Проект "Бабушкин сундук" в средней группе.
проект (средняя группа)
Познакомить с предметом мебели наших предков – сундуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_babushkin_sunduk_v_sredney_gruppe.docx | 361.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 253» (МБДОУ «Детский сад № 253»)
«Бабушкин сундук»
Проект (краткосрочный)
В средней группе
Подготовила: Доронина Г.В.,
воспитатель,
2022
Вид проекта: групповой.
Участники: воспитатель, дети средней группы, родители
Тип проекта: познавательный.
Сроки реализации проекта: апрель 2022 года
Интеграция ОО: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно - эстетическое развитие».
Цель проекта: Познакомить с предметом мебели наших предков – сундуком.
Задачи:
Для детей:
Образовательные: узнать, что такое сундук, какое значение имел сундук в жизни русской женщины.
Выяснить назначение сундука.
Выяснить содержимое сундука
Развивающие:
- Развивать интерес детей к истории и культуре России, к ее быту.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Обогащение словарного запаса.
На протяжении всего проекта мы старались обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к истории и традициям русской культуры.
- Поддерживать интерес к своей национальной культуре.
- Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.
Для родителей:
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
- Способствовать установлению партнерских отношений и дружеских связей родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Для воспитателей:
- Собрать материал о сундуке, как о предмете народного творчества.
-Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач.
- Проведение тематических занятий, бесед, дидактических игр;
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
- Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме.
Роль родителей:
- помощь в поисковой работе по подбору необходимого материала.
-изготовление куколки оберега.
Предполагаемые результаты для детей:
- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- дети получат знания об истории возникновения сундука и его видах;
- развитие познавательного интереса, воображения;
-умение видеть красоту изделий, прививать уважительное отношение к изделиям сделанным своими руками, к обычаям и традициям;
- закрепление знаний детей о народных, обычаях и традициях. - познакомятся с загадками, легендами, приметами о сундуке .
Предполагаемые результаты для воспитателей:
- появится тесный контакт с родителями воспитанников;
- повысится статус группы;
- пополнится предметно - развивающая среда.
Предполагаемые результаты для родителей:
- родители станут активными помощниками в жизни группы;
- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный:
1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2.Привлечение родителей к сбору информации.
3.Разработка плана по реализации проекта.
2 этап. Реализация проекта:
Проведение с детьми: беседы, дидактические игры, легенда, знакомство с народными приметами и традициями.
3 этап. Заключительный.
- Диагностика полученных знаний.
- Анализ полученных данных.
- Итоговое мероприятие: выставка «Бабушкин сундучок»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
неделя | мероприятие | цель |
1 | Беседа с опорой на иллюстрации «Что такое сундук» | Познакомить детей с понятием сундук |
Рассказ «Для чего же сундук был ось?» | Рассказать о разных видах сундуков | |
Д/и игра «Бабушкин сундучок» | Продолжать закреплять знания детей о назначении сундука. Развитие речи. | |
Беседа «Русско-народный платок» Игра: «Достань платочек». | Дать представления об истории возникновения платка Познакомит с Павловским платком. Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды. | |
2 | Загадки: Что же могло скрываться в сундуке? | Учить отгадывать загадки, закрепить знания о вещах, которые хранятся в сундуках, развитие речи |
Беседа: «Что такое Кукла - оберег?» | Формирование представлений о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства поморов: обереговая кукла-Кувадка. | |
Творческое задание родителям: «Кукла –оберег» | Научиться изготавливать куклу-оберег с ребенком. | |
Д/и «Собери картинку». (Сундук) | Закрепить знания о внешнем виде сундука | |
3 | Чтение легенды «Три сундука» | Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о сундуках |
Рассказ «Приметы, поверья и народные традиции» | Познакомить с народными приметами и традициями | |
Выставка «Что находится в сундуке | Привлечь родителей к совместному с детьми творчеству | |
Д/и «Разложи по местам» |
|
6. Результат проекта:
Продукт проекта:
Поделки детей и родителей (оберег), выставка «Бабушкин сундучок».
