Индивидуальный подход в воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ
статья (младшая группа)
(из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 115» г. Дзержинск
воспитатели первой категории Зверева Л.Н. Медына И.А.
Цель: Воспитание гармонично развитой личности с творческим мышлением со стремлением ко всему прекрасному.
Задачи:
1. Осуществление индивидуального подхода как наиболее полное выявление индивидуальных способов развития возможностей детей;
2. Укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности;
3. Выделение индивидуальных особенностей и специфических способов развития ребёнка.
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребёнка. Нет совершенно одинаковых детей у каждого свои склонности, особенности, интересы. Работа педагогов МБДОУ «Детский сад № 115», в частности второй группы раннего возраста осуществляется с помощью индивидуального подхода к каждому воспитаннику нашего учреждения.
Сегодня мы живём в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. На данный период времени в системе дошкольного образования проявляются и оформляются новые тенденции: открытость и вариативность образовательных моделей индивидуализация образования детей. Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что является одним из условий ФГОС ДО – это поддержка индивидуальности и инициативы детей. Индивидуальный подход означает, что при ежедневном нахождении ребёнка в группе учитываются потребности каждого ребёнка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, её интерьер, способствует развитию каждого из детей, все предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Здесь работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, входе которых он наблюдает за ребёнком, определяет, на какой стадии тот находится, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуализация является важной задачей, потому, что чем более индивидуален подход, тем более лучше проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребёнка в соответствии с процессом усвоения знаний. При том дети приобретают социальный опыт поведения, компетентность и самоуважение, появляется готовность браться за ещё более трудные задач.
В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации и поддержки развития каждого ребёнка мы, воспитатели второй группы раннего возраста реализовываем поставленные задачи по индивидуальному подходу следующим образом:
Во – первых . Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определённую взаимосвязную систему поддержки развития каждого ребенка для этого разработан следующий план:
1. Составление паспорта группы. Проведение анализа контингента родителей и детей:
В паспорте группы отражается:
· Дата рождения ребёнка
· Количество детей
· Состав семьи
· Жилищные условия проживания семей воспитанников
· Возраст родителей
· Образование родителей
· Место работы родителей
2. Изучение педагогами основ личностно – ориентированного воспитания, установление контакта с детьми. Наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: игровой, творческой, трудовой.
3. Анализ полученной информации;
4. Составление индивидуально – образовательного маршрутов на детей. По результатам педагогической диагностики выявляются дети с низким и высоким уровнем освоения программы. Для проведения индивидуально – образовательного маршрута мы подбираем игры и задания для детей с низким или высоким уровнем развития.
Во – вторых. Наша группа начинается с визитной карточки-раздевалки, где находятся различная информация с рекомендациями и полезными советами для родителей касающаяся воспитания, обучения, здорового образа жизни для их детей. Здесь вы можете посмотреть фотографии, повествующие о жизни детей нашей группы в ДОУ, их достижения. Оформлены стены перед входом в групповую комнату. Одна с фотографиями воспитанников и стихами о каждом. Это поможет создать ощущения у ребёнка, что он не одинок, что его здесь любят и ждут. На противоположной стене при участии родителей наших воспитанников оформлен стенд «Наше творчество» (магнитный). Также родители изготовили для своих детей самодельные магниты, с помощью которых малыши могут самостоятельно закрепить свои первые шедевры на стенде.
Учитывая возраст детей (от 1 – 3 лет), период адаптации наших детей и то, что малыши находятся большую часть времени в саду создали яркую обстановку в групповой комнате привлекающую внимание детей - это цветная мебель и картинки любимых сказочных героев на стенах группы.
Групповая комната поделена на три основных зоны в которых определены центры активности это:
1.Двигательная зона в нашей групповой комнате занимает 50% пространства и содержит следующие центры:
· Центр игровой активности;
· Центр музыкально – театрализованной деятельности;
· Центр конструирования из различных материалов;
· Центр физического развития, территория творчества;
2. Учебная зона в нашей групповой комнате занимает 30% пространства:
· Центр речевого развития;
· Уголок природы куда входят: центр воды и песка, игра «Картины на магнитах»;
· Центр сенсорного и математического развития;
3. Спокойная зона занимает 20% - это часть групповой комнаты, где дети могут отдохнуть смотреть книги, играть в развивающие игры самостоятельно, а также где ребёнок может уединиться и побыть сам с собой или отдохнуть – это « Уголок уединения».
Обстановка в нашей группе, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или выбирают игру, игрушку по своим интересам.
