Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Здоровый малыш"
рабочая программа
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 604.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам»
— так гласит народная мудрость.
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Программа «Растим здорового ребенка», разработанная педагогическим коллективом нашего МКДОУ, предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания.
Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Теоретическая значимость и новизна программы: Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.
Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно-
образовательном процессе ДОУ и в семейном воспитании. Содержание программы рассчитано на детей 4 -7 лет.
Срок реализации программы: 2019 – 2022 год.
Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Цель программы: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
- Воспитание у детей потребности в здоровье.
- Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
- Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
- Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
- Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
- Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий.
Предполагаемые результаты
Для детей:
- Сформированные навыки здорового образа жизни.
- Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
- Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
- Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
- Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
- Повышение профессионального уровня педагогов.
- Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
- Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Основные направления деятельности в период реализации программы:
Воспитательно-образовательная деятельность
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа должна осуществляться на основе следующих направлений:
- Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической
культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
- Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
- Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический
процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой,
«необыденной» действительности.
- Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления, организация и проведение комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.
Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию.
Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
Повышение профессиональной компетентности педагогов
Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги,
деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для
развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.
Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирования навыков и привычек здорового образа жизни как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально – познавательного
развития может только здоровый ребенок.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно с детства научить
ребенка бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Известно, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности,
закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ему навыки здорового образа жизни? Найти ответ на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы. Именно в семье, в
дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенка надо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и
приумножать свое здоровье. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни. Впервые о необходимости привития таких знаний человеку заявил
крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что формирование у детей представлений о здоровом образе жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром
педагогических средств и приемов.
Педагогика в тесном сотрудничестве с другими науками накопила некоторый опыт здравотворчества, формирования
здорового образа человека (Ю.Ф Змановский, В.В Кабанов, В.И. Сыренский, А.Г. Татарникова). Представлений
дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С.А. Козлова). Основ безопасности детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, Л.Н. Лагутеина) и др. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе
дошкольных образовательных учреждений.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а степень жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Формирование здоровья дошкольников является приоритетным направлением педагогической деятельности. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет
действительно здоров.
Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных
учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма
человека, обеспечению его безопасности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? Мы думаем те, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их
можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе практической деятельности ребенок
должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных
медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в
дошкольном учреждении и семье.
Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровье сохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни, и эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада. Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни. Глава 2. Система работы по формированию знаний и навыков у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением суммой определенных знаний, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Формы и методы оздоровления детей | ||||||
Формы и методы | Содержание | Группы | ||||
1. Обеспечение здорового ритма жизни |
| Все | ||||
2. Физические | - утренняя ритмическая гимнастика | Все | ||||
9 | ||||||
упражнения |
| |||||
3. Гигиенические и водные процедуры |
| Все | ||||
4. Свето- воздушные ванны |
| Все | ||||
5. Спецзакаливание |
| Все | ||||
10 | ||||||
6. Активный отдых |
| Все | ||||
7. Арома-фитотерапия |
| Все | ||||
8. Диетотерапия | - рациональное питание | Все | ||||
9. Свето-и цветотерапия | -обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. | Все | ||||
10. Музотерапия |
| Все | ||||
11. Аудиотренинг и психогимнастика |
| Все | ||||
12. Физиотерапия | - УФО общее; | Все | ||||
13. Стимулирующая терапия | - адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий) | Все | ||||
14. Пропаганда ЗОЖ | - занятия из цикла «Познай себя» | Все | ||||
15. Логоритмика |
| Все | ||||
Одной из форм работы по привитию ЗОЖ являются занятия по валеологии. Они проводятся начиная со средней группы. Цикл занятий включает в себя: для среднего возраста 14 занятия в год, (1-2 раза в месяц). Для старшего возраста 18 занятия в год, (2 раза в месяц). В подготовительной группе 18 занятий в год (2 раза в месяц). 11 | ||||||
Продолжительность каждого занятия в средней группе составляет 15 -20 минут, в старшей группе 20 – 25 минут, в подготовительной группе 25 – 30 минут. Учебно – тематическое планирование НОД по валеологии в средней группе. | ||||||
№ п\п | Тема | Всего НОД | ||||
1 | Путешествие в науку – валеологию. Знакомство с водой, как способом привития КГН. | 2 | ||||
2 | Что такое болезнь? | 2 | ||||
3 | Прочь болезни и простуда? | 2 | ||||
4 | Знакомство с органами слуха и зрения. | 2 | ||||
5 | Для чего нам нужен рот? | 2 | ||||
6 | Спокойной ночи | 2 | ||||
7 | Безопасность при общении с животными | 4 | ||||
12 | ||||||
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей средней группы навыков здорового образа жизни | ||||||||
Дата | Тема | Задачи | Деятельность ребенка и педагога | Литература | ||||
Октябрь | Дружи с водой | Продолжать формировать навыки личной гигиены. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму. | Дети рассматривают рисунки животных и птиц и рассказывают, кто, как умывается и зачем они это делают. Отвечают на вопрос: зачем моется человек и что может случиться с грязнулей? | «Уроки Айболита» | ||||
Подарк и Мойдод | Закреплять название и назначение принадлежностей для умывания. | Дети получают посылку от Мойдодыра. Рассматривают принадлежности для умывания, называют их и рассказывают, как их можно применять. | Конспект | |||||
Ноябрь | Откуда берутся болезни | Дать детям представление о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные (болезнетворные) могут жить вне и внутри человеческого организма; Пути проникновения их в человеческий организм. Когда тело чистое ничто не грозит | Подвести детей к пониманию, что болезни появляются от микробов попавших внутрь организма человека. Дети, рассматривая рисунки, рассказывают каким способом попадают микробы в организм человека. | «Уроки Айболита» | ||||
13 | ||||||||
Как вести себя во время | Дать детям возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело. | Рассматривая рисунки, помочь детям выработать правила как вести себя, когда во время болезни. | «Уроки Айболита» | |||||
Декабрь | Театрализов анная игра «Витаминна | Через зрелищное представление, познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты. | Дети выкладывают на фланелеграфе красочные картинки с изображением ягод. Воспитатель читает стихи о ягодах Дети рассказывают о правилах питания, важные для здоровья. | Белая К.Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника » | ||||
Январь | Развлечение «Чтобы нам не болеть» | В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские возможности детей; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей; формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов. | Развлечение проводится в спортивном зале. Дети объясняют Петрушкам, чтобы не болеть надо спортом заниматься и выполняют различные спортивные упражнения и приглашают Петрушек присоединиться. Заканчивается ритмическими танцами. | Белая К.Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника » | ||||
