Детский информационно-творческий проект «НАШ ГОРОД»
проект (подготовительная группа)

Позднова Наталья Николаевна

Чувство патриотизма - это сложное чувство, которое возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_saratov.docx112.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46» Ленинского района г. Саратова

Детский информационно-творческий проект

«НАШ ГОРОД»

Разработчики:

Павлова С.В.,

Позднова Н.Н.

Г.Саратов

2022г

Содержание

                                                                                                                                                Стр

1.Пояснительная записка                                                                                 3

2.Этапы реализации проекта                                                                           4  

3. Реализация проекта                                                                                      5

4.Приложение1                                                                                                 6

5.Приложение2                                                                                                 7

6.Приложение3                                                                                                 9

7.Приложение4                                                                                                13  

8.Приложение5                                                                                                14  

9.Приложение6                                                                                                16

10.Приложение7                                                                                              18

11.Приложение8                                                                                              23

12.Приложение9                                                                                              24

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Чувство патриотизма - это сложное чувство, которое возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

           Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и существования человека, который находится в рамках конкретной социально - культурной среды. Когда человек рождается, то инстинктивно и естественно привыкает к тому, что его окружает, а именно к природе, культуре и быту своего народа.

 Формирование у ребенка любви к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, сестре, брату, любовь к своей улице, дому, в котором он живет, к детскому саду, в который он ходит.

 Наблюдая долгое время за детьми, мы увидели, что они с большим интересом рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся своими впечатлениями. Но побеседовав с ними поняли, что дети очень мало знают об истории своего родного города.

Длительность проекта: краткосрочный.

 Объект: дети подготовительной группы, родители (законные представители), воспитатели.

Предмет: город Саратов.

Тип проекта: информационно-творческий.

Проблема: дошкольники не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств детей через ознакомление с историей и культурой своего города.

Задачи: Обучающие: - формировать представления детей о последовательности событий в жизни города;

- углублять краеведческие знания о родном городе;

- расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях исторических памятниках;

- знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш город. Развивающие: - развивать все компоненты связной речи детей: монологическую и диалогическую.

Воспитательные: - бережно относиться к историческому наследию нашего города;

-воспитывать любовь к родному городу;

- прививать интерес к прошлому и настоящему города Саратова. Предполагаемый результат: Дети называют:

 домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

 место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

 место проживания: область, город; предприятия родного города и их значимость;

 символику города, достопримечательности;

 климатические условия; флору и фауны города и области.

Этапы проекта:

  • Подготовительный (Определение цели и задач проекта. Ознакомление детей и родителей с целью проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Сбор информации о городе. Подбор иллюстративного материала. Отбор художественной литературы, художественного материала.)
  • Основной (Реализация проекта)
  • Заключительный (Итоговое мероприятие выставка «Мой родной город»)

Реализация проекта

сроки

мероприятия

1 -2 дня

Разработка проекта,

Разработка опросного листа.

1 неделя

Презентация: «Достопримечательности города Саратова»

Беседа: «Правила поведения в музее»

НОД: «Что такое музей?»

НОД: Рисование «Дождь в городе Саратове»

Дид игра: «Путешествие по городу», «Собери флаг и герб»

Составление творческого рассказа: «Как я люблю отдыхать в своём городе»

Сюжетно-ролевая игра: «На стройках города»

2 неделя

Презентация: «Красная книга Саратовской области»

Составление творческого рассказа: «Моя улица»

Беседа: «Кем работают наши мамы и папы»

НОД: Аппликация «Мой город»

НОД: «Достопримечательности города Саратова»

Игровое упражнение «Продолжи»

Дид. игра «Здания моего города»

1 -2 дня

Итоговое мероприятие выставка «Мой родной город»

Выводы: У детей появилось чувство гордости за свой город, за его неповторимую красоту. Дети ближе познакомились с историей родного города, его достопримечательностями и богатствами. Научились составлять небольшие рассказы о городе, с опорой на наглядный материал и полученные знания в процессе проекта. Дети получили возможность почувствовать себя частью большого города, получив при этом массу положительных эмоций.

        

Приложение1

Анкета для родителей "Родной край свой мы любим и знаем"

N п/п

Вопрос

Да/нет

1

Знает ли ваш ребенок названия улиц города и в честь кого они названы?

