Программа по дополнительному образованию "Я все смогу"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Дюймовочка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я ВСЁ СМОГУ»
Для детей от 6 до 8 лет
(срок реализации программы с 1 октября по 15 мая)
г. Урай, 2022г.
Содержание
I.Пояснительная записка………………………………………..…... | 3 |
II. Цель и задачи программы……………………………………….. | 4 |
III. Материально-технические условия………….…………..……. | 4 |
IV. Содержание программы По направлению «Подготовка к обучению грамоте………..….… | 5 |
По направлению «Математическое развитие»………………….… | 10 |
V. Планируемые результаты……………………………………….. | 14 |
VI. Используемая литература……………………………………… | 15 |
- Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Данная программа позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Я.А.Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сенситивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалеком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем, проявляют интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Я все смогу» является то, что основной задачей ставит формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я всё смогу» состоит из двух разделов. Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте. Второй раздел: развитие математических представлений и логики.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Набор детей в группы по программе «Я всё смогу» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.
Основные принципы работы
- Принцип психологической комфортности
- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности
- Принцип доступности
- Принцип постепенности
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми)
- Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
- Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка)
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие их интеллектуальных способностей, речевого развития, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я всё смогу» разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ)
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МБДОУ «Детский сад№6 «Дюймовочка»
- Цель и задачи программы
Целью программы является всестороннее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуальных способностей через развивающие игры.
Задачи программы:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения)
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начала
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Организация и проведение занятий
Направленность программы: технической
Возрастная группа: от 6 до 8 лет
Наполняемость группы: 5 человек
Количество занятий: 2 раза в неделю по 30 минут
Срок реализации: 8 месяцев
Состав исполнителей: воспитатель
III. Материально-технические условия
Для реализации дополнительной образовательной программы «Я всё смогу» необходимо следующее:
- Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, стулья и столы детские, магнитная доска, музыкальный центр.
- Дидактический материал: сюжетные картинки, дидактические карточки, иллюстративные материалы, букварь, методическая литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийный материал, компьютерные программные средства.
- Раздаточные материалы: ножницы, клеевой карандаш, тетради в клетку 6 см. x 6 см., цветные карандаши, гелевые ручки, карточки с буквами, числовые карточки, наборы цифр, магнитные математические знаки, карточки-заготовки.
- Содержание программы
Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала ребенка.
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного Д.Б.Элькониным и доработанного Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде
прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждая НОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем). Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв. Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. На первых ООД по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат. На последующей НОД дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным. Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное
ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове. Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю. На последующей НОД дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ. На заключительных НОД закрепляются полученные знания. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву. В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
№ | Учебно-тематический план |
1 | Звук и буква «А». Познакомить с гласным звуком (А) и его цветовым обозначением. Учить определять место звука (А) в словах и на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове. Познакомить с буковой А как в письменном обозначении звука (А) и писать на схеме букву А в месте, где слышится звук (А) (в начале, середине, конце слова). Формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
2 | Звук и буква «О» Познакомить с гласным звуком (О) и его условным обозначением. Учить определять место звука (О) в словах и обозначать на схеме красным квадратом. Познакомить с буквой (О) как письменным обозначением звука (О). Учить писать букву О, используя образец |
3 | Составление рассказа с элементами фантазии: «Путешествие осеннего листочка». |
