Проектная деятельность – средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
материал
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._proektnaya_deyatelnost_zh.yu_.v.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жеребятьева Юлия Владимировна
МДОУ д/с «Березка» с Иогач
E-mail: julia.jerebiatjeva@yandex.ru
Все, что я познаю, я знаю,
для чего это мне надо и где, и
как я могу эти знания применить
Л.А. Каменщикова
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание, так как эта деятельность, равноценно с игровой является благоприятным условием для развития личности дошкольников.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Уже не первый год занимаюсь проектной деятельностью с детьми. Основная цель работы – это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для начала в группе были созданы условия для осуществления детских замыслов. Работа была разделена на три этапа.
Первый этап – подражательско-исполнительский.
Этот этап начался с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети учувствовали в проекте «на вторых ролях», выполняли действия по предложению в или путём подражания, так-так в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
За этот период были проведены с детьми несколько проектов используя следующие виды проектов:
Исследовательско - творческие проекты: «Воздушные чудеса», «Зайка в гости к нам пришел», «Красный, желтый, зеленый». Реализация этих проектов позволило более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А также, способствовало возникновению познавательной активности у детей, выработалось умение анализировать и делать простейшие обобщения.
Ролево - игровые проекты: «Ремонтная мастерская», «Маленькие артисты», «Больница». Проведя такие проекты, было видно, что ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.
Второй этап – развивающий
Этот этап проводился с детьми 5–6 лет, дети этого возраста уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
За этот период было разработано и проведено ряд проектов используя следующие виды проектов:
Информационно - практико - ориентированные проекты такие как: «Мамочка милая моя», «Здоровый малыш», «Вот оно, какое наше лето» долгосрочный проект «Семья и Родина» который длился два года. В данных проектах дети собирали информацию и реализовывали ее, ориентируясь на социальные интересы.
Исследовательские проекты: «Круговорот воды в природе», «Молоко и молочные продукты», долгосрочный проект «Живем в безопасном мире». Такие проекта дают детям не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, а также развитию исследовательских умений детей.
Третий этап – творческий
он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В этот период с детьми провелись следующие виды проектов Исследовательско - творческие проекты: «Наше здоровье в наших руках!», «Подарки природы», «Огород на подоконнике». Продолжили долгосрочный проект «Семья и Родина» и проект «Живем в безопасном мире».
Информационно - творческие проекты: «Подводный мир», «Загадочный космос», «Как хлеб на стол пришел». Дети в таких проектах получают умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Хотелось бы сказать, что уже на первом этапе проектной деятельности родители являлись непосредственными участниками проектов.
У родителей воспитанников появился интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта. Родители приобрели умение быть активными соучастниками ребенка в его деятельности и творчестве. Концу третьего этапа проектной деятельности установился более тесный контакт между детьми, родителями и воспитателями.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 64с
3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
17. Мухина В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1975 - с.8.
4. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования // Дошкольное воспитание, 2003, №6, с 39-44.
5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Будайчиевой Р.Д.
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы "Лучик"...
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
План по самообразованию «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО."
Материал по самообразованию...
Перспективный план самообразования на 2016-2020гг «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Программа по самообразованию Жарковой Анастасии Михайловны (воспитатель первой квалификационной категории)...