2

Рассматриваете ли Вы с ребенком памятники, достопримечательности города?

3

Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?

4

Рассказываете ли Вы ребенку о знаменитостях и о героях Саратова?

5

Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, теаьры?

6

Беседуете ли об истории, культуре родного края?

7

Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города?

Приложение2

Конспект беседы «Правила поведения в музее»

 

Цель: формировать представления о правилах поведения в музее, этических нормах.

Задачи:

- расширить знания о музее;

- учить давать объяснение действиям, активизировать в речи глаголы;

- развивать эмоциональную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: презентация.

Приемы: рассматривание презентации, беседа, словесная игра.

Ход беседы:

- Дети, посмотрите на экран. Что вы видите? (На слайде музеи города Саратова)

- Какие музеи города вы посещали? С кем? (Ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

- Что же такое музей? (Ответы детей)

Правильно, музей - это место, где хранятся экспонаты: ценные предметы, книги, картины, которые «несут» в себе ценность.

- Ценные предметы в музее называются.. . экспонаты.

- Мы посещаем музей. Значит мы.. . посетители.

- Экскурсию для посетителей проводит.. . экскурсовод.

- Давайте вспомним как нужно вести себя в музее.

- Какое первое правило, как вы думаете? (Ответы детей)

Правило №1: НЕ шуми в музее! (слайд)

«Если вы пришли в музей, то не надо лишним шумом отвлекать его гостей!»

- Скажите, ребята, можно уходить с экскурсии, играть, бегать в музее? (Ответы детей)

Правило №2 НЕ бегай по залам! (слайд)

«Да, в музее интересно, но для бега тут не место: пострадают экспонаты, посетители, ребята.»

- Ребята можно ли их трогать экспонаты руками?

Правило №3 НЕ трогай экспонаты руками!

«Надо твердо детям знать: в руки экспонат не брать, все глазами изучать!»

- О каких ещё правилах поведения в музее вы знаете? (Ответы детей).

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в музее.

Приложение3

НОД «Что такое музей?»

Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Задачи:

1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.

3.Воспитывать любовь к родному городу.

Ход занятия

- Скажите ребята, а у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните??

- У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном.

-Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т.д.

Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.

Давайте повторим это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально).

-Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.

-Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могло увидеть совсем мало людей.  И тогда люди   стали размещать   свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.

- А как же называется такое помещение? Музей.

Слово «музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!

(Музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин. В музее есть кости мамонта. В музее есть пушки и т.д.)

- Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе они тоже есть. 

Первый музей в России появился еще при царе Петре I. Называется первый музей в России Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи. В кунсткамере находятся рукописи и старинные пушки. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением кунсткамеры и если есть, фотографии некоторых экспонатов). А еще там можно увидеть барашка с 8 ногами, овечку с двумя языками. Сейчас, существует много разных музеев. Есть даже музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, в которые играли больше ста лет назад.

А есть музей, в котором вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше 1000 и все они разные, со всех концов света. Это зоологический музей. В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев – исторический музей. (Показ иллюстрации здания исторического музея).

Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей). Он называется историческим, потому что там собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны России, о том, какие люди здесь жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославлялись.

Если вы пройдете по залам исторического музея, вы сможете увидеть в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда пользовались, какая у них была посуда, одежда и т.д.

В историческом музее можно увидеть первый телефон, первую электрическую лампочку, книги, которые читали много лет назад. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций экспонатов музея). Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя вести. Как вы думаете, как нужно вести себя в музее? (Предположения детей).

Правила поведения:

1.Нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям;

 2.Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.

3. Нельзя   трогать музейные экспонаты руками.

 – Как   вы думаете почему? Представьте себе, если все будут трогать древние предметы руками, во что они превратятся?

- А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили. (Ответы детей).

Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение.

Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».

Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.

Мы слышали столько про этот музей,

От наших знакомых, родных и друзей.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

В автобусе едем, в трамвае сидим.

В душе впечатлений у нас уже масса,

А мы еще только добрались до кассы!

Даем мы в окошко монеты и просим:

Пожалуйста, дайте билеты...

И вот уже проходим в зал, какая тишина!

И вот уже идем к картине, какая красота!

