Проект на тему «Бабушкин сундучок» средняя группа 2015-2016 уч. год
проект (средняя группа) на тему

Прядко Анжела Анатольевна

Геродот однажды высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать. Каждый народ любит свои обычаи и праздники, очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: «Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!» Её можно истолковать шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей детей должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов и просто перестанет быть нацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushkin_sunduchok.docx618.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

(МАДОУ Детский сад «Теремок»)

ПРИНЯТО

на методическом совете

от 23.09.2015 г. протокол № 2

Проект

на тему «Бабушкин сундучок»

(средняя группа «Б»)

2015-2016 уч. год

                                                                            Руководители проекта: Ляшенко О.Н.- воспитатель

                                                                            Косьяненко К.О. - воспитатель

                                                                            Прядко А.А. – руководитель физического воспитания

                                                                           

Лабытнанги, 2015г.

Актуальность: Геродот однажды высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать. Каждый народ любит свои обычаи и праздники, очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: «Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!» Её можно истолковать шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей детей должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов и просто перестанет быть нацией.

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: долгосрочный (7 месяцев: октябрь-апрель).

Цель проекта. 

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление и проведение календарных праздников.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
  2. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  3. Дать детям представление о том, что такое «традиции».
  4. Знакомить с традициями детского сада, семейными традициями, традициями разных народов.
  5. Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей.
  6. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки.
  7. Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками.
  8. Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций; - развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).
  9. Развивать воображение, артистичность, ловкость.

Этапы проекта

Этапы

Формы работы

Сроки реализации

Первый этап:

Подготовительный

Определение цели и задач проекта;

  • Изучение литературы;
  • Подбор материала;
  • Разработка плана проекта;

Изготовление и приобретение метод. пособий;

  • Создание условий для реализации проекта;

Анкетирование родителей «Русские народные праздники в детском саду и дома».

Сентябрь

Второй этап:

Основной

Проведение запланированных мероприятий по плану.

Октябрь –

Апрель

Третий этап:

Заключительный

Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация).

Май

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедиа, компьютер.
  • Библиотека для детей и родителей.
  • Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
  • Картинки, наглядно - демонстрационный материал
  • Русские народные игрушки, посуда.

Перспективный план

Сроки

Формы организации подготовки к народно - календарным праздникам

Содержание работы

Октябрь

«Осенины»

1. Беседа «Осенины - это встреча осени на Руси».

2. Беседа «Осенью, и воробей богат»

3. Песни

4.Танцы.

5. Праздник «Осенние посиделки».

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Собери листочки», «Тучка», «По лужам».

Знакомство с народным фолклером

Разучивание песен: «Жили у бабуси» р.н., «Здравствуй, Осень!» муз В.Витлина.

Разучивание танцев: «Танец с листочками» муз Петрова,

«Финский танец».

Ноябрь

«Кузьминки»

1. Рассказ «Кузьма и Демьян».

2. Подвижные игры.

3. Песни.

4. Знакомство с национальным костюмом

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Ворон и куры», «Золотые ворота» «Кузнецы».

Разучивание песни: «Ой, ты Зимушка-сударушка».

Декабрь

Новый год

1. Беседа о традициях празднования Нового года.

2. Подвижные игры.

3. Песни.

4. Танцы.

5. Частушки.

6. Сценки.

7. Новогодний праздник.

8. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов.

9. Изготовление новогодних подарков

10. Посуда- какая она была.

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Ариана», «Баба-Яга», «Жмурки»

Разучивание песни «Заинька у елочки попрыгивает», «Летели две птички».

Разучивание танцев: «Танец снеговиков», «Танец елочек».

Разучивание новогодних частушек.

Привлекать детей к участию в сценке.

Январь

«Рождество»

1.Просмотр презентации «Как отмечают Рождество в разных странах».

2. Беседа «История колядок».

3. Подвижные игры.

4. Колядки.

5. Частушки.

6. Театрализованный праздник «Рождественские колядки».

7. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов.

8. Путешествие в прошлое куклы

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Орешек»

Разучивание колядок: «Приходила Коляда», «Коляда-моляда».

Разучивание частушек.

Февраль

«Снежень»

1. Как на Руси зиму провожали

2.Беседа «Изба- что это?».

3. Подвижные игры.

4. Пляски.

5. Песни.

7. Выставка работ детей «Расписная ложка»

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Горшки», «Пирог», «Салки», «Крута гора».

Разучивание песен: «Как вставала я ранешенько», «Блины».

