Практикум на тему «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»
материал

Кульмаметова Ольга Александровна

Тема: «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Все мы педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Что такое безопасность детей и как ее обеспечить нашим детям?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Как говорила Н.К. Крупская:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».
И я сегодня, тоже предлагаю вам поиграть…

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред бедою нельзя отступать,

Наши знания вы получите

И умейте вы их применять.

- Уважаемые коллеги предлагаю вам небольшую разминку, надо быстро закончить строчку, которую я начну.

(За правильный ответ участник РМО получает жетон – красного, желтого или зеленого цвета, тем самым все участники распределяются по командам)

Раз, два, три, четыре, у кого пожар в …  квартире?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… утюг.

Красный отблеск пробегает, кто со спичками… играет.

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… газом.   

Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег …листву?

Кто в огонь бросал, при этом, незнакомые … предметы?

Кто с огнем неосторожен, у того пожар … возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с … огнем!

Не играй с сестричками – маленькими… спичками.

Он всегда помочь успеет, и огонь он … одолеет.

Знай ребенок и родитель, это друг…огнетушитель.

Их огнем не испугать, им к огню … не привыкать!

Он победит огонь коварный, а зовут его… пожарный.

Дым увидел – не зевай, и пожарных …  вызывай.

Дым, пожар горит, не стой! Заливай скорей …водой.

Если что-то загорится, то пожарная … примчится.

Вы запомните, друзья, что с огнем шутить…Нельзя!

Кто самый внимательный на пляже? (спасатель)

Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? (до буйков)

Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке на водоем? (спасательный жилет)

Помнит каждый гражданин – спасенья номер …ноль один.

- Я предлагаю Вам присесть за 3 стола. (на каждом столе стоят таблички: красный, желтый и зеленый)

- По цвету фишек садимся за столы.
Я предлагаю вам выбрать конверт, который соответствует цвету вашего стола. Пожалуйста, откройте свои конверты…
Все мы с вами в работе с детьми и в работе используем различные методы, приемы и формы обучения.

У каждой команды в конверте задание, все задания и приемы решения их разные, предлагаю вам изучить и представить коллегам свое задание.

(Коллеги изучают задание… по готовности начинают представлять)

В первом конверте «Прием имитационное моделирование»

- Знакомимся с этой ситуацией, распределяем роли, и затем уже обыгрываем данную ситуацию.

(Участники надевают на голову маску с изображением. Выполняют действия в соответствии с ролью)

  • телефон (звонит)
  • пожарный рукав (изображает действия подачи воды)
  • огонь (полыхает, горит)
  • пожарный (спасает, тушит и т. д.)
  • ребенок ….

Ситуация «Один дома»

«Как-то дома Ванечка самолётик мастерил. Мастерил, мастерил, засиделся допоздна. Тут по неведомой причине в целом доме свет погас. Не беда сказал Ванюша и за спичками пошел, и при свечке можно самолетик мастерить. Зажигал он, зажигал свечку в темноте. Вместо свечки, почему-то загорелись занавески. Дым заполнил всю квартиру, распоясался Огонь. Убежал он быстро с кухни и забрался под кровать. Тут увидел под кроватью Телефонный аппарат. Вспомнил вдруг знакомый номер: 101. Быстро цифры он набрал. Тут приехала машина, вышел дяденька большой. Он Пожарный назывался. Размотал Рукав он быстро и огонь он потушил. Отыскал он под кроватью испугавшегося Ваню. Вытер Ване слезы и сказал он вот такие задушевные слова:

«Дети, Машеньки и Вани, дорогие вы мои! Это надо бы запомнить, ну а лучше записать! Спички детям не игра. И пожалуйста, не прячьтесь при пожаре под кровать. А, пожалуйста, звоните 101».

Во втором конверте «Прием схематизация»

- Вам, участники второй команды, нужно зачитать небольшой отрывок, содержащий ситуацию, связанную с безопасностью поведения и схематизировать её. Затем используя условные знаки необходимо составить последовательность того, что происходило в произведении. После этого надо рассказать, что нарисовано на схеме и обсудить, что необходимо было сделать, чтобы предотвратить сложившуюся ситуацию.

После прочтения необходимо из условных знаков, которые лежат у вас на столе, последовательно составить схему того, что происходило в произведении.

