Доклад на тему : «Особенности коллективного взаимодействия по патриотическому воспитанию детского сада с семьями воспитанников»
материал
Доклад на тему " Особенности коллективного взаимодействия по патриотическому воспитанию детского сада с семьями воспитанников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Доклад на тему : «Особенности коллективного взаимодействия по патриотическому воспитанию детского сада с семьями воспитанников»
- В современном мире сегодня наблюдается непростая политическая обстановка. Новое поколение людей подрастает в условиях, когда повсюду на Земле происходят межгосударственные конфликты, развивается терроризм, разжигаются межнациональные войны, поэтому задача всего педагогического сообщества сегодня заключается в том, чтобы воспитать людей, способных жить в мире, любить Родину, уважать историю и культурные ценности своей страны и своего края. Находясь в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоёв общества, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения России становится одной из актуальнейших. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, воспитывают сострадательное отношение к ближайшему окружению, способствуют передаче традиций от поколения к поколению. Все эти духовно-нравственные ценности закладываются в дошкольном детстве. Человек с самого раннего возраста, рождаясь, взрослея, постоянно находится в коллективе.
Детский сад – это начальное сообщество людей, в котором успешно развиваются выше перечисленные качества. Коллектив детей, сотрудников, родителей во многом способствует развитию у воспитанников умения жить в окружающем мире, сотрудничать, добиваться единой цели, решать общие задачи, без ущемления прав других людей.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- информационно-педагогические материалы по данной теме, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по патриотическому воспитанию;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей:
- родительские собрания.
Можно провести родительские собрания по следующим темам:
«Что такое доброта?».
«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».
«Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».
Родительский уголок
Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста можно разместить материал в родительский уголок. Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама», т. д.
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Подборки папок-передвижек к праздникам:
День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество; 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей.
- совместные мероприятии воспитателей, родителей и детей
- викторины;
- совместное творчество:
- праздники;
- соревнования;
Привлечение к созданию предметно-развивающей среды.
Создать центр патриотического воспитания, обогащенный альбомами, папками, дидактическими играми пособиями и символикой.
Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии. Затем представляют свои мини-проекты.
Вот некоторые темы проектов: «Юный эколог». «Тайна моего имени».
«Семья. Традиции семьи»
«Моя малая Родина».
«Защитники Отечества»
«День Победы»
«Моя семья»
Поисковая деятельность (подбор различного материала, атрибутики, фото и т. д.)
Оформление информационного стенда: «Что и как рассказать детям о войне»
Фотоальбом «Имена Победы» и т. д
2. Индивидуальные формы работы :
- беседы;
3. Наглядно-информационные формы работы :
- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- информационно-аналитическая (опросы, анкетирование);
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Успешно решить задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников»
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих це...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников» Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необход...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Нравственно-патриотическое воспитание в работе с семьями воспитанников детского сада
представление опыта работы с семьями воспитанников в дошкольном учреждении...