Февраль | «Чтобы глаза видели» | Дать представление о верных помощниках – глазах, ушах. Органы слуха и зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. | Рассказ воспитателя о значении зрения в жизни животных и человека. Поэтому зрение надо беречь. Рассмотреть картинки – ситуации и провести игру «Полезно – вредно». Предложить детям сделать гимнастику для глаз. | Уроки Айболита | ||||
14 | ||||||||
«Чтобы уши слышали» | Дать представление о верных помощниках – глазах, ушах.Органы слуха и зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. | Воспитатель предлагает закрыть ушки детям и произносит фразу и просит повторить. Рассказ воспитателя о значении слуха в жизни животных и человека. Дети рассматривают картинки – ситуации и проводит игру «Полезно – вредно» Предложить детям сделать самомассаж ушей. | Уроки Айболита | |||||
Март | Приятного аппетита! | Знать о пользе витаминов, их значении для жизни. Провести взаимосвязи здоровья и питания. Рассказать какие продукты полезны а какие вредны. У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие и чистая кожа. Фрукты и овощи- главные поставщики витаминов. Конфеты, шоколад, мороженное в больших количествах, вредны для здоровья | Беседа по сказке о вкусных и здоровых витаминах. Дети пробуют на вкус фрукты и овощи, вспоминают какой был на вкус завтрак. Воспитатель подводит детей, что еда бывает разная. Игра: «Вкусно и полезно» «Угадай по запаху, вкусу, на ощупь продукты» Дети закрепляют правила питания, важные для безопасности. | Уроки Мойдодыра | ||||
15 | ||||||||
Крепкие – крепкие зубы. | Дать представление о пользе, значении и защите зубов. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. | Все первые зубы у детей называются молочными, к 6 годам они выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Звери тоже меняют зубы. Зубы работают как мельничные жернова, перемалывая пищу во рту. Зубы покрыты твердым слоем эмали (в организме нет ничего более твердого) Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят (кариес). Враги зубов (микробы, сладкое и мучное, механическое повреждение, нехватка витаминов). Дети сравнивают зубы человека и животных. Упражняются в правильной чистке зубов. Д/игра «Что полезно и что вредно для зубов» | Уроки Мойдодыра | |||||
Апрель | Спокойной ночи | Важно формировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «Хочу спать». Обратить внимание на чувство усталости и как его можно устранить. | Рассматривание с детьми картинок кто из животных как спит. Как спит человек. Рассказать, почему сон необходим. Об отдыхе и сне надо заботиться. Беседа с детьми о том чего не надо делать перед сном. | Уроки Мойдодыра | ||||
16 | ||||||||
Май | Безопасность при общении с животными | Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасны. Надо помнить, что от кошек и собак людям передаются болезни – чесотка, лишай, бешенство. Бешенство –очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От нее можно даже умереть, если не лечиться | Игры «Повстречались» (тренировка мелкой моторики рук, закрепление особенностей голосовых реакций животных) «Кто что любит» Дети знакомятся с правилами безопасного поведения при общении с животными. Рассматривание с детьми картинок – ситуаций. Куда приведет каждая ситуация?» | «Азбука общения» Уроки Мойдодыра |
Учебно – тематическое планирование НОД по валеологии в старшей группе.
№ п\п | Тема | Всего НОД |
1 | Как устроено тело человека? | 1 |
2 | Я и моё тело | 2 |
3 | Знакомство с кожным покровом: «Зачем нам кожа?» | 2 |
4 | Знакомство с работой сердца: «Моё сердечко» | 2 |
5 | Откуда берутся болезни? | 2 |
6 | Знакомство с опорно – двигательной системой | 2 |
7 | Органы пищеварения | 2 |
8 | Цветок здоровья | 2 |
9 | Умей чувствовать себя | 1 |
10 | Скорая помощь и правила на всю жизнь. | 2 |
17
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей старшей группы навыков здорового образа жизни | ||||||
Дата | Тема | Задачи | Деятельность ребенка и педагога | Литература | ||
Октябрь | Как устроено тело человека (Кто Я?) | Познакомить детей с тем, как устроен человек. Обратить внимание на индивидуальные особенности (рот, возраст, пол, походку) Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Рассказ воспитателя о том, как устроен человек. Дети рисуют человека, сохраняя пропорции, рассказывая при этом для чего нужен нос, глаза, уши, руки, ноги. Вспомнить с детьми какие они были маленькими, какое у них было тело. Занятие проводится в спортивном зале. | Авдеева Н.Н. «Безопасность» стр.84 | ||
Я и мое тело: Основные звенья челове- | Учить чувствовать собственное тело по его основным звеньям | Детям предлагается представить себя отлаженным механизмом: горючее – воздух, двигатель – сердце, колеса – конечности. Во время выполнения упражнений, движений обращать внимание на слаженную работу всего тела | Радионов В. Готовимся к школе методами физической активности. | |||