Зачитывается произведение, Хвастунья (Нина Стожкова)
- Ваша задача внимательно прочитать и запомнить всех героев и предметы, которые прозвучат в стихотворении. Затем используя условные знаки необходимо составить последовательность того, что происходило в произведении и пересказать.
А у папы моего
Много разного всего:
И новейший телефон,
И старинный граммофон.
А у мамы, а у мамы
Есть компьютер модный самый,
А серёжек и колец –
Целый бархатный ларец.
И у бабушки картина
Стоит больше, чем машина.
Не квартира – красота,
Но сегодня пустота.
Воры вынесли картину,
И шкатулку, и старинный,
Чуть скрипящий граммофон,
И новейший телефон.
Как они про всё узнали?
Будто план им в руки дали!
Не могу никак понять
Кто сумел всё разболтать?
-Как вы думаете, почему вынесли все из квартиры? (Потому, что ребенок сам рассказал людям, о том, что имеется у них в квартире)
-А какое правило безопасности необходимо соблюдать, чтобы не произошла такая ситуация? (Не рассказывать людям, что есть у тебя и твоих близких дома).

В третьем конверте игра «Что, где, когда»

Вашей команде нужно найти ответ на вопрос игровых персонажей. Познакомьтесь с ситуациями, разгадываете героя, затем надеваете маску и находите в конверте правильный совет.

Ситуация 1

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.  

(Змей Горыныч)

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.                  

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно!

Ситуация 2

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк)

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Ситуация 3

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик)

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Ситуация 4

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят)

Ответ:

Звонят или постучали,

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.   

Ситуация 5

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка)

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только полицейскому свой адрес сообщите.

Ситуация 6

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка)

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.

 

 

      

Итак, коллеги, такие приемы помогают детям представить (вообразить) в уме ситуацию, выявить причину или проблему, сложившуюся в этой ситуации, вместе с педагогом проанализировать ошибки и определить правила безопасного поведения, близко воспроизводящих реальную обстановку дошкольники будут себя чувствовать намного увереннее в реальных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад

«Золотой петушок»

Практикум на тему

 «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»

Подготовила воспитатель

Кульмаметова Ольга Александровна

с. Каскара, 2023 год

Тема: «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка. 

Все мы педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Что такое безопасность детей и как ее обеспечить нашим детям?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Как говорила Н.К. Крупская:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».
И я сегодня, тоже предлагаю вам поиграть…

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред бедою нельзя отступать,

Наши знания вы получите

И умейте вы их применять.

- Уважаемые коллеги предлагаю вам небольшую разминку, надо быстро закончить строчку, которую я начну.

(За правильный ответ участник РМО получает жетон – красного, желтого или зеленого цвета, тем самым все участники распределяются по командам)

Раз, два, три, четыре, у кого пожар в …  квартире?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… утюг.

Красный отблеск пробегает, кто со спичками… играет. 

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… газом.   

Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег …листву?

Кто в огонь бросал, при этом, незнакомые … предметы?

Кто с огнем неосторожен, у того пожар … возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с … огнем!

Не играй с сестричками – маленькими… спичками.

Он всегда помочь успеет, и огонь он … одолеет.

Знай ребенок и родитель, это друг…огнетушитель.

Их огнем не испугать, им к огню … не привыкать!

Он победит огонь коварный, а зовут его… пожарный.

Дым увидел – не зевай, и пожарных …  вызывай. 

Дым, пожар горит, не стой! Заливай скорей …водой.

Если что-то загорится, то пожарная … примчится.

Вы запомните, друзья, что с огнем шутить…Нельзя!

Кто самый внимательный на пляже? (спасатель)

Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? (до буйков)

Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке на водоем? (спасательный жилет)

Помнит каждый гражданин – спасенья номер …ноль один.

- Я предлагаю Вам присесть за 3 стола. (на каждом столе стоят таблички: красный, желтый и зеленый)

- По цвету фишек садимся за столы.
Я предлагаю вам выбрать конверт, который соответствует цвету вашего стола. Пожалуйста, откройте свои конверты…
Все мы с вами в работе с детьми и в работе используем различные методы, приемы и формы обучения.

У каждой команды в конверте задание, все задания и приемы решения их разные, предлагаю вам изучить и представить коллегам свое задание.

(Коллеги изучают задание… по готовности начинают представлять)

В первом конверте «Прием имитационное моделирование»

- Знакомимся с этой ситуацией, распределяем роли, и затем уже обыгрываем данную ситуацию.