Разучивание пляски с ложками.

Март

«Масленица»

1. Беседа о русских обычаях встречи весны.

2. Подвижные игры.

3. Песни.

4. Заклички.

5. Хороводы.

6. Развлечение «Ой, пришла Масленица!»

7. Выставка совместных работ детей и родителей (аппликация из подручных материалов: цветные лоскутки ткани, крупа, вата и др.)

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Дед», «Захарка», «Мосток».

Разучивание песен: «Перед весной», «Ой, матушка весна».

Разучивание закличек: «Приходи к нам, весна, с радостью», «Весна, приди!».

Хоровод «Березка».

Апрель

«Пасха»

1.Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье».

2. Беседа «Воскресение Христа».

3. Подвижные игры.

4. Драматизация сказки.

5. Песни.

6. Закличеи.

7. Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «С Христовым Днем!».

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игры с яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».

Песня «Как у наших у ворот».

Привлечь детей к драматизации сказки «Колобок».

Разучивание заклички «Закликание  весны».

Май

Представление отчёта о результатах проектной деятельности.

Презентация

Формы и методы работы:

  • Развитие речи, знакомство с художественной литературой
  • Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.
  • Чтение сказок разных народов.
  • Познавательное развитие
  • Знакомство с традициями в семьях воспитанников.
  • Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
  • Оформление групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.
  • Выставка “Расписные ложки”.
  • Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.
  • Театральная неделя “Играем в сказку”: драматизация народных сказок – совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников.
  • Музыкальная деятельность
  • Народные праздники.
  • Разучивание народных песен, песен патриотического содержания.
  • Физическая культура
  • Изучение народных игр.
  • Неделя народной игры.
  • Продуктивная деятельность, рисование
  • Выставки детского творчества: “Народные куклы».
  • Участие в выставках.
  • Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклям

Ожидаемый результат

Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.

Итог:

  1. Выставка совместных работ детей и родителей (аппликация из подручных материалов: цветные лоскутки ткани, крупа, вата и др.);
  2. Выставка совместных работ детей и родителей (поделки);
  3. Изготовление атрибутов и костюмов;
  4. Открытие мини музея.

Литература:

1. Ищук В.В., Нагибина М.И. – Народные праздники. Ярославль, Академия холдинг, 2000.

2. Каплунова И., Новоскольцева И.- Праздник каждый день. М., Композитор, 2000.

3. Князева О.Л., Маханева О.Д. - Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000.

4. Зарецкая Н.В.- Календарные музыкальные праздники. Айрис дидактика. М.,2003.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио; М.: 000 «Издательство АСТ», 2000.

6. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», учредитель и издатель 000 «Издательство «Детство-Пресс».

7. Журнал «Дошкольное воспитание», 000 «Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

8. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», учредитель и издатель 000 Издательский дом «Воспитание дошкольника»

9. Журнал «Музыкальная палитра», издатель 000 «Редакция журнала «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург

10. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.

Приложение № 1

Анкета для родителей

«Русские народные праздники в детском саду и дома»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к русской народной культуре и традициям? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие русские народные праздники Вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие русские народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. О каком русском народном празднике Вы узнали у своих предков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с русскими народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Русские народные традиции», «Русские народные праздники», «Русские народные игры»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Хотели бы Вы принять участие в организации и проведении русских народных праздников в детском саду?

__________________________________________________________________

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с родителями в средней группе 2015-2016

Планирование работы с родителями в средней группе 2015-2016...

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках» (февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)

Родительское собрание«Здоровье детей в наших руках»(февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию средняя группа 2015-2016 учебный год

Прект по экологическому воспитанию в средней группе  2015-2016 учебный год.     Тип проекта: познавательно-творческий.Долгосрочный Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное о...

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках!» (февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)

Родительское собрание«Здоровье детей в наших руках!»(февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)...

Перспективный план работы с родителями по ФГОС (средняя группа 2015-2016 уч.год)

В перспективном плане работы  отражены темы консультаций, бесед, памяток, буклетов, папок-передвижек для воспитания детей средней группы родителям в соответствии с ФГОС ДО....

План работы с родителями в летний оздоровительный период в средней группе 2015–2016 учебный год

Задачи:повысить компетентность родителей в вопросах организации летнего отдыха детей. Привлечь родителей к участию мероприятиям ДОУ на основе сотрудничества....

РП средней группы 2015-2016 уч.г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Баягинского детского сада «Ньургуьун» муниципального района &laqu...