Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему " Русские сказки, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями и бытом"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дегтёва Алёна Николаевна

Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Русские народные сказки, как средство ознакомления детей с традициями и бытом.» Воспитатель Дегтева А.Н. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели деятельности педагога: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение. 3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам и традициям. 4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом. 5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику. Оборудование: Иллюстрации к сказкам — «Гуси-лебеди», «Иван Царевич И серый волк», «Васелиса Прекрасная»; выставка книг по сказкам; картинки; игрушки – волк, печка, кукла в русско-народном сарафане ; заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка. Планируемые результаты Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности. 1. Организационный момент: Игра психологического здоровья. Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие. Дети: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера. 2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка». - Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу) 3. Прослушивание стихотворения. Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет, Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот. И за мной и за тобой сказки бегают гурьбой, Обожаемые сказки слаще ягодки любой. В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит, Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт. 4. Игра «Волшебный узелок» В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить, какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достаёте доброго героя, то остаётесь стоять в большом кругу, но если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга. Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он хорош или плох. В итоге получается два круга- большой и маленький. 5. Беседа Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки? - Сказки рассказывают о небывалом, чудесном. Какие бывают сказки? они бывают разными: народными и авторскими. - Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. - Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). А какие по характеру бывают сказки? Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро), а зло всегда… (наказывается). 6. Игра: «Узнай сказку по загадке» - Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку. Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) Вы помните, ребята, была я злой когда –то, Но с вами подружилась, и что произошло? Я стала очень доброй, застенчивой и модной, И вам теперь, родные, спасибо говорю! (Баба Яга) Костлявый старикашка не видел в жизни счастья, И на всем на белом свете я не имел друзей. Меня вы обогрели, обули и одели, И среди вас, ребята, я отыскал друзей! (Кощей) 7. Игра: «Узнай сказку по картинке» - Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Иван Царевич и Серый Волк», Кощей Бессмертный», «Васелиса Прекрасная» ). 1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Гуси- лебеди» (Это сказка «Гуси- лебеди».) - Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.) - Чему учит нас эта сказка? (Что нужно слушаться старших, проявлять заботу о младших, с ответственностью выполнять поручения отца и матери). 2) а эта иллюстрация из какой сказки? «Иван Царевич и серый волк» Скажите правильно поступил Иван Царевич, когда прислушивался к советам серого волка? Да. Правильно. 3) — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Кощей Бессмертный» (Это сказка «Кощей Бессмертный».) - А какой в этой сказке Кощей, – хороший или плохой? Плохой. Ответ детей. 8. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения» - Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя или предмет, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: печка (в печке пекут пирожки). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 4 слов.). (Яблонька; Волк). 9. Пальчиковая гимнастика: Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок — румяный бок. Есть Снегурочка — краса, Три медведя, Волк — Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад. Воспитатель: Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто — Ах! Все картинки перепутал Сказки все мои он спутал Пазлы вы должны собрать Сказку русскую назвать! (Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Три медведя, Иван-царевич и серый волк, Васелиса Прекрасная. Воспитатель в это время читает стихотворение: Трудно сказочку сложить, Но не надо нам тужить. Дружно, смело и умело С вами мы взялись за дело! Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели! Погостили мы немножко, А теперь и в путь-дорожку, Надо в садик возвращаться и за дело приниматься. (Дети под музыку «возвращаются») 10. Художественное творчество Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются. Присаживайтесь за столы. Стол – это не кровать, И нельзя на нем лежать. За столом сиди ты стройно И веди себя достойно. (дети раскрашивают раскраски к сказке «Гуси-Лебеди», Иван Царевич и Серый волк) 11. Рефлексия Чему учат сказки? Какие бывают сказки? Воспитатель. За руки умелые, За ум и смекалку Тем, кто трудился, Тем, кто старался Сказать я спасибо хочу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Русские народные сказки, как средство ознакомления детей с традициями и бытом.»

Воспитатель Дегтева А.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога:

1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.

2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.

3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам и традициям.

4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.

5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам — «Гуси-лебеди»«Иван Царевич И серый волк»«Васелиса Прекрасная»; выставка книг по сказкам; картинки; игрушки –  волк, печка, кукла в русско-народном сарафане ; заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.

Планируемые результаты

Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности.

1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Дети:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)

3. Прослушивание стихотворения.

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягодки любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

4. Игра «Волшебный узелок»

В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить, какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достаёте доброго героя, то остаётесь стоять в большом кругу, но если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.

Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он хорош или плох. В итоге получается два круга- большой и маленький.

5. Беседа

Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро), а зло всегда… (наказывается).

6. Игра: «Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Вы помните, ребята, была я злой когда –то,

Но с вами подружилась, и что произошло?

Я стала очень доброй, застенчивой и модной,

И вам теперь, родные, спасибо говорю! (Баба Яга)

Костлявый старикашка не видел в жизни счастья,

И на всем на белом свете я не имел друзей.

Меня вы обогрели, обули и одели,

И среди вас, ребята, я отыскал друзей! (Кощей)

7. Игра: «Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Иван Царевич и Серый Волк», Кощей Бессмертный», «Васелиса Прекрасная» ).

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Гуси- лебеди» (Это сказка «Гуси- лебеди».)

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Чему учит нас эта сказка? (Что нужно слушаться старших, проявлять заботу о младших, с ответственностью выполнять поручения отца и матери).

2) а эта иллюстрация из какой сказки?

«Иван Царевич и серый волк»

Скажите правильно поступил Иван Царевич, когда прислушивался к советам серого волка?

Да.  Правильно.

3) — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Кощей Бессмертный» (Это сказка «Кощей Бессмертный».)

- А какой в этой сказке Кощей, – хороший или плохой? 

Плохой. Ответ детей.

8. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя или предмет, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: печка (в печке пекут пирожки). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 4 слов.)(Яблонька; Волк).

9. Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Три медведя, Иван-царевич и серый волк, Васелиса Прекрасная. Воспитатель в это время читает стихотворение:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.

(Дети под музыку «возвращаются»)

10. Художественное творчество

Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются. Присаживайтесь за столы.

Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.

(дети раскрашивают раскраски к сказке «Гуси-Лебеди», Иван Царевич и Серый волк)

11. Рефлексия

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"»

Цель: продолжать развивать правильную речь у детей.Задачи: 1.Развивающая задача: развивать речь, мышление , память детей.2.Обучающая задача: познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовско...

«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"

Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...