Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
Цель:
Расширить и уточнить знания детей о временах года.
Задачи:
- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
- Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, развивать познавательный интерес к истории развития человечества;
- С помощью опыта дать знания о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
- Воспитывать желание познавать новое.
Коррекционная работа:
Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28_dekabrya_hl_vremena_goda_starik_godovik.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению
с художественной литературой + история.
Тема:
Беседа «Времена года». Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»
Составила:
воспитатель подготовительной группы
Камышенцева О.Ю.
Программное содержание:
Цель:
Расширить и уточнить знания детей о временах года.
Задачи:
- Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
- Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, развивать познавательный интерес к истории развития человечества;
- С помощью опыта дать знания о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
- Воспитывать желание познавать новое.
Коррекционная работа:
Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве.
Оборудование:
Иллюстрированный материал, музыкальное оформление, глобус, листы бумаги, карандаши, текст рассказа, разные виды календарей.
Ход:
1ч. Вводная игра на внимание «Расставь посты» (с изменением направления).
2ч. – Ребята, отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (4 времени года). Показ календаря.
- А знаете ли вы, ребята, почему год называют круглым? На макете календаря (настольная игра «Времена года») покрутите стрелочку «колеса времени»- ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ… вот и прошел год, и так по кругу, до бесконечности…
У человечества есть разные формы отсчета времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы узнаем время суток. А что нам помогает узнать дни, месяца? – Правильно, календарь (демонстрация разных видов календарей).
- Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек день года, а для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году? Назовите их? Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится?
3ч. Дидактическая игра:
Раздать детям карточки, на которых написаны не по порядку месяц и его порядковое число, дети должны исправить то, что неправильно.
4ч. Физминутка: Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег, (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег, (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь, (пальчик к губам, шепотом).
5ч. а) Упражнение «Движение Земли» - карандаш в правой руке в двух пальцах ставим на плоскость, одновременно вращать вокруг.
Вывод: - Земля также вращается вокруг своей оси, проходящей через Северный и южный полюса.
б) показ вращения Земли на глобусе.
Вывод: - Оказывается год – это время оборота Земли вокруг Солнца.
Опыт – эксперимент: показ детям с помощью глобуса и настольной лампы или свечи смены дня и ночи на Земле.
6ч. Гимнастика для глаз.
Дети выполняют упражнение по показу.
Вправо - влево, вправо - влево,
Ты глазами посмотри.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Закрывай и отдохни.
Ты зажмурься крепко - крепко,
Поморгай и отдохни.
А потом опять начни!
7ч. – Ребята, вы хотели бы совершить путешествие в историю названия месяцев года? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте: - Во многих странах мира месяцы года называют так, как это придумали в древнем городе Риме. Римляне вначале называли месяцы года по номерам или цифрам: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12… , а затем постепенно некоторые месяцы они переименовали в честь своих богов и героев.
ЯНВАРЬ – в честь бога времени, покровителя путешественников и моряков – ЯНУСА;
ФЕВРАЛЬ – в честь большого праздника – дня очищения от грехов и плохих поступков – ФЕБРУТУСА;
МАРТ – МАРТУС – В ЧЕСТЬ БОГА ВОЙНЫ - МАРСА;
АПРЕЛЬ - АПРИКУС – согретый Солнцем расцвет;
МАЙ – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря;
АВГУСТ - назван в честь другого императора – Октавиана Августа;
А остальные месяцы остались названы по порядковым числам.
Понравилось вам путешествие по месяцам?
А теперь я вам прочту сказку – загадку, написанную В.Далем более 100 лет тому назад, а вы послушайте и попробуйте отгадать её.
8ч. В.Даль « Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
- Какие это четыре крыла у каждой птицы?
- Какие семь перьев в каждом крыле?
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?
9ч. Итог занятия:
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- Как можно показать опыт с вращением Земли?
- Из какого города пришли к нам названия месяцев?
- О чем еще сможете рассказать друзьям, родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"
Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....
Мнемотаблица к произведению В. Даля "Старик- годовик".
В. Даль "Старик- годовик".Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод,...
Чтение сказки В.И. Даля «Старик - годовик» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе)
разработка конспекта - занятия...
Конспект НОД Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"
Конспект НОД. Образовательная область Речевое развитие....
НОД «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»»
Конспект НОД по речевому развитию...
Презентация к сказке В.Даля "Старик-годовик"
В качестве занятия по развитию речи предлгаю взять сказку В.Даля, сделать презентацию к тексту с картинками для наглядности происходящего....
Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»
Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...