Ноябрь | Кожное чувство и кожное | Формировать у детей представление о кожном чувстве и органах осязания | Предложить детям приложить к коже теплый, холодный предмет. Вспомнить, как делали укол. Чувствовать можно и губами, пальцами, языком (провести эксперименты) Определение на ощупь – игра «Чудесный мешочек» | Конспект | ||
18 |
Мое сердечко | Познакомить с работой сердца: сердце как моторчик «гоняет кровь» по всему телу и кормит все остальные органы. Показать роль сердца в организме человека. Тело пронизано сетью кровеносных сосудов. Пульс | Дети рассматривают иллюстрации, находят где располагается сердце, чем оно защищено, каковы его размеры. Послушать работу сердца через фонендоскоп, прощупать пульс в разных ситуациях (после бега, спокойном состоянии). | Авдеева Н.Н. Безопасность Стр.86 | |||
Декабрь | Откуда берутся болезни | Закрепить представления о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные могут жить вне и внутри человека. Пути проникновения. | Дети рассказывают по картинкам, как микробы попадают внутрь человеческого организма. Поговорить о профилактике заболеваний: личная гигиена, закаливание прививки. Тренинг «Что делать, если ты заболел и никого не дома». | Уроки Айболита Белая К. Как обеспечить безопасность дошкольников. | ||
Вредные привычки | Учить детей осознавать некоторые из своих привычек вредными для организма и постепенно отказываться от них. Проговорить, чем вредны они. | Рассматривание картинок –ситуаций из жизни детей, оценка увиденного Игра «Да – Нет». Чтение коротких произведений и обсуждение привычек и чем они вредны для организма. | ||||
Январь | Кости и мышцы | Дать детям представление о строении костно – мышечной системы у человека; ее отличия от аналогичной системы у животного, о ее роли и значении; о значении физкультуры, правильной осанки. | Рассказ воспитателя о функциях костно –мышечной системы у животных и человека. Самооценка своей осанки и рассказывают, как они заботятся о своем позвоночнике. Выполнение детьми упражнений по профилактике сколиоза плоскостопия. | Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Авдеева Безопасность | ||
19 |
Развлеч ение тема: | Создать у детей радостное настроение. Стать участниками всего происходящего в зале. Закреплять представление о костно – мышечной системе. | В зале детей встречают Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Страшило. Дети ведут диалог с персонажами, оказывают им первую помощь. | Сценарий | |||
Февраль | Полезная еда | Учить детей осознанно подходить к своему питанию, отличать полезные продукты от неполезных. Рассказ о пользе и значении витаминов. | Кукольный персонаж Хрюша рассказывает о своих проблемах. Дети беседуют о рекламе на продукты. О вреде «Марсов» и «Сникерсов» и т.д. в большом количестве. Дети выбирают из общего числа продуктов полезные. Игра «Огородник» | Конспект | ||
Зачем нам нужны | Первые зубы у детей –молочные. Они выпадают и вырастают постоянные, звери тоже меняют зубы, дать понятие о строение зубов, их в пищеварении. Закреплять правила ухода за зубами | Беседа с врачом-стоматологом. Дети упражняются в правильной чистке зубов. Предложить детям нарисовать Зубик больной и Зубик здоровый. Поупражняться в выборе полезных продуктах для зубов. | Уроки здоровья | |||
Март | Цветок здоровья | Иметь представление о себе, как о члене семьи. Построить свое генеалогическое дерево. Учиться строить свои отношения гармонично с окружающими. | Занятие начинается с песни о здоровье.Дается понятие «колено», «поколение»Дети составляют свое генеалогическое дерево из фотографий своей семьи.Знакомятся с цветком здоровья и кто помогает сохранять нам наше здоровье. | Конспект. | ||
20 |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и от холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. | Рассмотреть с детьми фотографии, иллюстрации людей в профессиональной одежде (пожарные, спорт и т.д) Рассказать об основном назначении одежды человека. Игра «Одень кукол" Раскрашивание. | Авдеева Н.Н. Безопасность | |||
Апрель | Умей чувствовать себя | Развивать базовые двигательные стереотипы для ощущения «схемы тела». Дать понять детям, как важно быть физически хорошо развитым и ловким | Занятие проводится в физкультурном зале. Выполнение основных видов движений, подвижные игры. Обсуждение с детьми, какие упражнения наиболее трудные и почему. Будет ли полезно научиться их выполнять. Почему. | Родионов | ||
Май | Как можно изменить настроение | Дать понять, что наши эмоции –это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его можно поднять | Беседа с детьми о настроении о возможности создать положительное настроение. Игра «Азбука волшебных слов» Игра «Угадай по мимике мое настроение» Игра «Закончи рассказ» | Родионов Уроки здоровья Уроки Мойдодыра | ||
21 |
Познакомить детей с номером «03»,
Научить называть «скорую помощь» (назвать свою фамилию, имя, возраст, домашний
адрес)
Учить детей не теряться в различных
ситуациях, учить находить выход из них.
