Консультация для педагогов «Пустите в сердце доброту»
консультация
"Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dobrota.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Пустите в сердце доброту»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами необычная встреча: «Пустите в сердце доброту», а необычна она тем фактом, что воспитание у детей доброты - это целая наука и многое зависит от нас, воспитателей.
Михаил Юхма сказал: «Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведешь один раз черной палочкой, то всю душу замараешь»
А Шалва Александрович Амонашвили видит только один путь гуманного подхода к детям: «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».
Кто же может воспитать добрые чувства в ребенке и стать образцом для него? Как говорит Т. П. Иванова: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. К сожалению, сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных мультсериалов…
Дети стали более своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать. Обратите внимание: дети часто, высказываются рекламными словосочетаниями, воображают себя супергероями, играют с игрушками-монстрами, копируют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мыслей. показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаем, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для нас: и педагогов, и родителей сегодня важно заложить в детстве основы истинной нравственности, а именно - воспитать доброго ребенка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена.
Задачи по формированию доброжелательного отношения у дошкольников решаются разными путями:
- просветительская работа с родителями;
- использование системы игр;
- знакомство с художественной литературой (сказки, заучивание стихов, сочинение историй, потешки, прибаутки);
- использование этюдов и упражнений;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- обучение детей приемам релаксации, психогимнастики;
- организация театрализованной деятельности;
- организация выставок детского творчества;
- проведение бесед на нравственные темы;
- формирование традиций.
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детский сад является лишь помощником семьи. С семьи начинается развитие каждого человека. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Важно донести родителям, что наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявления чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Нам с вами важно донести до родителей простую мысль: воспитание у детей доброты начинается в семье. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В состоянии радости дети охотно берутся за любое дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Любое чувство у детей зависит от взаимоотношений в семье. Родители не должны допускать ссор в присутствии детей, злословия и сквернословия.
Я думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Родители служат непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру родительского общения и поведения и бессознательно копирует его.
Уроки доброты для наших детей (Рекомендации родителям)
Учите сочувствию!
Родителям часто свойственно «превращать» себя в супергероев в глазах детей, и они стараются «держать лицо», даже когда больно или плохо. Окружая любовью, не бойтесь казаться слабыми в глазах ребенка. Научите сопереживанию — расскажите, что у вас болит и позвольте пожалеть. Попросите ребенка принести вам воду, чай, плед…
Проявляйте внимание к родным и окружающим. Ходите в гости к бабушке и помогайте ей вместе, вдвоем отнесите морс заболевшей одинокой соседке — эти жесты помогут ребенку замечать, что происходит в жизни других людей.
Не культивируйте равнодушие!
Не будьте прислугой своим детям - это порождает равнодушие. В семьях, где ребёнок воспринимает родителей как снабженцев, готовых исполнять его бесконечные капризы и желания, поселяется детское равнодушие, ведь родители поступаются своими чувствами и желаниями в угоду маленьким эгоистам. Детям, равнодушным к собственным родителям, будет наплевать и на окружающих людей.
Относитесь к себе с уважением и вниманием - ребенку будет от этого только польза.
Волшебные слова!
Грубость не свойственна добрым людям. Недаром говорят: «будьте вежливы и добры», потому что вежливость тоже несет в мир позитив.
Приучая ребенка говорить «спасибо», «пожалуйста», «будьте здоровы», «здравствуйте», вы учите его быть доброжелательным.
Учите делать добро!
Даже маленьких детей надо ориентировать на добрые поступки: выучить стишок для бабушки, подарить кому-то букетик полевых /дачных цветов или подписать открытку с добрыми пожеланиями к празднику, сделать кормушку для птиц…
Главное - научить ребенка получать удовольствие от того, что он помогает, заботится, не проходит мимо. Не стоит сильно хвалить за это - достаточно обычного одобрения, ведь такое поведение должно стать нормой.
Многие родители задумываются о том, стоит ли растить доброго и отзывчивого ребенка в современном несправедливом и жестоком мире. Стоит. Эти качества помогут развить способность дружить и любить, а в дальнейшем сделать любые отношения уже взрослого человека полноценными и счастливыми. И, что совсем немаловажно, родителям можно рассчитывать на поддержку и заботу только от детей, которые привыкли это делать.
Сейчас, уважаемые коллеги, я прочту вам одно стихотворение:
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
С. Островой
Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность - задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная. И пусть своего рода ориентиром для вас послужат замечательные слова В. А. Сухомлинского:
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Посеять в детских душах доброту, это значит:
- Ласково и только по имени называть детей.
- Учить с детьми стихи о доброте.
- Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
- Не унижать ребенка.
- После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
- Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
- Использовать пословицы о доброте.
- Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему:
В воспитании доброты, милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.
- Рассказывать о добрых поступках детей.
- Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию:
…Педагогическая технология «Дети – волонтеры» - это интересная, увлекательная и позитивная форма работы, которая позволяет прочувствовать и детям, и взрослым свою значимость и нужность. Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Участие детей в социальных акциях может и должно стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.
В заключение, я прочту вам притчу, которая может затронуть души детей:
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что родился он не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем...Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали: растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал: «Все-таки хорошо, что я не крапива…. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку»
…А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы мы не опоздали с этим главным вопросом! Пусть наши дети помнят добро, забывают зло и обиды, пусть они уже в детстве узнают, что добро и любовь мудрее, сильнее зла!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская музыкально-литературная композиция "Пусть миром правит доброта"
Данная композиция направлена на воспитание у детей нравственно-патриотических качеств и на расширение знаний детей о родном городе Луганске,его выдающихся людях,героях Луганщины в процессе музыкально-...
Педагогический проект в средней группе "Пустите в сердце доброту"
Педагогический проектпо социально-коммуникативному развитиюдля детей средней группына тему: «Впустите в сердце доброту»...
Проект "Добру пусть откроется сердце"
Презентация проекта...
Конспект НОД по социально-коммуникативном у и речевому развитию "Пусть в сердце живет доброта"
Занятие для детей старшей группы по совершенствованию представлений о нравственных нормах поведения: доброжелательность, отзывчивости, взаимовыручке, справедливости....
Проектная деятельность Пустите в сердце доброту
Проектная деятельность "Пустите в сердце доброту" старшая группа...
" В пустите в сердце доброту"
Муниципальный конкурс методических разработок по духовно- нравственному воспитанию « Посеять в детских душах доброту» Номинация : Организованная образовательная деятельностьТехнологич...