А вот еще одна картина, затем еще одна…

Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.

А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.

Чтоб насладиться и запомнить полотно.

Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».

Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.

Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!

Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.

Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.

А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.

Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.

Мы с другом в музей ходили...

Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:

Как хорошо, что есть музей!

Как хорошо, что можно всем туда пойти!

И отдых для души своей найти.

(Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.)

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей? (Ответы детей.) 

Физкультурная минутка.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть,

Люблю считать.

Крепость – раз, музей – два,

Три – высокие дома.

Четыре – парк, пять – стадион,

Шесть – площадь, семь – фонтан.

Вот восемь – длинный мост,

И река течет под ним.

Девять – драматический театр,

А десять – круглый цирк.

Еще могли бы мы гулять,

Но нам пора уж в детский сад.

Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их. Просмотр иллюстраций «Музеи города».

-Вам понравились музеи?

-Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.

-Вы запомнили их?

Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.

Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.

Дидактическая игра «Собери картинки».

Воспитатель: В какой музей мы пришли?

Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.

Дети проходят от стола к столу, рассматривают фотографии и рассказывают о музеях. 

Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?

Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.

Приложение4

Рисование «Дождь в городе Саратове»

Для работы потребуется :

Акварель (желательно 12 цветов и более для более красочного рисунка)

Лист формата А4

Кисть беличья №5-6

Непроливайка

Скатерть

Вода

Итак приступим.

Мы обсудили с ребятами времена года, их особенности и главные проявления.

Вспомнили любые места родного города. И приступили к изображению пейзажа. Многоэтажные дома, деревья, тучи, капли дождя у всех выполнены по-своему и по-разному. Совсем нет двух похожих рисунков. Хотя, конечно они любят подсматривать друг за другом и повторять.

    

После рисования мы устроили выставку и смогли обсудить кто наиболее точно мог передать состояние города а также погодных условий. Ребята остались довольные своим творчеством и отправились скорее вешать свои работы на выставку для показа родителям

Приложение 5

Дидактическая игра «Прогулка по Саратову»

(для детей 5 - 7 лет)

Цель:

1. закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города;

2. расширять кругозор детей, развивать любознательность, внимание, память, мелкую моторику и ориентировку в пространстве;

3. активизировать речевую деятельность детей;

4. воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, интерес к истории родного города.

Игровой материал: игровое поле, 1 игровой кубик и индивидуальная фишка для каждого игрока (4 шт., 10 карточек с заданием, 10 фишек гербов, 10 фишек флагов, фрагменты достопримечательностей.

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.

Правила игры: правила очень просты и доступны для старших дошкольников. Все игроки расставляют свои фишки на «СТАРТ». Очередность выполнения хода определяется участниками перед началом игры с помощью жребия. Стрелки на игровом поле подскажут направление движения. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша».

Ход игры:

Вариант 1: Максимальное количество участников 4 человека. Игроки по очереди бросают кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигают свою фишку по игровому полю. Основной путь - по всем цветным кружкам. Если фишка остановилась на красном кружке, то игрок пропускает ход. Если фишка остановилась на оранжевом кружке - то игрок называет находящуюся рядом достопримечательность. Если игрок затруднился ответить, то он пропускает ход. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша», правильно называя и рассказывая про все достопримечательности родного города.

Вариант 2: Максимальное количество участников - 2 человека. Воспитатель раскладывает карточки цифрами наверх и раздает фишки с флагами и гербами игрокам. Игроки по очереди бросают кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигают свою фишку по игровому полю. Если фишка остановилась на красном кружке, то игрок пропускает ход. Если фишка остановилась на оранжевом кружке -то игрок выбирает карточку, назвав ее номер. Далее воспитатель берет карточку с выбранным номером и читает задание, а игрок должен на игровом поле найти отгадку за (10 сек.) и положить фишку на эту картинку. Побеждает тот, у кого больше будет фишек на игровом поле.

Каточки с заданиями

Это здание стоит на улице Тверской тупик. Оно большое, в нем много окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей. Чтобы дети там вместе играли (детский сад)

И вот приходят дни цветенья

И липы в поясе оград

Разбрасывают вместе с тенью

Неотразимый аромат.