Поговорить о том в каких случаях вызывается врач на дом. Чем отличается машина «скорой помощи» от любой другой. Проиграть и проговорить
различные ситуации с детьми.
Кто еще может помогать детям в различных ситуациях.
Как необходимо вести себя дома, на улице, в детском саду.
Авдеева Н.Н. Безопасность. Белая К.Ю.
Как обеспечить безопасность дошкольника Уроки Айболита.
Учебно – тематическое планирование НОД по валеологии в подготовительной группе.
№ п\п | Тема | Всего НОД |
1 | Наш организм | 1 |
2 | Откуда берутся болезни? | 2 |
3 | Знакомство с кожным покровом: «Зачем нам кожа?» | 2 |
4 | Главные помощники человека | 2 |
5 | Волосы. А что это такое? | 2 |
6 | Для чего человеку ногти? | 2 |
7 | Вспомним о зубах | 2 |
8 | Условия для жизни человека | 1 |
9 | Микробы и вирусы | 2 |
10 | Сон – лучшее лекарство | 1 |
11 | Правила на всю жизнь | 2 |
Примерное календарно – тематическое планирование
по формированию у детей подготовительной группы навыков здорового образа жизни
Дата | Тема | Задачи | Деятельность ребенка и педагога | Литература |
Октябрь | Наш организм | Продолжать учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности (лица, роста, возраста, пола, походки); осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения. | Этюды: «Мой автопортрет», «Отражение в озере». Дети рисуют фигурки Неболейки и Нехворайки, наклеивают их на кусочки картона. Слушают стихотворение «Неболейка и Нехворайка» | Основы коммуникаци и Л Шипицина. |
В мире я такой один | Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире и дать понятие, что каждый человек изначально хорош и имеет свое предназначение. Дать детям общее представление о здоровом образе жизни. | Игра - путешествие «Дорога к здоровью» | Уроки Айболита Безопасность Авдеева | |||||
Откуда берутся болезни? | Лекарства – наши спасители и помощники в болезнях, но обращаться с ними надо умело. Дать детям элементарные понятия о правилах и необходимости их проведения | Дети рассказывают друг другу что они знают о болезнях, как себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Рассматривание ситуаций, которые могут привести к заболеванию. Наклеить вместе с детьми различные картинки, где ребенок ведет себя правильно. | Уроки здоровья Обухова Уроки Айболита | |||||
Зачем человеку нужна кожа | Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Закреплять правила ухода за кожей. Тренировка кожи | Проведение опытов:
человеку нужна кожа. Оздоровительная минутка «Солнышко». Закрепление правил ухода за кожей. Рассматривание иллюстраций – ситуаций в которых изображено в каких ситуациях может повреждаться кажа, дети добавляют рассказы из собственного опыта и родных. | Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыра | |||||
24 | ||||||||
Ноябрь | Если кожа поврежден а | Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Если кожа пострадала: травмы, заболевания кожи (сыпь, ожог, обморожения) | Игра «Как помочь больной коже» Дети имитируя повреждение кожи оказывают первую помощь (работают в парах). Совместно с детьми сделать вывод. | Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыра | ||||
Декабрь | Глаза –главные помощники | Знакомить детей со значением зрения в жизни человека. Закреплять правила поведения не приводящие к ухудшению зрения. | Беседа о значении зрения в жизни животных, птиц и человека. Проводится опыт (яркий свет- зрачок сужается, слабый – расширяется) Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно» | Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыра | ||||
Чтобы уши слышали | Продолжать знакомить детей со значением слуха в жизни человека. Закреплять правила поведения, чтобы сберечь органы слуха. | Сценка: диалог 2 детей, которые говорят каждый о своем. Дети обсуждают ситуацию. Предложить детям вставить в уши ватные тампоны и попробовать послушать. Определить чувствительный порог уха. Самомассаж ушей. Дети рассказывают, что необходимо делать, чтобы уши слышали. | Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыра | |||||
25 | ||||||||