Анализ достижения целей и полученных результатов.
Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:
- У детей появился интерес к быту и традициям русского народа, расширились представления о русском быте.
- Расширились знания о назначении сундука, его содержимом.
- Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки и т.д.)
- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
7.Список используемой литературы.
Литература
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990.
- А.П.Рогов. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002
- Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010
- Толковый словарь русского языка. М., 1939Чизхолм Дж. «Ранние цивилизации». М. «Росмэн» 1997
Интернет-ресурсы
- http://i.allday.ru/a1/0b/42/1307381529_stock-vector-ethnic-ukraine-patterns-6allday.jpg
- http://история-вещей.рф/mebel/istoriya-sunduka.html
- http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/01/20/issledovatelskaya-rabota-babushkin-sunduk
- http://www.arsmebel.ru/article/istoriya-poyavleniya-sunduka/
- http://foto-history.livejournal.com/4445407.html
- http://arx.novosibdom.ru/node/563
- http://www.stihi.ru/2013/05/12/805
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды сундуков.
Раньше всего у русских появились скрыни. Вначале это был ритуальный предмет, в котором хранили «святые» реликвии. Русские называли скрыни и сундуками, и ларцами. Судя по описаниям, скрыня - деревянный или металлический сундук любого размера, в них традиционно хранили белье. Но иногда в них держали и драгоценности.
Дорожный сундук
Другой разновидностью сундука является ларь (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов). Слово «ларь» - ящик. Ларь - большой ящик, дощатый сруб, рундук, закрома; ящик с навесно́ю крышкою, откосом, для зернового хлеба или муки
Подголовные сундуки с наклонной крышкой называли подголовками. Подголовок — это деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Само название говорит о том, что его можно было положить под голову — самое Сундук – подголовник надежное место для сохранности. Сундучки-подголовки пользовались большим спросом. «Подголовок — деревянная подставка с наклонной поверхностью (или ларец с наклонной крышкой), помещаемая в изголовье под подушку».
Небольшие по размеру и металлические изделия получили название сундучок, или ковчежец.
Ковчег— не большой сундучок, ящик из серебра или дерева, обитый кожей. Более распространенным названием было ларец или ларчик. В нем обычно хранили драгоценности и украшения, в том числе и религиозные святыни.
Шкатула — ящик, обтянутый кожей или тканью, железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование шкатулка.
«Погребец — дорожный сундучок для продуктов и посуды»
«Погребец — дорожный сундучок с напитками и съестными припасами»
«Коробья или коробейка — гнутый обычно из осиновой обейчатки короб либо сундук…круглый или с четырьмя тупыми углами. Она оковывалась полосами».
Теремок
Приметы и поверья.
• Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
• Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.
• Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.
народные традиции.
• При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
Легенда «Три сундука»
У одного вождя по имени Нди было три сына. Однажды, заболев, он созвал своих сыновей и сказал им:
— Я умираю. У меня есть три сундука. В них всё моё богатство. Возьмите себе каждый по сундуку, кто какой хочет. Только не открывайте их, покуда я не умру.
Так они и сделали. Каждый взял себе по сундуку. Вот отец умер, сыновья похоронили его, а потом каждый открыл свой сундук.
У первого сундук оказался полон золота. У второго в сундуке оказались куски разного дерева. А у третьего в сундуке была земля, тоже разная, но кроме неё ничего.
Тогда второй и третий братья сказали:
— Нет, так нехорошо, несправедливо. Надо разделить содержание всех сундуков поровну на всех. Пусть первый отдаст нам каждому по трети своего золота, а мы отдадим по трети своих дров и своей земли.
Но первый ответил им:
— Нет, я так не хочу. Надо исполнять волю отца. Если б кому-то из вас достался сундук с золотом, он бы тоже не стал делиться. Всё дело случая. Но так завещал покойный отец.
Второй и третий братья собрали жителей деревни, всех мудрых людей, рассказали им о своём споре и попросили рассудить. И люди сказали:
— Ваш покойный отец так распорядился, мы ничего изменить не можем. Вождь был умный человек, он наверняка всё хорошо обдумал и знал, что делает.