О каком парке эти строки (парк Липки)

Это здание похоже на замок из сказки, там учатся пению и игре на музыкальных инструментах (консерватория)

Перед закатом сходит зной,

Как вечности дорога,

Течет река передо мной

Медлительно и строго.

О какой реке эти строки (Волга)

Это здание очень красивое и всегда праздничное. Там любят бывать дети. Особенно им нравятся выступления клоунов. Основали это здание братья Никитины (саратовский цирк)

В этом здании живут и выступают куклы, здесь всегда весело и много детей (кукольный театр)

Это центральная улица города, в народе получила название «Саратовский Арбат» (проспект)

Первый в мире театр, предназначенный для юных зрителей (ТЮЗ)

Это главная площадь нашего города

(Театральная)

Этот объект проходит через Волгу, соединяя два города Саратов и Энгельс (мост)

Дидактическая настольно-печатная игра «Прогулка по Саратову» для детей 5–7 лет      https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-350846-1472983441.jpg

Приложение 6

Конспект НОД. Аппликации из бумаги.

«Мой город».

1. Цель занятия.

 Продолжать учить детей передавать в аппликации образ городской улицы .

2. Задачи .

 Развивать представления детей о родном городе; уточнять представления о величине окружающих предметов; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой и клеем: воспитывать навыки коллективной работы и радости от совместного творчества.

3. Возраст детей - 6-7 лет.

4. Оборудование и материалы:

-  альбомный лист А4, цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей, салфетки для каждого ребенка, карандаши цветные.

5. Предварительная работа.

 Просмотр слайдов с видами нашего города, беседа о нашем городе, картинки с изображением городских улиц.

  1.  Ход занятий.

Ребята, вчера мы с вами смотрели слайды о нашем городе. Что вам понравилось?(ответы детей) Красивый наш город? (ответы детей)

А как называется улица, где стоит наш садик? Какие на ней дома? (ответы детей) - Высокие, большие, красивые.

Давайте все вместе сделаем с вами улицы нашего города.

Давайте будем строителями и построим наши дома из бумаги.

2. Пальчиковая гимнастика.

Сегодня мы будем работать с ножницами. Надо работать аккуратно. Давайте разомнём наши пальчики.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке. На слова «будут пальчики вставать» дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики.

3. Уточнение приёмов работы.

Вспомните с детьми какие по форме бывает дом и крыша дома.

Уточнить, как они его расположат на листе бумаги.

Уточнить, как сделать крышу, как вырезать окна, чтобы они были

одинаковые.

4. Самостоятельная работа детей.

Наблюдение воспитателя за аккуратной работой детей.

Вырезание каждым ребёнком крыши, окон и дверей и наклеивание на

прямоугольник дома.

5. Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Приложение 7

«Достопримечательности города Саратова».

Цели: формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей, воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу. Построение интересной композиции конкретизация замысла.

Задачи: Закрепить знание детей о родном городе: название города, основные достопримечательности. Развитие познавательного интереса через рассматривание фотографий, открыток, иллюстраций. Привлекать детей к участию в беседах о родном городе.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкальная.

Оборудование: слайды с видами Саратова, герб и флаг г. Саратова, руль.

Предварительная работа: беседы о Саратове, заучивание стихов,

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя маленькая Родина – это город, деревня, село, где он родился. Наша общая великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша большая, общая, страна в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: А мы сегодня поговорим о нашей малой Родине – это о городе, в котором мы живем. В каком городе мы живем?

Дети: Саратов

Воспитатель: О нашем городе есть стихи, мы сейчас послушаем.

Ребенок: Не лыком шит, как говорится,

И веку новому под стать.

Есть чем Саратову гордиться

И есть что миру показать.

Воспитатель: Правильно, город, в котором мы с вами живём называется Саратов. Нашему городу 432 года. Каждый город имеет свою символику. У Саратова тоже есть свои символы. Давайте их рассмотрим.

Воспитатель: У каждого города есть своя символика – это флаг, герб и гимн. И у нашего города тоже есть. Посмотрите, что изображено на нашем флаге и гербе?

Воспитатель: - Что представляет собой герб?

(Это прямоугольный щит голубого цвета, посередине изображены три серебряные стерляди).

Воспитатель: это означает, что наш город славится рыбным промыслом.