Январь | Волосы. А что это такое? | Познакомить с волосяным покровом человека. Сравнить с покровом животных и птиц. Дать элементарные знания о строении и особенностях волос. | Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми где растут волосы на теле человека (нет только на ладонях, губах, подошвах) Сравнение меха животных и перьев птиц. Для чего нужны. Сравнить длину волос на голове, бровях, коже. Рассматривание схематичного изображения строения волоса сравнить с растение (ствол, корень) Волосы живые – потянуть будет больно. Игра «Узнай свой организм» (чего у нас по1, по 2, чего много) | Конспект | ||||
Для чего нужны волосы. | Познакомить с разнообразием волос у людей, их формой, цветом. Рассказать о значении волос. | Сравнить волосы разных детей по цвету, длине, кудрявые, волнистые, прямые, густые, редкие. Послушать песенку о рыжих (из мультфильма) Дети рисуют автопортреты и портреты родителей. | Конспект | |||||
День здоровья | Прививать детям санитарные и гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными, учение в случае заболевания не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы, воспитывать уважительное отношение к врачам. | Устраивается вернисаж. К детям приходит доктор Айболит. Дети по очереди подходят к нему с жалобами. Доктор Айболит всех лечит. Дети рассказывают и показывают доктору Айболиту как необходимо оказывать первую помощь. Проводятся игры соревновательного характера. | Как обеспечить безопасность дошкольника Белая. | |||||
26 | ||||||||
Февраль | Ногти | Познакомить детей с ногтями человека. Сравнить с когтями животных и птиц. Дать элементарные сведения о строении ногтя. Учить правильному уходу за ногтями. | Рассматривание иллюстраций, сравнить когти и ногти животных, птиц и человека. Рассмотреть схематичное изображение ногтя. Значение ногтя для человека. Как беречь ногти и как за ними ухаживать Дети обводят свои руки и рисуют на них ногти. Рассматривают работы. | Конспект | ||||
Зубки, мои зубки. | Закреплять ранее полученные сведения о зубах, их роль в пищеварении, что приводит к заболеванию, правила ухода за зубами | Беседа с детьми о значении зубов для человека. Чтение стихотворения Михалкова «Как у нашей Любы…» Рассматривание схематичное строение зуба. Дети рассказывают, что вредно для зубов, зачем человеку нужна зубная щетка Практикум «Чистка зубов» | Уроки здоровья Уроки Мойдодыра | |||||
Март | Питание необходимое условие для жизни человека | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Закреплять знания о пользе витаминов для здоровья человека. Учить противостоять телевизионной рекламе. | Беседа с детьми о вкусной и здоровой пище. Что помогает человеку переваривать пищу. Рассмотреть схему желудочно – кишечного такта. Продолжи сказку. (вос-ль дает начало, дети придумывают сюжет) Игра «Что разрушает здоровье и что укрепляет» Предложить нарисовать, вылепить полезные для здоровья продукты. Дети дают описание каким они видят, про которого говорят «это красивый человек» | Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Безопасность Авдеева Уроки здоровья | ||||
27 | ||||||||
Вредные привычки | Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни. Человека с вредными привычками нельзя назвать красивым человеком. Только смелый и волевой человек может им противостоять. | Игра «Да – Нет» картинки – ситуации (положительные и негативные действия детей) Дети раскладывают на 2 колонки и поясняют. Вос-ль читает рассказ и просит помочь разобраться в ситуации Разыгрывание детьми ситуаций. Итог. | ||||||
Апрель | Микробы и вирусы (совместно с врачом педиатром) | Дать детям элементарные представления о микробах, вирусах и их разновидностях. Расширить представления детей о том, что микробы или вирусы попадая в организм вызывают различные инфекционные заболевания. Познакомить с мерами профилактики. | Рассмотреть схематично изображенную каплю воды с микробами в ней. Рассмотреть каплю воды через микроскоп Рассказать где микробы и вирусы живут в природе (земля, вода, воздух) о полезных и вредных микробах. От вредных микробов и вирусов делают прививки. Закаливание и занятием помогает бороться организму с микробами и вирусами. Подвижная игра соревновательного характера. | Безопасность Авдеева Уроки Айболита Конспект | ||||
