Методическая разработка: Программа по ПДД
материал (младшая группа)

мы живем в обществе, где надо соблюдать нормы и привила поведения ПДД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Программа по ПДД

ВВЕДЕНИЕ

 

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:

  • нарушение правил перехода проезжей части;
  • неподчинение сигналам светофора;
  • неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
  • игра на проезжей части или около неё.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных задач ДОУ. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребёнка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Психологи установили, что дети в силу своих возрастныхпсихологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития такими, как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

 Задачи:

  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  • Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

 Принципы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  • Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия (дорожно-транспортное происшествие). Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  • Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  • Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

 Программа предлагает:

  • регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
  • разработка безопасного маршрута старшими дошкольниками «Дом – детский сад»;
  • ежегодное проведение «Недели» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД;
  • рекомендации к использованию на занятиях по изучению ПДД метода ситуационного обучения;
  • рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умение ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей;
  • проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, транспорте и во дворе ( в начале и конце учебного года);
  • систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.

. Организация работы с дошкольниками

Эффективность профилактических мероприятий тесно связана с возрастными особенностями детей. В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это:

  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихов;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • занятия;
  • развлечения;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);
  • просмотр видео-диафильмов;
  • беседы;
  • обсуждение ситуаций;
  • самостоятельная деятельность.

Обучение правилам дорожного движения должно быть прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности. Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

 2.2. Организация работы с педагогами

 Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации организуются следующие формы работы с сотрудниками:

  • инструктаж по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма;
  • тематические семинары;
  • семинары-практикумы;
  • консультации;
  • изучение методического инструментария;
  • организация деловых игр;
  • конкурсов;
  • выставок;
  • мастер-классов;
  • показ открытых занятий;
  • тематический контроль.

 2.3. Организация работы с родителями

 Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
  • просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
  • участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
  • общие и групповые собрания с участием сотрудников ГИБДД;
  • анкетирование;
  • тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
  • оформление стендов, папок-передвижек для родителей.

Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребёнка безопасному поведению на улице. Совместная работа родителей и всего педагогического коллектива, несомненно, даёт свои положительные результаты.

3. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ВОСПИТАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

 

Этот раздел включает в себя программы и методические советы, которые позволят воспитателю ДОУ вести работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах для каждой возрастной группы.

Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.

Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя:

  • ознакомление с окружающим миром;
  • воспитание навыков поведения в повседневной жизни;
  • развитие речи;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • ознакомление с конструированием;
  • понимание изобразительного искусства;
  • игру.

При реализации этой программы воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно - неправильно, хорошо - плохо, подражать - не подражать), умение переводить мысль в дело (автомобиль проехал - можно переходить).

Большое значение для становления характера имеет привычка сдерживать свои порывы и желания (бежать - но нельзя; другим можно, мне нельзя). Очень важна привычка сосредотачивать внимание, самостоятельно принимать решение, анализировать.

Программа воспитания безопасного поведения ребенка на дорогах ставит задачу не столько обучить правилам дорожного движения (их хорошо должен знать воспитатель), сколько воспитать безопасное поведение ребенка на дороге и в транспорте.

Самое главное состоит в том, что такая работа должна проводиться постоянно, во всех видах занятий с детьми, к одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят. Воспитатель любой группы должен хорошо знать программы и методику воспитания в любой группе.

Изучение правил безопасного поведения воспитатель проводит со всей группой, а закрепление этих знаний и привитие ребенку необходимых знаний надо проводить индивидуально или небольшими группами.

 3.1. Младшая группа (от 2 до 4 лет)

 Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведения на дороге детей младшей группы

 В младших группах рекомендуется:

  • формировать представления об окружающем пространстве, ориентирование в нем:

- различать предметы справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;

- сравнивать различные предметы по размерам, ширине, длине, высоте;

- воспитывать у детей умение ориентироваться на местности вокруг детского сада;

  • знакомить с понятиями «улица», «проезжая часть», «тротуар», «водитель», «светофор» (учить детей выполнять требования сигналов светофора: красный, желтый - стоять, зеленый – идти);
  • учить детей останавливаться у проезжей части;
  • знакомить с некоторыми видами транспорта;
  • учить детей играть в обстановку на дороге (водителя за рулевым колесом автомобиля, за рулем мотоцикла, мопеда, велосипеда; движение транспорта на проезжей части; выполнение обязанностей его участников);
  • читать детям рассказы, связанные с дорожной тематикой. Методика работы с детьми младшей группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге Методические приемы, используемые воспитателем для изучения правил, касаются всех групп. Дорожное движение едино для всех детей, школьников и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить Правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии единой методикой и требованиями этих правил.

