В центре внимания национального проекта «Образование» (до 2024 года) – ребенок и его интересы, полномасштабная цифровизация образовательных организаций, забота о педагогах и их постоянном профессиональном росте, раскрытие потенциала молодых граждан России. Технологический подход в образовании гарантирует достижения дошкольника в настоящем, что является залогом успешного обучения в будущем. Предназначение инновационных педагогических технологий заключается в получении инновационного результата детской деятельности, а также умении ребёнка применить полученные знания, умения, навыки в практической деятельности. Они позволяют создать оптимальные условия для получения нового знания, нового опыта каждым ребенком с учетом его личностных особенностей: состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и т.д. Систематическое применение инновационных технологий в различных режимных моментах, в образовательной деятельности обеспечивает успешную социализацию детей, развитие любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи, добывать знания в разных видах и формах организации деятельности (парами, подгруппами). В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение, а информационнокоммуникационные технологии надёжно закрепили за собой положение в воспитательно-образовательном пространстве ДОО. Мы рассматриваем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство интерактивного обучения, как электронные образовательные ресурсы (ЭОР),
позволяющие мотивировать детей к познавательной активности, осваивать новые знания и побуждающие применять их на практике. Расширение возможностей использования современных информационных технологий создаёт единое безопасное информационноразвивающее пространство, в котором возрастает роль педагогов и специалистов ДОО. Создание подобной модели предусматривает решение образовательных задач и задач личностного развития, развитие компетенций дошкольника, определяющих качество развития образования дошкольников. Интерактивность (от англ. interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивное обучение – это, прежде всего, обучение в режиме диалога ребёнка и взрослого, ребёнка со сверстником, ребёнка и компьютера. В отличие от классических средств и методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие ребёнка с миром природы и предметов, на доминирование активности ребёнка в деятельности. Использование электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможностью реализации индивидуализации образовательного процесса с учётом возраста, индивидуальных образовательных потребностей, предпочтений, уровня сформированности знаний, умений и навыков воспитанников. В ходе оснащения материально-технической базы дошкольной образовательной организации учитывают примерный перечень оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях согласно Письму Минпросвещения России от 16.04.2019 № МР– 507/02 «О направлении уточненного примерного перечня оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях». Поскольку ФГОС ДО (п. 3.3.5) позволяют организациям самостоятельно определять средства обучения, в том числе и технические, в дошкольных образовательных организациях применяются компьютеры, проекторы, а также интерактивные доски, световые песочные столы, интерактивные песочницы. В некоторых ДОО выявлен положительный опыт
использования программных продуктов по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, лого-робот «Пчёлка», интерактивное пособие говорящая ручка «Знаток» и многие другие. Информационная безопасность детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения
Современное информационное и образовательное пространство дошкольной образовательной организации (далее ДОО) обновляется и развивается благодаря интернет-ресурсам. Очевидно, информационные технологии значительно расширяют возможности всех участников образовательных отношений, являясь вспомогательным ресурсом для освоения новых пространств (в том числе и виртуальных), самостоятельного получения новых знаний. Существует проблема обеспечения безопасности детей в информационно -телекоммуникационных сетях в связи с доступностью к информации, способной в той или иной степени нанести ущерб начинающим пользователям информации. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в Сети) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средствами массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную безопасность детей: • Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях». • Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390–ФЗ «О безопасности». • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436–ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 139–ФЗ, от 05.04.2013 № 50–ФЗ, от 29.06.2013 №
135–ФЗ, от 02.07.2013 № 185–ФЗ, от 14.10.2014, от 01.05.2017 № 87–ФЗ) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». • Распоряжение Правительства от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей». • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». • Письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 года № 753/23-16 «Об информатизации системы дошкольного образования в России». • ГОСТ Р 53620–2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. В ходе изучения темы предстояло решить ряд вопросов: - Что в сети Интернет для дошкольника можно найти и скачать? – Кто возлагает на себя обязанности по обеспечению информационной безопасности детей? – Как это сделать и, главное, зачем? Во-первых, следует учитывать требования к развивающим мультимедийным ресурсам: • исследовательский характер, • легкость для самостоятельных занятий ребенка, • развитие широкого спектра навыков и представлений, • высокий технический уровень, соответствие возрасту, занимательность. В соответствии с нормативно-правовой базой в ДОО созданы условия для осуществления систематизированного и планомерного педагогического процесса педагогами ДОО и использования электронных ресурсов. В дошкольной организации дети путешествуют в мир интересного с использованием возможностей интерактивной доски. Для удобства в работе педагогов используются ноутбуки, документ-камера, а чтобы повысить познавательный интерес дошкольников можно использовать «говорящую» ручку «Знаток» с комплектом книг и игр, песочные столы, интерактивную песочницу, наборы робототехники. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка и педагога. А особенность использования электронных ресурсов заключается в том, что
определенный материал в электронном формате встраивается в традиционную систему образовательной деятельности с воспитанниками. Перечень фильтров и программных продуктов, с помощью которых родители смогут контролировать качество содержания информации. • Kaspersky Internet Security 2012 • Kinder Gate родительский контроль – программный продукт, предназначенный для пользователей и позволяющий контролировать использование сети Интернет несовершеннолетними детьми • Qutpost Security Suit – комплексная защита сетевых угроз • Rejector – простой инструмент для родительского контроля (бесплатный) • Sky DNS – бесплатный интернет-сервис для блокировки доступа к опасным сайтам • Time Boss – родительский контроль • детский браузер Гогуль • «Интернет Цензор» – бесплатный фильтр Основная нагрузка ложится на плечи родителей, потому что именно дома ребенок может бесконтрольно пользоваться гаджетами, в то время как взрослые занимаются домашними делами. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому наша задача – выработать у детей и родителей привычку «безопасного» поведения в Интернете при использовании современных гаджетов. Информатизация общества ставит перед педагогами ДОО задачу сопровождения ребёнка в выборе современных компьютерных технологий, оказания поддержки в процессе формирования основ информационной культуры его личности. С уверенностью можно сказать, что использование информационных технологий доступно и привычно для детей нового поколения. Электронные
ресурсы являются необходимым средством обучения современного дошкольника, дают возможность существенно обогатить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.