Воспитатель: Что представляет собой флаг?

(Это прямоугольное полотно, снизу синяя полоса, наверху белая, в центре белой полосы изображён герб Саратова).

Воспитатель: Ребята, а где же мы ловим рыбу?

Дети: Мы ловим рыбу на реке.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, какая река протекает в нашем городе?

Дети: Волга.

Воспитатель: Через Волгу построен автодорожный мост, который соединяет два города Саратов и Энгельс. Это очень большой и красивый мост. По мосту проезжают машины легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы. Есть и пешеходные дорожки, по которым можно пройти на пляж. Да наш город стоит на реке Волге. Наша река самая известная, самая большая река в нашей стране. Про нее сложено много стихов и песен. Давайте послушаем, стихотворение про Волгу.

Ребенок:

Из всех, пожалуй рек на свете

Тебе нет равных по судьбе.

Семь тысяч рек, совсем как дети,

Не от тебя бегут, к тебе.

Воспитатель:

Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке

водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде не видали. Только

в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

В давние времена берега Волги были покрыты лесами. В них

росли грибы, ягоды, орехи, лечебные травы.

Прослушивание песни Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», с просмотром фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги.

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отправимся на экскурсию по достопримечательностям города Саратова?

Давайте поедим.

Воспитатель: А на чем мы с вами можем поехать?

Мы можем поехать на автобусе.

Воспитатель: Давайте мы поедем с экскурсией по достопримечательностям города! Но для этого нам нужно выбрать водителя. Будем считаться.

Ребенок(считалка)

Шофер не любит долго спать,

Чуть свет встает шофер.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Воспитатель: так выбрали водителя, садимся в автобус. А я у вас буду экскурсоводам. Ребята кто такой экскурсовод?

Дети: Человек, который рассказывает об истории и достопримечательностях города.

Воспитатель: Вот наша первая остановка. Скажите, какая это остановка?

Дети: наша остановка цирк.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о нашем цирке.

Ребенок:

Видел в цирке я картину:

Лег один артист на спину

И ногами без промашки

Перебрасывает чашки.

А когда собрал сервиз,

Кинул ложечку на бис!

Воспитатель: Наш цирк называется «цирк братьев Никитиных». Он у нас был основан более 100 лет назад. Наш саратовский цирк известен во всем мире. Два брата Никитиных построили здание цирка. Раньше цирк был под открытым небом, артисты выступали прямо на улице. Вот в честь этих братьев и был назван этот цирк.

Воспитатель: Хорошо. Едим дальше. Следующая остановка – театр. А вот какой угадайте :

Во всех театрах артисты выступают,

А в этом театре куклы играют

Очень большие и все как живые. (кукольный)

- Да, мы приехали к кукольному театру «Теремок». Наш кукольный театр был построен почти 80 лет назад. Этот театр не был закрыт даже во время Великой Отечественной войны и работает, по сей день.

Воспитатель: Посмотрели, давайте поедем дальше. Вот мы приехали к следующей остановке, и это остановка….?

Дети: Эта остановка – Театр Юного Зрителя им. Киселева.

Воспитатель: Да мы приехали к ТЮЗу им. Киселева. Этот театр у нас работает уже давно, более 80 лет.

Воспитатель: Посмотрели, поехали дальше. Вот мы и приехали. Кто скажет, какая у нас остановка?

Дети: Мы приехали в консерваторию.

Воспитатель: Да, правильно мы приехали к консерватории. Наша консерватория известна всему миру своей архитектурой, т. е. внешним видам здания. А кого учат в консерватории?

Дети: В консерватории готовят артистов.

Воспитатель: да, в нашей консерватории готовят артистов для всех театров уже более 100 лет. А еще наш Саратов знаменит музыкальным инструментом – Саратовской гармоникой. Эту гармонику делают только в Саратове. Это наша с вами гордость. И учат играть на ней только в нашей консерватории.

Воспитатель: А кроме артистов там готовят музыкантов.

Проводится физминутка.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит педагог и дети).

Мы по городу шагаем (шагают на месте)

То, что видим называем (взмах руками)

Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины (поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты (взмах правой рукой)

И деревья, и кусты (взмах левой рукой)

И высокие заводы (взмах обеими руками)

И на Волге пароходы (изображение волны руками)

Люди шумною толпой (ходьба на месте)

И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны)

Воспитатель: А теперь поехали дальше. Наша остановка парк Победы.

