь к природе и видеть ее красоту, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.
Основная часть:
Пособие «Старик годовик».
Цель игры: закреплять знания детей о временах года, название месяцев и их последовательности.
Варианты заданий.
1 задание
Дидактическая игра: «Расставь месяцы по порядку».
Методы: словесный и игровой.
Формы: сообщаю детям, что раньше люди называли месяцы по - другому. Называет:
«Декабрь – студеный.
Январь – просинец.
Февраль – бокогрей.
Март – протальник.
Апрель – снегогон.
Май – травень.
Июнь – хлеборост.
Июль – страдник.
Август – жнивень.
Сентябрь – хмурень.
Октябрь – грязник.
Ноябрь – листогной».
Предлагаею детям объяснить, почему так их называли?
При затруднении помогаю им назвать в стихотворной форме
.
Вечно следом друг за другом
Ходят месяцы по кругу:
В январе и в феврале
Снег лежит по всей земле,
В марте и в апреле
Слышен звон капели,
Как растают снег и лед,
Май с цветами к нам придет,
Но в июне и в июле
Станет жарко, как в кастрюле.
А за август с сентябрем
Урожай мы соберем.
В октябре и в ноябре
Зверь лесной уснет в норе,
И когда декабрь пройдет,
Будет праздник – Новый Год!
Купим новый календарь
И наступит вновь январь!
Все птицы на липучке.
2 задание «Времена года».
Методы:
Формы: Двенадцать птиц: зима – три синие птицы ; весна – три зеленые птицы; лето – три красные птицы; осень – три коричневые птицы. Над каждым времени года цвет ткани соответствует времени года существенные признаки каждого времени года: зима – синие, весна – зелёное; лето – красное; осень – оранжевое.
Стишок для запоминания названий времен года:
По кругу летает планета
И напевает сама
Кружилку: Зима, весна, лето,
Осень и снова зима.
3 задание «Неделька».
Цель: названиями дней недели………..
Методы:
Формы: напоминаю детям, по сколько перьев было в каждом крыле. (По семь). Предлагаю послушать загадку и, отгадав узнать, что это за перья были в крыльях. «Потянулся мост на семь верст. А в конце моста золотая верста» (неделя). Каждый день недели имеет свое имя. Просит детей их назвать. Предлагаю детям использовать в качестве закрепления дней недели - стихотворение для заучивания:
В зоопарке крокодил
В гости каждый день ходил:
В понедельник к мишке,
А во вторник к мышке,
В среду к льву, в четверг к бобру,
В пятницу к двум кенгуру,
К буйволу ходил в субботу,
В воскресенье – к бегемоту.
А пришел к нему сосед –
Крокодила дома нет.
4 задание: «Время суток».
Цель:
Методы:
Формы: Затем воспитатель напоминает, что стороны у перьев были черные и белые. Что это значит, узнают дети, отгадав загадку. «То черное полотно, то белое полотно закрывает мое окно» (День и ночь). Предлагаю детям стихотворение для запоминания названий времени суток:
Смотрел в окно кузнечик
Ночь, утро, день и вечер,
Потом улегся спать,
Ведь дальше ночь опять.
Заключение:
Вывод:
Новую информацию можно узнавать разными способами: спросить у родителей, воспитателей; смотреть познавательные телепередачи; искать ответы на вопрос в интернете, но запомнить и применять эту информацию они не могут. Тем самым мною была придумана игра Старик – Годовик для
Того что бы дети быстро запоминали в игровой форме.
Старик-годовик – это Старик-Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очерёдностью.
дидактическая игра позволяет не только активно включить детей в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес к игре в наглядной форме даже у самых несобранных детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к игре, и они быстро запоминают.
Таким образом, учитывая существенные изменения, внесенные ФГОС в структуру планирования образовательной деятельности, необходимо использовать такие средства работы с детьми, которые позволяют обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Таким средством являются дидактические игры, в которых обязательно есть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Изучение теоретических аспектов дидактической игры, позволило выявить их структуру и возможности в развитии представлений о времени года, месяцы и время суток. Игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Отводиться время до завтрака и после него, на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода детей домой. Предполагается, что если использовать дидактические игры по формированию временных представлений в совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей через все режимные моменты, в конечном счёте, процесс развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»
Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...
Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы
Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"
Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....
"В гостях у Старика-годовика".
Конспект занятия по ознакомлению с природой....
Мнемотаблица к произведению В. Даля "Старик- годовик".
В. Даль "Старик- годовик".Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод,...
ФЭМП "В гости к старику годовику"
Программное содержание:совершенствовать навыки счета в пределах 20 в согласовании с прилагательным и существительным в прямом и обратном порядке; закреплять понимание отношений между числами нат...