Тогда братья обратились к властителю всей страны. Но и тот ничем не сумел им помочь.
Тут один старик посоветовал:
— Пойдите к человеку, которого зовут Кабаку. Если кто-то и может помочь вам, так это он.
Братья узнали дорогу и отправились в путь После долгих поисков они увидели дерево, под которым совсем молодой юноша играл с детьми. Братья спросили его, не знает ли он, где найти Кабаку.
— Я Кабаку, — ответил он. — Зачем я вам нужен?
— Мы хотим спросить у вас совета, — сказали они и поведали ему о своём споре.
— Вы спорите из-за наследства, — сказал Кабаку. — Один из вас получил сундук с чистым золотом. Другому достался сундук, в котором собраны все породы древесины, какая только растёт в наших лесах. Третий получил сундук с землёй всей страны. Ваш отец решил, что каждый будет владеть тем, что ему достанется. Двое из вас недовольны и предпочитают золото.
Но я не могу оспорить последнего желания вашего отца. Он был очень мудр. Мне кажется, вы двое тоже можете быть довольны. Ведь один из вас получил во владение все породы деревьев, какие только есть в стране. Это значит, что он имеет права на все леса и деревья. Каждый, кто захочет срубить дерево, обязан платить ему пошлину. Другой получил все разновидности земли. Он имеет на неё права. Если кто-то захочет рыть колодец, выкопать ловушку для крыс или отломить кусок термитника на корм курам, он должен платить за это пошлину обладателю третьего сундука. Надеюсь, теперь, когда вы это поняли, вы все довольны?
Братья поблагодарили Кабаку и отправились домой. Вскоре первый брат, получивший сундук с золотом, накупил себе рабов и велел им вспахать для себя поле. Но едва они взялись за работу, как третий брат сказал:
— Если хочешь обрабатывать землю — плати мне пошлину.
В другой раз первый брат послал рабов нарубить дров в лесу. Едва они принялись за дело, явился второй брат и сказал:
— Если твои рабы хотят рубить дрова — плати мне пошлину.
Понял первый брат, что ничего со своим золотом сделать не сможет, и разделил его с остальными.
Загадки: Что же могло скрываться в сундуке?
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
Мы на пляж шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок, -
Яркий ситцевый (платок).
Хранится в сундуке старенький, но очень бережно сложенный платок. Возможно, это свадебный подарок прадедушки. Прабабушка его одевала только на большие праздники. Это же память. Вот так он в сундуке и окажется.
Входит в одну дверь,
А выходит из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл. (Рубашка)
Есть в сундуке и рубаха – косоворотка. «Её мама для папы вышивала. Это свадебный подарок жениху. Вышивки – это обереги, они охраняли от злых духов и сглаза голову, руки и сердце Петра.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
Хранит бабушка в сундуке и полотенца вышитые «которыми когда-то украшала избу и так, на каждый день».
Топили, колотили,
Трепали, мяли, ткали
И на стол постлали. (Скатерть)
Народный платок.
Беседа:
Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.
Дать представления об истории возникновения платка.
Познакомит с Павловским платком.
Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды.
Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Материал: волшебный сундучок, платки, картинки с изображением станков и платков.
Воспитатель: - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
- Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?
Дети: - Это платок.
Воспитатель: Да. Это платок. Давайте посмотрим.
( дети рассматривают платки, а воспитатель их развешивает)
Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком.
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. (Показ картинок)
Давным - давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках (демонстрация картинок с изображением ткацких станков), украшали их вышивкой ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка). Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.
Павловский Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.
Раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет, мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зеленым и т.д. красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка.
Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Не одно поколение мастеров работало на фабрике. Не обходилось, да и теперь не обходится, на Руси праздничный женский наряд без красивого, красочного платка.
Павловские платки известны во всем мире (рассказ сопровождается демонстрацией картинок и платков).