Сон – лучшее лекарство | Дать представление детям о значении сна в жизни человека Во время сна организм растет и отдыхает, набирается сил. | Беседа с детьми без чего человек не может жить. Рассмотреть картинки кто из животных, птиц как спит Рассказать о значении сна в жизни человека. Игра «Плохо – хорошо» по гигиене сна. Вывод: сон – лучшее лекарство для человека... | Уроки здоровья с 29 | |||||
28 | ||||||||
Рассказать детям об опасных ситуациях для жизни человека.
Учить оказывать первую посильную помощь пострадавшим.
Знать телефоны служб помощи -01, 03, 04.
Рассмотреть различные ситуации в книжной энциклопедии и причины
приводящие к этому. Проиграть, оказывая первую посильную помощь.
Уроки Айболита с 31
Безопасность Авдеева с 77,
79 83. 108.
Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
С учетом этого сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:
Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;
Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;
Нулевой, отсутствие представлений - молчание, обусловленное незнанием.
Следующая форма работы по привитию здорового образа жизни - работа с родителями
Взаимодействие с семьей:
- Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
- Ознакомление родителей с результатами диагностических обследований.
- Оформление информационных стендов, выставок.
- Индивидуальное консультирование родителей.
- Организация консультаций педиатра.
- Организация и проведение родительских собраний.
- Организация групповых консультаций.
- Анкетирование родителей.
- Семейный клуб для родителей "Навстречу друг другу".
Следующая форма работы по привитию здорового образа жизни - работа с коллективом ДОУ
Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы оздоровления
Заведующий МДОУ:
- общее руководство по внедрению программы оздоровления
- анализ реализации программы оздоровления - 2 раза в год
- контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей
Зам. зав. по ВМР:
- проведение мониторинга (совместно с педагогическим персоналом)
- контроль за реализацией программы оздоровления
Заместитель заведующего по АХЧ:
- создание материально-технических условий
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы «Растим здорового ребенка"
- создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ
- обеспечение ОБЖ
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей
- внедрение здоровьесберегающих технологий
- коррекция отклонений физического развития
- включение в физкультурные занятия:
- упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
- упражнений на релаксацию
- дыхательных упражнений
- закаливающие мероприятия
- сниженная температура воздуха
- облегченная одежда детей
- проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
- пропаганда здорового образа жизни
Педагоги:
- внедрение здоровьесберегающих технологий
- пропаганда здорового образа жизни
- проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
- закаливания
- дыхательной гимнастики
- релаксационных, кинезиологических упражнений
- массажа и самомассажа
- упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей
Учитель-логопед:
- пропаганда здорового образа жизни
- коррекция отклонений в речевом развитии
- проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
- закаливания
- дыхательной гимнастики
- релаксационных, кинезиологических упражнений
- массажа и самомассажа
Педиатр:
- обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей
- определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития
Медсестра:
- пропаганда здорового образа жизни
- организация рационального питания детей
- иммунопрофилактика
- лечебные мероприятия
- фитотерапия
- реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану
Шеф-повар:
- организация рационального питания детей
- контроль за соблюдением технологий приготовления блюд
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно-охранительного режима
- помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий
Литература.