4 | Звук и буква «У» Познакомить с гласным звуком (У) его условным обозначением. Учить определять место звука (У) в словах, интонационно выделять звук (У) в словах и обозначать на схеме красным квадратом. Учить внимательно слушать стихотворение и на слух выделять слова со звуком (У). |
5 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ежик» (5 картинок) - формирование навыков выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках серии, и составления на этой основе устного рассказа. |
6 | Составление рассказов по темам: «Мой питомец» - составление описательного монолога с опорой на план-схему. |
7 | Звук и буква «Ы». Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком (Ы) и его условным обозначением. Учить определять место звука, интонационно выделять звук в славах и обозначать место звука в слове на схеме. Познакомить с буквой (Ы). Учить писать букву (Ы) сначала по точкам, затем самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
8 | Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного материала. Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закрепить знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закрепить умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закрепить умение писать печатные гласные буквы. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Заучивание стихотворения И. Бунина «Первый снег» - развитие интонационной выразительности речи, памяти. |
9 | Звук и буква «Л».Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Познакомить с согласным звуком (Л) и его условным обозначением – синим квадратом. Учить определять место звука, интонационно выделять звук в словах и обозначать на схеме - синим квадратом. Познакомить с буквой Л и ее письменным обозначением. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ. Учить писать букву сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить делить слова на слоги. Учить понимать учебную задачу. |
10 | Игра «Сложи картинку и расскажи» - продолжать формирование навыков выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках серии, и составления на этой основе устного рассказа. |
11 | Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение. Познакомить с согласным звуком (М) и его условным обозначением – синим квадратом, учить определять место звука в словах. Учить писать букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить писать слова из пройденных букв – МАМА, МЫЛО. Учить проводить звуковой анализ слов разделяя на гласные и согласные. Учить понимать учебную задачу. |
12 | Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слогов. Познакомить с согласным звуком (Н) и его условным обозначением – синим квадратом. Учить определять место звука в словах, интонационно выделять звук в словах и обозначать на схеме красным квадратом. Учить писать букву Н используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЭ, НЫ. Учить читать слова – ЛУНА, МЫЛО. |
13 | Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложением чтение предложений. Познакомить с согласным звуком (Р) и его условным обозначением – синим квадратом. Учить определять место звука (Р) в словах. Учить писать букву Р, сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЭ, РЫ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором написан слог. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Просмотр видеофильма «На Северном полюсе» и составление рассказа «Белые медведи». |
14 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слов и слогов. Продолжать соотносить звук и букву. Учить читать написанное слово РАМА. Закреплять умение различать гласные и согласные. Способствовать развитию фонематического слуха. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать навыки самоконтроля. |
15 | Звук и буква «Я». Чтение слогов, слов и предложений. Познакомить с гласным звуком (Я) и его условным обозначением – красным квадратом. Учить определять место звука в словах. Учить писать букву Я, используя образец. Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с мягкими согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленым квадратом. Учить читать слова и предложения, схематически их записывать. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пограничники» |
16 | Звук и буква «Ю». Чтение слогов, слов. Познакомить с согласным звуком (Ю) и его условным обозначением – красным квадратом. Учить читать слоги и слова. Продолжать учить знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ и их условным обозначением- зеленым квадратом. Составление рассказа по теме: «Мой любимый вид спорта» - уточнить представления детей о классификации видов спорта, продолжать учить составлять описательный монолог. |
17 | Звук и буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений. Познакомить с гласным звуком (Е) и его условным обозначением – красным квадратом. Учить писать букву Е, используя образец. Учить читать слоги слова. Продолжать учить знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ и их условным обозначениемзеленым квадратом. Учить читать слова и слоги. Составлять предложения из трех слов по картинке и записывать его условным обозначением. |