Почему этот парк так называется – парк Победы? Этот парк обустроили вскоре после победы над фашистской Германией на одном из самых высоких участков нашего города. И установили на Соколовой горе высокий памятник погибшим воинам, саратовцам, нашим землякам. Этот памятник народ ласково называет «Журавли. Его видно во многих частях города а с площадки возле «Журавлей» открывается прекрасный вид сверху на город и на реку Волгу!

А перед тем как подняться к памятнику «Журавли», вы видите вечный огонь. Он горит в память о Великой Войне, в память о тех, кто с неё не вернулся.

Но «Журавли» – это не единственный памятник в парке Победы. Посмотрите, сколько ещё интересных памятников и монументов находятся в этом парке. Люди не забывают героев, приходят сюда и возлагают цветы. и Какой? Почему он так называется) Правильно, 9 мая, День Победы. Ребята, парк Победы – это, пожалуй, главное место нашего города Саратова, где происходит празднование 9 Мая. Каждый год здесь собирается много горожан проходит военный парад Все поздравляют ветеранов Великой Отечественной. А кто такие ветераны, вы знаете? Правильно, это те воины, которые прошли всю войну. Мы благодарим их за Победу над врагом, за мужество и отвагу. А вечером в праздник Победы запускают салют в честь этого великого праздника.

А в конце нашего занятия я вам расскажу мою самую любимую легенду.

- Давным-давно, на небольшой горе стояло дерево, на котором находилось гнездо сокола. В нём жила соколиная семья. А у подножья этой горы жили люди. Каждый день взрослые уходили добывать себе пищу, мужчины на охоту и рыбалку, женщины – собирать грибы и ягоды, а дети оставались со стариками, которые за ними смотрели. И вот однажды дети развели костёр. Начали через него прыгать, и одна искра попала на одежду мальчика, одежда сразу вспыхнула. Все испугались и никто не смог ему помочь. И тогда сокол слетел с высокого дерева, взял мальчика в свои сильные когти и перенёс к реке, бросил в реку, тем самым затушив пожар. А сам возвратился в гнездо, но не заметил, что одна искра попала на перья, а затем загорелось гнездо. Вся Соколиная семья погибла. Но люди не забыли сокола и назвали гору, на которой стояло дерево Соколовой горой в память о том, как гордая птица спасла мальчика ценой своей жизни.

Посмотрите, какой красивый наш город. Сколько людей вложили сил и труда, чтобы он стал таким. Вы – жители этого города и тоже должны заботиться о нём.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами закончили нашу экскурсию. Едим в свой садик. Ну как вам понравилась наша экскурсия.

Дети: Да понравилась.

Итог : Где мы с вами были?

Дети: Мы сегодня были в цирке им. Братьев Никитиных, кукольном театре «Теремок», театре юного зрителя им. Киселева, консерватории. В парке Победы.

Воспитатель: ребята наш город Саратов – это наша малая Родина, самое родное место на земле. Мы с вами жители родного города. Именно от нас зависит, каким будет наш город в будущем.

Воспитатель: А в конце нашего занятия мы с вами послушаем песню про Саратов.

Приложение 8

Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Тольятти.

Материал: открытки с изображение достопримечательностей.

Ход упражнения:

Педагог начинает фразу, дети заканчивают:

Наш город называется...

Жителей нашего города называют ...

Наш город славится заводом по изготовлению ...

Завод называется ...

В нашем городе есть памятники ...

Возле нашего города есть плотина, которая называется ...

В нашем городе много..

Приложение 9

Дидактическая игра «Здания моего города»

Дидактическая задача. Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.

Игровые правила. Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.

Игровые действия. Поиск одинаковых картинок. Вращение стрелки.

Ход игры.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10 – 12), все они разные, но среди них есть и одинаковые. По указанию стрелки ребёнок - называют здания, их местонахождение, назначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...

Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...

Информационно-творческий арт проект «Парки победы города»

Стратегической целью государственной политики в области образования является охрана здоровья воспитанников (Закон «Об образовании в РФ»), а также повышение доступности качественного образо...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...