№ п\п | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы | ||||
Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. | |||||
1 | Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана – Граф, 2004. | ||||
2 | Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду., М., 2004. | ||||
3 | Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. – М., 2002 | ||||
4 | Воспитание здорового ребенка / Под ред. Маханевой М.Д., -Москва «АРКТИ» 2000г. | ||||
5 | Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1999. | ||||
6 | Голинына Н.С., Шумова И.М. Воспитание здорового образа жизни у малышей. - М.2007. | ||||
7 | Голинына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2004 | ||||
8 | Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников, М., Вако, 2007. | ||||
9 | Детский сад: будни и праздники: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. | ||||
10 | Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников.- М.,2007. | ||||
11 | Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения6 модели программ, рекомендации, разработки занятий./ авт -сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская.- Волгоград, 2009. | ||||
43 | |||||
12 | Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ Сост. Н.И. Крылова. - Волгоград, 2009. | ||||
13 | Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада/ К.Ю. Белая. | ||||
14 | Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей. - М., 2008 | ||||
15 | Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольного образовательного учреждения /О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2007. | ||||
16 | Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М., 2003. | ||||
17 | Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – М. Аркти,1999 | ||||
18 | Минуты здоровья / Под ред. Кузнецовой В.М.,- Мурманск 2000г. | ||||
19 | Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада / Осокина Т.И. и др. – М.: Просвещение, 1991. | ||||
20 | Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле (организация работы тематических площадок в летний период) /Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006 | ||||
21 | Подвижные игры и игровые упражнения / Под ред. Пензулаевой Л.И. «Владос», - Москва 2001г. | ||||
22 | Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет.- Волгоград, 2009. | ||||
23 | Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе. - Волгоград, 2009. | ||||
24 | Развивающая педагогика оздоровления под ред. Кудрявцева В.Т. «Линка-Пресс» Москва 2000г. «Спортивные праздники и развлечения» под ред. Лысовой В.Я., Москва «АРКТИ» 2000г. | ||||
44 | |||||
25 | Расти здоровым. Учебно-наглядное пособие, методические рекомендации. / Под редакцией Истоминой И.В., Киев 1989г. | ||||
26 | Раз, два, три плыви… : метод. пособие для дошк. образоват. учреждений / Рыбак М.В, Глушкова Г.В., Поташова Г. Н.: Обруч, 2010. | ||||
27 | Са-фи-дансе, танцевально-игровая гимнастика для детей, С-Пб, 2000г. | ||||
28 | Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. | ||||
29 | Соловьева Н.И., Чаленко И.А. Здоровый образ жизни. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры. – М.2007г. | ||||
30 | Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. –М.2004 | ||||
31 | Физическая культура – дошкольникам» / Под ред. Глазыриной Л.Д. «Владос», Москва 2001г. | ||||
32 | Т.А. Шорыгина. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 | ||||
33 | Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. - М.,1999 | ||||
45 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровячок»
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровячок» Муниципального бюджетного дош...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей на 2014 – 2015 учебный год
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
программа предназначена для детей дошкольного возраста...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей « Здоровый малыш».
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
Актуальность программы Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...