18 | Звук и буква «Ё». Чтение слогов, слов. Познакомить с согласным звуком (Ё) и ее условным обозначением – красным квадратом. Учить писать печатную букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать учить знакомить с согласными МЬ, ЛЬ,РЬ,НЬ и их условным обозначением- зеленым квадратом. Продолжать соотносить звук и букву. Работа по серии картинок «Продолжи рассказ с опорой на картинки»-формирование навыков повествовательной речи с опорой на серии картинок, развитие фантазии. |
19 | Звуки В-Ф, В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В.Ф. Чтение слогов, предложений. Познакомить с согласными звуками (В-Ф) как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами В, Ф как письменными знаками звуков В, Ф и ВЬ,ФЬ. Учить писать печатные буквы В, Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных. Познакомить с мягкими звуками ВЬ, ФЬ. Учить писать слова, проводить фонематический разбор. |
20 | Звуки З-С, З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З,С, Чтение слогов, слов. Познакомить с согласными звуками (З,С) как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами З,С как письменными знаками звуков З,С и ЗЬ,СЬ. Учить писать печатные буквы З, С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+10 гласных, с С+10 гласных. Учить писать слова. Развивать внимание, память, логическое мышление. Составление рассказа по теме: «Ранняя весна» |
21 | Звуки Б-П, Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, слов и предложений. Познакомить с согласными звуками (Б,П) как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквой Б, П, как письменными знаками букв Б,БЬ и П,ПЬ. Учить писать печатные буквы Б,П, сначала по точкам, потом самостоятельно. Учить читать слоги с Б+10 гласных, П+10 гласных. Совершенствовать навыки чтения слов и предложений. |
22 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов и предложений. Познакомить с согласными звуками (Х) и (ХЬ) как глухим согласным. Познакомить с письменным обозначением звуков Х и ХЬ. Учить писать печатную букву Х, сначала по точкам, потом самостоятельно. Учить читать слоги с Х+ 10 гласных. Совершенствовать навыки чтения слогов , слов и предложений. Учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение). Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
23 | Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов. Приучать внимательно слушать стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить со звуками (Ж, Ш) как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Ж, Ш, как письменными знаками всегда твердых звуков. Учить писать печатные буквы Ж, Ш сначала по точкам, затем самостоятельно. Совершенствовать навыки чтения слов и предложений. Развивать внимание, память, логическое мышление. Описательные рассказы. «Мой любимый цветок». |
24 | Звуки и буквы Ч и Щ. Чтение слогов, слов. Познакомить с согласными звуками ( Ч) и (Щ) как глухими согласными . Познакомить с письменным обозначением звуков Ч и Щ - зеленым квадратом ( как звуками всегда мягкими и глухими.) Учить писать печатные буквы Ч и Щ , сначала по точка, затем самостоятельно. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов ( бычок, бочок ). Формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
25 | Звук и буквы Ц. Чтение слогов и стихотворных текстов. Познакомить с согласным звуком (Ц) как глухим согласным. Познакомить с буквой Ц, как письменным знаком всегда твердого звука (Ц). Учить писать букву Ц сначала по точкам, затем самостоятельно. Совершенствовать навыки чтения слов и предложений. Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. Саврасова «Грачи прилетели». |
26 | Буква и звук Й. Чтение слогов и стихотворных текстов Познакомить с согласным звуком (Й) как всегда звонким и мягким согласным. Познакомить с письменным обозначением звука (Й). Учить писать печатную букву Й, сначала по точкам, затем самостоятельно. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. |
27 | Буква Ь. Чтение слов и стихотворных текстов. Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха. Познакомить с печатной буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навыки чтения. Учить писать слова. Продолжать соотносить слово с его графическим изображением. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
28 | Чтение слов и предложений. Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха. Продолжать учить писать названия предметов. Учить писать слова и совершенствовать навыки чтения, дописывать подходящее по смыслу слово. Учить разгадывать ребусы. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
29 | Рассмотреть вместе с ребенком картинки, назвать их. Закрепить в словаре обобщающее понятие «школьные принадлежности». Составление рассказа «Когда я стану школьником, то…» |
30 | Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить его с названиями домашних птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними, чем кормит и где содержит? Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы». Итоговое занятие. |
Общее количество - 30 занятий |
По направлению «Математическое развитие»
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.). Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами. Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно-временные понятия Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Геометрические фигуры и величины. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин.