 В младшей группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:

  • показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно покажите разницу при движении: игрушка- автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении;
  • учить ориентироваться в ближайшем окружении детского сада, спрашивать, что они видят;
  • рассматривать с детьми отдельные детали транспортных средств: руль бывает у велосипеда, мотоцикла и мопеда; рулевое колесо - у автомобиля, автобуса и троллейбуса; фары впереди - белого цвета, фонари сзади - красного или оранжевого цветов; колеса передние и задние; впереди и сзади бампер - он первым принимает удар при наезде; в салоне легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая и в кабине грузового автомобиля находятся пассажиры;
  • прививать привычку, каждый раз напоминая: «По дорогам ходить одному нельзя», «Проезжая часть - для автомобилей, тротуар - место для движения пешеходов», «Переходить проезжую часть, только держась за руку взрослого человека», «Дорога не страшна, дорога опасна» и главное: «Транспорт и дорога не опасны, если выполнять определенные правила безопасного поведения на дороге»;
  • проводить целевые прогулки к дороге, где можно наблюдать движение транспорта, пешеходов, работу светофора;
  • после прогулок обязательно опросом закреплять знания правил безопасного поведения на реальной дороге: «Где ходят пешеходы?», «Где движется транспорт?», «Какой транспорт вы видели?», «Где пассажиры садятся? »;
  • читать стихи, книжки, загадки, проводить игры, связанные с дорожной тематикой.

 Формы работы в младшей группе:

- рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);

- целевая прогулка «Знакомство с улицей»;

- чтение стихов В. Лебедева–Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

- рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;

- сюжетно-ролевая игра «Мы-водители»;

- аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

- целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

- дидактическая игра «Собери светофор».

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации: наглядный материали ситуационный метод обучения.

  • учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;
  • объясните, что водитель не может мгновенно остановить автомобиль и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине;
  • разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно- транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

 

 План работы с родителями

 

Форма работы

Месяц

1

Групповые собрания «Безопасность детей на дорогах города»

сентябрь

2

Помощь в изготовлении новых и реставрации старых атрибутов для уголков по ПДД в группах

октябрь

3

Папка-передвижка «Советы родителям в осенне-зимний период»

ноябрь

4

Памятки для родителей «Внимание, гололед»

декабрь

5

Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»

январь

6

Привлечение родителей к оформлению выставки « Дети и их родители о правилах дорожного движения»

февраль

7

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота взрослых»

март

8

Анкеты для родителей, чтобы оценить их знания по ПДД

апрель

9

Разработка индивидуальных карт – маршрутов для детей «Дорога в школу и домой»

май

10

Папка-передвижка с консультациями на тему: «Безопасность на дорогах летом», «Безопасный отдых»

июнь, июль, август

 План работы с детьми

 

Форма работы

Месяц

1

Беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

ежемесячно

2

Целевые прогулки к проезжей части

в течение года

3

Чтение художественной литературы

еженедельно

4

Тематическая неделя «Безопасность детей на дороге» (обучение правилам безопасного поведения на дороге и во дворе)

Театрализованное представление

сентябрь

5

Изготовление атрибутов для обыгрывания дорожных ситуаций

октябрь

6

Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад»

в течение года

7

Праздник «Все работы хороши» с участием инспектора по безопасности дорожного движения и пожарного

ноябрь

8

Выставки рисунков и поделок старших дошкольников

сентябрь, апрель

9

Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения»

февраль

10

Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге, просмотр мультфильмов по ПДД

в течение года

11

Акция «Водитель! Сохрани мне жизнь»

март

12

Праздник на улице «Посвящение в юные пешеходы»

май

 

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗНАНИЙ ПО ПДД

В младшей группе:

  • знают как работает светофор (называют его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;
  • владеют понятиями: водитель, пассажир, пешеход; используют их в речи;
  • знают названия транспортных средств:

легковой автомобиль,грузовая машина,«скорая помощь»,пожарная,троллейбус,автобус.поезд

  • имеют представление, что такое проезжая часть, тротуар.

предупреждающие

запрещающие

информационно-указательные

  • умеют вести себя в транспорте и на улице.

6. МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ

Диагностика 2 раза в год: вводная, в начале учебного года и итоговая.

  1. Сколько сигналов у светофора?
  2. При каком сигнале можно переходить проезжую часть?
  3. Какие транспортные средства вы знаете?
  4. Где ездят автомобили?
  5. Для чего нужны грузовые машины, «скорая помощь», пожарная машина?
  6. Кто сидит за рулем автомобиля, автобуса и т.д.?
  7. Как называют людей, идущих по улице?
  8. Где должны ходить пешеходы?
  9. Что надо сделать, подойдя к проезжей части?
  10. Где можно переходить дорогу?
  11. Кто такой пассажир?

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

  1. Сколько сигналов у светофора?
  2. Что означает красный сигнал светофора?
  3. Что означает желтый сигнал светофора?
  4. Что означает зеленый сигнал светофора?
  5. Как называется часть дороги, по которой едут автомобили?
  6. Как и где можно переходить проезжую часть?
  7. Какие виды пешеходных переходов вы знаете?
  8. Какой переход более безопасен: «зебра» или подземный?
  9. Какие специальные виды транспорта вы знаете?
  10. Как выглядят знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса»?
  11. Где надо ожидать общественный транспорт?
  12. Какие правила надо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

Старшая группа

Полученные в средней группе знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо расширить и дополнить.

  1. Где безопасно переходить проезжую часть?
  2. Где можно переходить дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?
  3. Почему опасно разговаривать во время перехода дороги?
  4. Почему нельзя перебегать дорогу?
  5. Чем опасны кусты, растущие рядом с дорогой?
  6. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
  7. Какие виды транспорта вы знаете? Их назначение.
  8. Что такое метро?
  9. Какие правила безопасного поведения в метро вы знаете?
  10. Где надо ожидать общественный транспорт?
  11. Какие правила надо соблюдать пассажиру общественного транспорта?
  12. Почему опасно играть рядом с дорогой?
  13. Где детям можно играть?
  14. Где можно кататься на велосипеде?
  15. Какие дорожные знаки вы знаете?
  16. Как выглядят знаки:

«Пешеходный переход»

«Движение пешеходов запрещено»

«Дети»

«Остановка автобуса»

«Пункт медицинской помощи»

«Пункт питания»

«Место стоянки»

«Дорожные работы»

«Въезд запрещен»?

 

 

 

 

Подготовительная группа

  1. Где и как надо переходить дорогу?
  2. Почему нельзя отвлекаться при переходе проезжей части?
  3. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими автомобилями?
  4. Как должны двигаться пешеходы по загородной дороге?
  5. Что означает каждый сигнал светофора?
  6. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
  7. Какие виды пешеходных переходов вы знаете?
  8. Что такое перекресток?
  9. Какие виды транспорта вы знаете?
  10. Какие правила надо соблюдать пассажиру общественного транспорта?
  11. Как обходить стоящий на остановке автобус?
  12. Когда автомобилю сложнее остановиться: в дождь или в сухую погоду?
  13. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
  14. Почему по тротуару нельзя ходить большой толпой?
  15. Кто может регулировать движение?
  16. Что главнее сигналы светофора или сигналы регулировщика?
  17. На какие группы делятся дорожные знаки?
  18. Для чего нужны предупреждающие знаки?
  19. Чем отличаются запрещающие знаки?
  20. Какие информационно-указательные знаки вы знаете?

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Старцева О.В. Школа пешеходных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2011.
  2. Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.
  3. Пидручная С.Н. Проверка знаний Правил дорожного движения в ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №7.
  4. Митрофанова Е.М., Щербакова В.Н., Кинзель Л.И. Педагогический проект «Правила дорожные знать каждому положено» // Управление ДОУ. 2009.№2.
  5. Садовская Л. Дорожная азбука в картинках. М., 2005.
  6. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2011.
  7. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.-сост. О.В.Чермашенцева. Волгоград. 2012.
  8. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга / сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989.
  9. Капарушкина О.С., Тетерина Е.В. Учим правила дорожного движения, как таблицу умножения // Воспитатель ДОУ. 2008. №9
  10. Манюрова Г.Х. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма // Воспитатель ДОУ. 2008. №3.
  11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова. М., 2007.
  12. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПб., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"

Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...

Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

Методическая разработка программы по изодеятельности

Методическая разработка программы по изодеятельности, может быть использованна как программа по дополнительному образованию....

Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...