консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"
консультация
консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»
г.о. Спасск - Дальний
Организация проектной деятельности в детском саду
(консультация для педагогов)
Составила:
Мокина Валентина Николаевна,
старший воспитатель
2022г.
Проектная деятельность в детском саду в настоящий момент является основой абсолютно любой деятельности. Проектный метод в педагогике укрепил свои позиции не так давно, хотя корни его уходят достаточно далеко. Метод проектов появился в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить. Хотя первое упоминание принципа проектов было замечено еще у Сократа. И вот наконец-то проекты крепко вошли в нашу жизнь, в том числе и педагогическую ее отрасль.
Для того, чтобы грамотно подойти к проектному методу, нужно четко понимать, что же это такое. Долго читая и изучая всевозможные формулировки, для себя истину я нашла в определении проекта в управленческой сфере: Проект в управленческой деятельности (соответствует англ. project от лат. projectus «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд») — временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата . Конечно, это определение не дает четкого понятия как же нам работать с проектами, но, я поняла, в каком направлении надо двигаться. Нужно двигать вперед, не ограничивая себя написанием стандартного календарного плана в ДОУ. Нужно создать такой план, который с одной стороны будет детально и пошагово продуман, а с другой стороны он должен быть инициирован всеми участниками образовательного процесса. Т.Е. мы должны заниматься не тем, что я придумала и захотела, а тем, что хотят, в чем нуждаются дети, родители. Вот такой парадокс, я должна запланировать и разработать, но дети должны: «придумать». Как же быть? Значит я должна придумать, ненавязчиво подтолкнуть, навести их на мысль, а потом уже всем вместе ее реализовывать. Таким образом участник проекта становятся мотивированы. И мы готовы к созданию уникального продукта, который является результатом проекта.
Организация проектного метода в ДОУ начинается с его полного понимания. Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Существует подробная классификация проектов, ее можно найти в различных источниках, в том числе и в ЭОР, подробнее остановлюсь на этапах организации проектной деятельности.
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей. После составления совместного плана действий начинается
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.
Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Другими словами, при организации проектной деятельности в ДОУ, нужно понимать, что одинаково важны все участники образовательного процесса. Научив детей, и даже в какой-то мере их родителей, решать таким образом проблемные ситуации, мы вырастим полноценную, всесторонне и разносторонне, социализированную личность.
Литература:
ЭОР – журнал: «Педагогическая копилка»,
ЭР – Википедия,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...
консультация для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...