Воспитатель: - А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть. Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
(После игры дети садятся на стулья)
Наряднее платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость. Ребята, наш модельер подсказал мне как можно носить современный платок. А я научу вас.
Демонстрация моделей:
(Дети по очереди: один модельер, другой – модель, учатся повязывать платки).
Воспитатель: Вы научились модно, современно, красиво повязывать платки. Дома украшать ими будете мам и бабушек.
Воспитатель: С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно в современной одежде использовать платок?
Ответы детей.
БЕСЕДА: «Кукла – оберег».
Педагог: Сегодня наш разговор будет про кукол.
- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы? (ответы детей).
- А что, вообще такое кукла. (Это игрушка, отображающая фигуру человека)
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего? (ответы детей)
Подумайте, почему же эти куклы находятся по разным сторонам (ответы детей). Современные и самодельные куклы.
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных кукол лица нет. - Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к. в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла навредить ребенку. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из ткани.
Как еще можно назвать тряпичные куклы (самоделки). Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).
Педагог: Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
Рассаживайтесь поудобнее, а я расскажу вам много интересного.
(Педагог сопровождает рассказ слайдами на экране).
- Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили-были мальчики и девочки, которые очень любили играть.
И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу особенно рассказать об одной кукле, которую делали поморы, называется «Кувадка». Эта кукла-оберег. А, что такое оберег? (ответы детей).
Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу-оберег делали обязательно безликой, т.е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой: нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.
Педагог: А еще ребята расскажу я вам сказку, послушайте внимательно.
Было это в одной поморской деревне. Жили-были мама с дочкой. Однажды простудилась девочка и заболела. Что только мама не делала: и чаем с малиной поила, и горячим молоком, ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке-ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундука разноцветные лоскутки и нитки и показала маме, как сделать куклу-Кувадку, которая должна помочь девочке. Велела положить её рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куколкой, а утром проснулась здоровая.
Педагог: Понравилась вам сказка? (ответы детей)
Педагог: Почему девочка так быстро поправилась? (Ответы детей).
Кукла болезнь отвела.
Педагог: А хотите, научимся делать такую куклу-оберег?
Сегодня, вам и вашим родителям дадим задание: Сделать куклу – оберег и принести в группу. Мы все вместе рассмотрим, какие у вас получились разные, замечательные куколки.
Д/и игра «Бабушкин сундучок»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о назначении сундука. Развитие речи.
(Ребенок просовывает руки в самодельный сундук и на ощупь, с описанием предмета, должен угадать, что это за предмет и для чего он).
Д/и «Собери картинку»
Цель: Закрепить знания о внешнем виде сундука.
( Ребенок собирает разрезную картинку по памяти).
Д/и «Разложи по местам»
Цель: Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации старых и современных предметов и одежды.
Закрепит название предметов и их значение.
Активизировать речевую деятельность у детей.
(Ребенок раскладывает предметы и одежду в правильное место нахождения по принципу старое, современное).
Д/и на мышление: «Лото», «Чего не стало», «Покажи отгадку к загадке и положи в сундук», «Найди по описанию», «Что лишнее».
Карточки с изображением русского быта
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".
Проект с детьми "Тайна моего имени"....
Конспект открытого развлечения "Бабушкины забавушки" (средняя группа)
«Бабушкины забавушки»открытый просмотр развлечения в средней группе...
Проект на тему «Бабушкин сундучок» средняя группа 2015-2016 уч. год
Геродот однажды высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать. Каждый народ любит свои обычаи и праздники, очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: &laq...
ПРОЕКТ«Будь здоров!» Средняя группа Краткосрочный проект
ПРОЕКТ«Будь здоров!»Средняя группаКраткосрочный проект...
Практико-ориентированный проект «Веселые пальчики» Средняя группа Проект реализовали
Проектная деятельность...
Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа
Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...
Краткосрочный проект во второй средней группе.Название проекта – «Космическое путешествие»
Краткосрочный проект во второй средней группеНазвание проекта – «Космическое путешествие»Автор проекта – Григорьева И.С.Тип проекта – познавательныйУчастники проект...