Каждая зона даёт возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в уголке природы, один ребенок будет создавать картину на магнитах, а другой будет экспериментировать с водой или песком. В центре сенсорного и математического развития один ребёнок сложит стаканчики по размеру, тогда как другой предпочтет деревянные пазлы. При таком подходе наши воспитанники могут расти и развиваться в своем собственном темпе.
Мы как воспитатели выступаем в роли помощников для детей, организуем пространство помещения и планируем виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. В распорядок дня включаем различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. В таких условиях идёт постоянное развитие умения детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели.
В – третьих . В своей работе мы используем т одну из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы как групповой сбор. Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и воспитатель обмениваются информацией, реализуют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи группового сбора:
· формирование доброжелательных отношений между детьми,
· создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми,
· создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
· обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
· решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления ;
· формирование мотивации к предстоящей деятельности;
· осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети и воспитатель имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, послушать чтение любимых книг, поиграть в пальчиковые игры. Здесь мы даём проявить инициативу детям, а воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько, например, после завтрака, перед занятиями в центрах активности, или утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов, а так же после дневного сна.
В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как иллюстрации игрушки относящиеся к той или темой занятия, также воспитателем используется магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки. В этом случае мы используем приемы для приглашения детей на групповой сбор такие как:
· Звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиозаписей);
· Любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают подпевать и постепенно собираются все дети;
· Сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;
· Дидактическая игра «Волшебный мешочек», чтение и рассматривание иллюстраций любимой книжки , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;
· Подвижная игра «Паровозик чух – чух – чух», « Ножки, ножки вы куда бежите»: мы с нашими малышами едим на паровозике или бежим во круг стола по группе, приезжают или прибегают на место группового сбора;
· Любимая детьми игра, затеянная на месте сбора «Мишка – шалунишка».
Конечно в нашей группе есть и дети - непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время группового сбора приготовлены спокойное занятия с небольшими передвижениями - это мозаика, картинки половинки, пазлы. Использование таких игр не поощрение или наказание, а проявление индивидуального подхода к ребенку. При этом другим детям мы объясняем, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.
Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:
Подвижная игра «Поезд»: воспитатель и дети – вагончики» двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;
Игровая дорожка: рулон(обоев, разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.
Выставка игрушек: Воспитатель на месте группового сбора. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.
Цветик - семицветик: Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.
После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, групповой сбор. заканчивается и дети от планирования постепенно переходят к выбранным играм.
В – четвёртых. Взаимодействие с семьями воспитанников. Работа с семьёй – это неотемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи. Мы используем следующие формы работы с родителями:
· Подбор рекомендаций, статей, книг, журналов, в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей;
· Индивидуальные беседы по волнующим вопросам о детях, консультации, наглядная агитация в виде папок – передвижек, памяток, информации на стенде в раздевалке;
· Проведение встреч в клубе «Заботливые родители»;
· Проведение родительских собраний с привлечением родителей к творчеству;
· Привлечение родителей к участию в выставках и мероприятиях в ДОУ.
Ещё одна форма используемая в нашей работе по индивидуальному подходу это ведение и накопление материала родителями наших воспитанников «Портфолио дошкольника».
В него включены основные разделы:
· Познакомьтесь – это я
· Карта адаптации в ДОУ
· Моя семья
· Мои достижения
· Мои путешествия
· Портрет моего ребёнка
· Мои друзья
· Дипломы, благодарности, сертификаты за участие в выставках, в жизни в ДОУ, в жизни группы
· Дополнительные разделы выполняемые родителями по собственному желанию
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что индивидуальный подход - важнейший принцип воспитания. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка - чем более индивидуально воспитатели подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа. В нашей группе раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 115» созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детей раннего возраста, а так же каждому воспитаннику предложена возможность проявить индивидуальность и творчество. Создаваемые условия в нашей группе служат интересам и потребностям детей, обогащает развитие детей, побуждает делать сознательный выбор. Наши воспитанники реализовывают собственные инициативы, принимают самостоятельные решения, развивают творческие способности, а также формируют личностные качества и обогащают свой жизненный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ
Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...
презентация на тему "Новые подходы в воспитании детей раннего возраста"
"Развивающая среда для детей в группах раннего возраста"...
"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....
Здоровьесберегающий подход к адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.
Здоровьесберегающий подход к адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
«Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста»
Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.Результаты современных пс...
Современные тенденции и подходы к воспитанию детей раннего возраста с ОВЗ.
Сохранение психического здоровья детей раннего возраста является важной проблемой образовательной практики. По данным психологических исследований неблагоприятные факторы (социальные и биологические) ...