Система работы учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
презентация
Нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи.
Речевые расстройства у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью.
Таким образом, в работе с данной категорией необходимо найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, не исключаются и групповые формы работы.
Основной целью логопедической работы с детьми с умственной отсталостью является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание речи окружающих людей, что способствует успешному социализации в обществе. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
В образовательной организации обучаются 40% от числа обучающихся имеют диагноз СНР средней, тяжелой и легкой степени.
F 70 – легкая умственная отсталость (дебильность);
F 71 – умеренная умственная отсталость (имбецильность).
После проведенного логопедического обследования учитель-логопед составляю план работы и формирую логопедические группы и отбираю обучающихся, нуждающихся в индивидуальных логопедических занятиях.
С точки зрения развития речи, дети с нарушениями интеллекта представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети совсем не владеющие речью, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз, с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.
При работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости опираюсь на нарушенные стороны речи и строит свою работу в соответствии с недостатками, не только исправляя их, но и развивая совершенствуя различные стороны речи, доводя речевое развитие ребёнка практически до нормы, с обучающимися с умеренной умственной отсталостью отрабатывается практическая направленность. Коррекционно – развивающая работа, учебные занятия, и воспитательная деятельность педагогов образовательной организации с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталости содействует выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам общения и включённости их в социально-значимую деятельность.
Работа с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталости направлена на расширение представлений об окружающем и на умение пользоваться речью. Индивидуальные занятия включают задания на:
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- обогащение словарного запаса (по лексическим темам: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Что растет в саду, а что в огороде?», «Транспорт», «Домашние и дикие животные и птицы», «Времена года», «Части суток», «Профессии», «Мой дом», «Игрушки», «Инструменты» и т.д);
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм
Требования к обучению Максимальная наглядность и конкретность методических приемов Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п. Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес. Ясное понимание ребенком цели и важности занятий. Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия , новизны, по содержанию или по форме. Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
Игра для ознакомения свойств предмета
Составь слово
Прочитай слог
Назови предмет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В этом материале рассказывается о психологических особенностях детей с умственной отсталостью....
Рабочая программа по «Ритмике» для с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
программа...
Рабочая программа образовательной деятельности для обучающихся дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 - 2024 учебный год
Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), а также с...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...
Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного...