Мастер - класс для педагогов
материал

Мастер-класс для педагогов

«Танец и математика»

Здравствуйте, я Рудь Светлана Александровна, музыкальный руководитель детского сада «Светлячок» с. Рыбушка.

Представить математику и танец, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку танца, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. Математика и музыка казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.

В истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.

Наука математика и танец – две формы деятельности человека, которые имеют прочную связь, используемую на практике.

В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно ".

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности при разучивании, а в дальнейшем и при исполнении танцев.

Прослушивая музыку к танцу, определяем темп, характер, динамику – форте, пиано – значения больше, меньше.

Начиная разучивать танец мы определяемся с музыкальным размером любого танца, например у польки это 2 четверти, у вальса 3. То есть, мы сразу используем счет.

Далее определяемся с фигурами танца – малый, большой круг, «колесо», параллели, «восьмерки», построение в большой или малый квадраты, все это-знание формы.

В процессе исполнения танца используем притопы, хлопки, поскоки, различные шаги – все это мы выполняем под счет.

Вверх, вниз, в стороны, вправо, влево – все эти термины и понятия мы употребляем при выполнении движений рук, ног, головы а часто и всего корпуса.

Так же определяемся с расстоянием – например выполнение того или иного движения должно происходить на расстоянии вытянутой руки и т. д.

И конечно же для исполнения любого танца необходима хорошая ориентация в пространстве.

И сегодня я хотела бы представить вам фрагмент музыкального занятия, а именно разучивание танца.

Все мы с вами знаем, что проблема запоминания последовательности танцевальных движений, четкость их выполнения, ориентация детей в пространстве, амплитуда движений при обучении детей танцу являются актуальными в любой возрастной категории.

Проанализировав все эти проблемы, стало понятно, что все они напрямую связаны с математикой.

В ходе работы, я столкнулась с этими проблемами в полной мере. По результатам диагностики в начале учебного года было выявлено, что в старшей группе все эти проблемы в той или иной степени имеются у большинства детей. Начались поиски решения данных проблем. Изучив программу Ольги Киенко «Танцуем – играя» я стала использовать элементы данной методики в своей работе.

Были поставлены Цели:

Выявление, раскрытие и развитие творческих танцевальных способностей воспитанников в процессе приобщения детей к танцевальному искусству;

повышение заинтересованности детей танцевальным творчеством;

создание чувства принадлежности к групповому творчеству;

формирование позитивного отношения к своим танцевальным данным;

Основные задачи:

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- Развивать творческие способности детей.

- Развить музыкальный слух и чувство ритма.

- Развить воображение, фантазию.

-Воспитывать интерес и любовь танцевальному искусству.

А теперь давайте приступим непосредственно к занятию.

Ход:

Я: Уважаемые педагоги, давайте представим, что сегодня все вы вернулись в прошлое и превратились в детей.

Разучивание танца «Дочки и сыночки».

Я: Молодцы! Какой танец мы сегодня с вами выучили? Какой сказочный герой нам помогал?

Ответы детей.

Вот так, уважаемые коллеги, непринужденно, в игровом разучивании танца ребенок не только учится танцевать, но и развивает и тренирует свои математические способности.

Как вы заметили, уважаемые коллеги, данная методика является универсальной – ее можно использовать во всех возрастных группах.

Предполагаемые результаты использования данной методики:

Ребенок может передать характер и настроение музыки танцевальными движениями.

Пластично и выразительно выполняет танцевальные движения.

Свободно ориентируется в пространстве.

Любит танцевать и умеет импровизировать.

Промежуточные:

Слышит и различает музыку для разных видов танца – полька, вальс, сюжетно-тематический танец;

Не испытывает трудностей при самостоятельном подборе элементарных танцевальных движений;

Повысился интерес к танцу;

Не испытывает трудностей при исполнении танцевальных движений.

Итоговым результатом станет :

Желание заниматься танцевальным творчеством.

Я планирую продолжить работу по танцевальному развитию с использованием элементов данной методики.

Занятия танцами помогают детям развить воображение и с помощью движения выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одно и то же движение, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку.

Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов.

Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Великий математик Лейбниц говорил : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanets_i_matematika.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Танец и математика»

Здравствуйте, я Рудь Светлана Александровна, музыкальный руководитель детского сада «Светлячок» с. Рыбушка.

Представить математику и танец, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку танца, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. Математика и музыка казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.

В истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.

Наука математика и танец – две формы деятельности человека, которые имеют прочную связь, используемую на практике.

В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно ".

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности при разучивании, а в дальнейшем и при исполнении танцев.

Прослушивая музыку к танцу, определяем темп, характер, динамику – форте, пиано – значения больше, меньше .

Начиная разучивать танец мы определяемся с музыкальным размером любого танца, например у польки это 2 четверти, у вальса 3. То есть, мы сразу используем счет.

Далее определяемся с фигурами танца – малый, большой круг, «колесо», параллели, «восьмерки», построение в большой или малый квадраты, все это-знание формы.

В процессе исполнения танца используем притопы, хлопки, поскоки, различные шаги – все это мы выполняем под счет.

Вверх, вниз, в стороны, вправо, влево – все эти термины и понятия мы употребляем при выполнении движений рук, ног, головы а часто и всего корпуса.

Так же определяемся с расстоянием – например выполнение того или иного движения должно происходить на расстоянии вытянутой руки и т. д.

И конечно же для исполнения любого танца необходима хорошая ориентация в пространстве.

И сегодня я хотела бы представить вам фрагмент музыкального занятия, а именно разучивание танца.

Все мы с вами знаем, что проблема запоминания последовательности танцевальных движений, четкость их выполнения, ориентация детей в пространстве, амплитуда движений при обучении детей танцу  являются актуальными в любой возрастной категории.

Проанализировав все эти проблемы, стало понятно, что все они напрямую связаны с математикой.

В ходе работы, я столкнулась с этими проблемами в полной мере. По результатам диагностики в начале учебного года было выявлено, что в старшей группе все эти проблемы в той или иной степени имеются у большинства детей. Начались поиски решения данных проблем. Изучив программу Ольги Киенко  «Танцуем – играя» я стала использовать элементы данной методики в своей работе.

Были поставлены Цели:

Выявление, раскрытие и развитие творческих танцевальных  способностей            воспитанников в процессе приобщения детей к  танцевальному искусству;

повышение заинтересованности детей танцевальным творчеством;

создание чувства принадлежности к групповому творчеству;

         формирование позитивного отношения к своим танцевальным данным;

Основные задачи:

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

 -Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- Развивать творческие способности детей.

- Развить музыкальный слух и чувство ритма.

- Развить воображение, фантазию.

-Воспитывать интерес и любовь танцевальному искусству.

А теперь давайте приступим непосредственно к занятию.

Ход:

Я: Уважаемые педагоги, давайте представим, что сегодня все вы вернулись в прошлое и превратились в детей.

Разучивание танца «Белоснежка и гномы».

Я: Молодцы! Какой танец мы сегодня с вами выучили?  Какие сказочные герои нам помогали?  

Ответы детей.

Вот так, уважаемые коллеги, непринужденно, в игровом разучивании танца ребенок не только учится танцевать, но и развивает и тренирует свои математические способности.

Как вы заметили, уважаемые коллеги, данная методика является универсальной – ее можно использовать во всех возрастных группах.  

Предполагаемые результаты использования данной методики:

Ребенок может передать характер и настроение музыки танцевальными движениями.

Пластично и выразительно выполняет танцевальные движения.

Свободно ориентируется в пространстве.

Любит танцевать и умеет импровизировать.

Промежуточные:

Слышит и различает музыку для разных видов танца – полька, вальс, сюжетно-тематический танец;

Не испытывает трудностей при самостоятельном подборе элементарных танцевальных движений;

Повысился интерес к танцу;

Не испытывает трудностей при исполнении танцевальных движений.

Итоговым результатом станет:

Желание заниматься танцевальным творчеством.

Я  планирую продолжить работу по танцевальному развитию с использованием элементов данной методики.

Занятия танцами помогают детям развить воображение и с помощью движения выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одно и то же движение, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку.

Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов.

Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....