№ | Учебно-тематический план |
1 | Развитие концентрации внимания «Какие предметы спрятаны», «Зашумленные картинки», «Путанка», «Двойственное изображение» - поиск 6(8) предметов, наложенных друг на друга. |
2 | Масса предмета, логические задачи. Устанавливать закономерность при решении логической задачи; измерению массы предмета; преобразовывать геометрические фигуры; проводить в тетрадях короткие и длинные горизонтальные линии на расстоянии одной клетки друг от друга. Закрепить состав числа 4 из двух меньших чисел. |
3 | Упорядочивание предметов по размеру, знак «=».Учить объединять фигуры в множества по трем, четырем признакам; упорядочивать предметы по размеру; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе, используя знак «=»; решать арифметические задачи-иллюстрации; чередовать изображение прямых горизонтальных линий и точек в тетрадях. Игра путешествие во времени «12 месяцев» - закрепить понятие о месяцах. |
4 | Преобразование фигур. Учить: распознавать и преобразовывать геометрические фигуры; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе используя знак «=»; рисовать в тетрадях наклонные линии по диагонали клетки. Закрепить: знания о количественных отношениях в натуральном ряде чисел; составление числа 5 из двух меньших чисел. «Дорисуй гирлянды»- развитие логического мышления и мелкой моторики рук. |
5 | Ориентировка в пространстве, состав числа 6 из двух меньших чисел. Игры на развитие внимания «Найди 7 отличий» |
6 | Состав числа 7 из двух меньших чисел, придумывание задач. Игра путешествие во времени «Часы и время» - учить ориентироваться во времени, определять время по часам (презентация) |
7 | Равенства и неравенства нескольких групп предметов; Учить: определять равенство и неравенство нескольких групп предметов; преобразовывать геометрические фигуры; определять место числа среди других чисел ряда; соединять короткие прямые линии, изображая квадрат и прямоугольник в тетрадях. Закрепить составление числа 8 из двух меньших чисел. Игры на развитие внимания «Найди 10 отличий» |
8 | Счет в прямом и обратном порядке. Учить: решать логические задачи; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе; определять место числа, среди других чисел ряда. Закрепить: составление числа9 из двух меньших чисел; количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке; рисование квадратов и наклонных линий в тетрадях. «Нарисуй такие же фигуры» - развитие мелких мышц пальцев руки, глазомера. |
9 | Состав числа 10 из двух меньших чисел. Учить: сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе; определять место числа среди других чисел ряда; решать логические задачи; технике вертикальной штриховки в тетрадях. Закрепить составление числа 10 из двух меньших чисел. «Танграм»- развивать умение работать со схемой. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Развитие аналитических способностей, интереса, сообразительности, творческого мышления. |
10 | Временные отношения, логические игры. Учить: определять зависимость при делении целого на части; работать с логическими играми; технике горизонтальной штриховки в тетрадях. Продолжить знакомство со схемами. Закрепить: знания о временных отношениях; умение работать в тетрадях. Игра путешествие во времени «Часы и время» - закрепление умений ориентироваться во времени |
11 | Работа по образцу «Нарисуй такую же картинку»- воспитание умения сопоставлять выполненную работу с образцом (Чем похожи и чем отличаются образец и твоя работа). |
12 | Алгоритм, решение задач со знаками «+», «-», «=». Учить: пользоваться простыми алгоритмами; решать задачи и составлять примеры со знаками «+», «-», «=»; сравнивать величины по глубине. Совершенствовать классификацию геометрических фигур. Закрепить умение штриховать квадрат в разных направлениях в тетради. |
13 | Многоугольник. Дать детям понятие о многоугольниках. Учить: пользоваться простыми алгоритмами; ориентироваться на листе бумаги; решать простейшие задачи и примеры. Закрепить знание цифр и соотнесение их с числом. Корректурные пробы – развитие внимания. |
14 | Игры на ориентировку в пространстве «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет» - учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. |
15 | Деление целого на части, цифры. Закрепить: определение зависимости при делении целого на части; знание цифр; названия дней недели. |
16 | Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5, совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя, совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов. |
17 | Игра путешествие во времени «Веселый распорядок дня»- закрепление знаний о временных отрезках, продолжать учить понимать время по часам, соотносить с распорядком дня. Продолжать знакомить с делением круга на четыре равные части, развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов |
18 | Учить делить квадрат на две равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. Развитие зрительной памяти («Повтори за мной», «10 слов», «Цепочка слов», «Бабушка собирала в чемодан») |
19 | Познакомить с делением квадрата на четыре равные части, продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой мускулатуры руки «Обведи по контуру», «Дорисуй картинку» |
20 | Схемы, состав числа из двух меньших чисел. Учить: выполнять действия по знакомым обозначениям; определять зависимость при делении целого на части; рисовать дуги в одной и двух клетках в тетрадях. Закрепить: составление чисел 7,8 из двух меньших чисел; умение решать логические игры и головоломки. Игра на развитие памяти «Что изменилось» - развитие зрительной памяти. |