(Участники надевают на голову маску с изображением. Выполняют действия в соответствии с ролью)

  • телефон (звонит)
  • пожарный рукав (изображает действия подачи воды)
  • огонь (полыхает, горит)
  • пожарный (спасает, тушит и т. д.)
  • ребенок ….

Ситуация «Один дома»

«Как-то дома Ванечка самолётик мастерил. Мастерил, мастерил, засиделся допоздна. Тут по неведомой причине в целом доме свет погас. Не беда сказал Ванюша и за спичками пошел, и при свечке можно самолетик мастерить. Зажигал он, зажигал свечку в темноте. Вместо свечки, почему-то загорелись занавески. Дым заполнил всю квартиру, распоясался Огонь. Убежал он быстро с кухни и забрался под кровать. Тут увидел под кроватью Телефонный аппарат. Вспомнил вдруг знакомый номер: 101. Быстро цифры он набрал. Тут приехала машина, вышел дяденька большой. Он Пожарный назывался. Размотал Рукав он быстро и огонь он потушил. Отыскал он под кроватью испугавшегося Ваню. Вытер Ване слезы и сказал он вот такие задушевные слова:

«Дети, Машеньки и Вани, дорогие вы мои! Это надо бы запомнить, ну а лучше записать! Спички детям не игра. И пожалуйста, не прячьтесь при пожаре под кровать. А, пожалуйста, звоните 101».

Во втором конверте «Прием схематизация»

- Вам, участники второй команды, нужно зачитать небольшой отрывок, содержащий ситуацию, связанную с безопасностью поведения и схематизировать её. Затем используя условные знаки необходимо составить последовательность того, что происходило в произведении. После этого надо рассказать, что нарисовано на схеме и обсудить, что необходимо было сделать, чтобы предотвратить сложившуюся ситуацию.

После прочтения необходимо из условных знаков, которые лежат у вас на столе, последовательно составить схему того, что происходило в произведении.

Зачитывается произведение, Хвастунья (Нина Стожкова)
- Ваша задача внимательно прочитать и запомнить всех героев и предметы, которые прозвучат в стихотворении. Затем используя условные знаки необходимо составить последовательность того, что происходило в произведении и пересказать.
А у папы моего
Много разного всего:
И новейший телефон,
И старинный граммофон.
А у мамы, а у мамы
Есть компьютер модный самый,
А серёжек и колец –
Целый бархатный ларец.
И у бабушки картина
Стоит больше, чем машина.
Не квартира – красота,
Но сегодня пустота.
Воры вынесли картину,
И шкатулку, и старинный,
Чуть скрипящий граммофон,
И новейший телефон.
Как они про всё узнали?
Будто план им в руки дали!
Не могу никак понять
Кто сумел всё разболтать?
-Как вы думаете, почему вынесли все из квартиры? (Потому, что ребенок сам рассказал людям, о том, что имеется у них в квартире)
-А какое правило безопасности необходимо соблюдать, чтобы не произошла такая ситуация? (Не рассказывать людям, что есть у тебя и твоих близких дома).

В третьем конверте игра «Что, где, когда»

Вашей команде нужно найти ответ на вопрос игровых персонажей. Познакомьтесь с ситуациями, разгадываете героя, затем надеваете маску и находите в конверте правильный совет.

Ситуация 1

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.  

(Змей Горыныч)

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.                  

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно!

Ситуация 2

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк)

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Ситуация 3

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик)

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Ситуация 4

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится? 

(Семеро козлят)

Ответ:

Звонят или постучали,

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.   

Ситуация 5

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка)

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только полицейскому свой адрес сообщите.

Ситуация 6

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка)

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.

      

Итак, коллеги, такие приемы помогают детям представить (вообразить) в уме ситуацию, выявить причину или проблему, сложившуюся в этой ситуации, вместе с педагогом проанализировать ошибки и определить правила безопасного поведения, близко воспроизводящих реальную обстановку дошкольники будут себя чувствовать намного увереннее в реальных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» (с применением ЭОР)

Конспект совместной образовательной деятельности  по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» с использованием интерактивной доски...

Образовательная деятельность по формированию основ безопасности "Наш друг - Светофор"

Цель организованной образовательной деятельности: познакомить детей со светофором; формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, ...

Проектная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности"

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.Опас...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...