21 | Сложение и вычитание чисел (по одному). Учить: создавать силуэты из геометрических фигур; сравнивать величины по глубине. Продолжать учить сложению и вычитанию чисел (по одному); выполнять задания в логических играх; рисованию дуг и прямых горизонтальных линий в тетрадях. |
22 | Колумбово яйцо. Учить: создавать силуэты из геометрических фигур; классифицировать геометрические фигуры по двум свойствам; определять зависимость при делении целого на части. Совершенствовать умение рисовать прямые линии и дуги, создавая предметное изображение в тетрадях. Развивать логическое мышление с помощью логических игр. |
23 | Количественный и порядковый счет, сложение и вычитание чисел. Продолжать учить сложению и вычитанию чисел (по одному). Закрепить: навыки количественного и порядкового счета; умение ориентироваться на плане. Совершенствовать умение классифицировать геометрические фигуры. «Расшифруй ребус» – познакомить с правилами расшифровки ребусов, развитие мышления. |
24 | Симметричное расположение предметов на плоскости. Учить: подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям; симметричному расположению предметов на плоскости; сравнивать величины по объему. Продолжать учить детей создавать в тетрадях сюжетные композиции при помощи прямых и наклонных линий. Закрепить сложение и вычитание чисел (по одному). «Выбери фигуру» - определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру. |
25 | Знакомство с линейкой. Учить: создавать геометрические фигуры с использованием линейки; симметричному расположению предметов на плоскости; подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям. Закрепить умение рисовать предметы разной конфигурации, используя разные виды штриховки, заштриховывать изображения в тетрадях полностью или частично в соответствии с инструкцией. |
26 | Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов. Количество и счет: математические знаки, состав числа из двух меньших. Продолжать учить отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; дорисовывать треугольники до знакомых предметов. «Расшифруй ребус» – продолжать знакомить с особенностями расшифровки ребусов, развитие мышления. |
27 | Преобразование геометрических фигур с использованием линейки. Учить преобразовывать геометрические фигуры с использованием линейки. Закрепить: умение составлять число из двух меньших чисел; умение ориентироваться в пространстве. Продолжать упражнять в создании предметных изображений в тетрадях, используя прямые линии и технику штриховки. |
28 | Монеты. Дать представление о денежной единице; познакомить детей с монетами достоинством 1,5,10 копеек; учить различать понятие «копейка», «монеты»; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; развивать внимание, мелкую моторику мышц пальцев рук. Игры на логическое мышление «Заполни таблицу» - развитие логического мышления и внимания. |
29 | Деньги. Бумажные купюры. Познакомить детей с бумажными купюрами достоинством 10 рублей, монетами достоинством 1,2,5, рублей; уточнить понятие «дороже», «дешевле»; продолжить обучение составлению сложносочиненных предложений с союзом а; развивать логическое мышление, наблюдательность, умение излагать свои мысли понятно для окружающих. |
30 | Математический КВН. Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки. Решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы. Закреплять знания о весенних месяцах. Календарь. Продолжать учить определять по календарю число и день недели. Год, месяц, неделя, сутки. |
Общее количество - 30 занятий |
- Планируемые результаты
В процессе реализации программы дети обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.
Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы по запросам родителей.
- Список литературы
1. Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. – М., 2009
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
4. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М., 1991
5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
6. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
7. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения
математике. – М., 1994.
8. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1978.
9. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс,
1998
10. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
11. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: Акалис, 1996.
13. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.:
Ювента, 2001
14. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента,
2005. – 48 с.
15. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
17. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. – Тула, 1993
18. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
19. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.
20. От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
21. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
22. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
23. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа "Я все сумею все смогу"
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 5-7 лет по образовательной ситуации «Я все сумею все смогу» и направлена на реализацию ...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...