РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И СЕМЬЕ
статья
Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Дошкольный возраст- самый благоприятный возраст для развития творческих способностей, а творческая деятельность ребёнка- первый основапологающий этап присвоения социокультурного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_cherez_teatralnuyu_deyatelnost.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И СЕМЬЕ
В современных условиях на государственном уровне обращено повышенное внимание к творческому потенциалу человека, а наука и практика нацелены на развитие качеств творческой личности. Это во многом продиктовано стремительным научно–техническим прогрессом в мире, информатизацией и цифровизации практически всех сфер хозяйственной деятельности, что не могло не коснуться системы дошкольного и основного образования в нашей стране. Среди качеств человека будущего представлено умение самообучаться, быстро ориентироваться в непрекращающемся потоке информации, нестандартно мыслить в ситуации неопределенности и эффективно применить полученные знания и навыки на практике.
Проблема развития общих и специальных способностей не нова для психологии и педагогики. Понятия творчества и творческих способностей, как показал анализ научных источников, тесно взаимосвязаны. С позиции Дж. Гилфорда и Э. Торренса понятие «творчество» можно понимать как специфический вид деятельности индивида или группы, а ее результат – рождение качественно нового, оригинального материального или духовного продукта. Один из исследователей творческих способностей, К.Роджерс, выделял отличительную склонность определенной части популяции к формированию оригинальных мыслей и нестандартных способов решения задач, нестандартного самовыражения и т.д. Г.Айзенк в своих исследованиях описал установку человека на изобретательство и творческий подход к делу. Несмотря на то, что эти вопросы освещены во многих научных работах, Н.А.Телепнева считает, что данный феномен в дошкольной педагогике еще полностью не изучен
Изучение развития творческих способностей человека происходило параллельно с исследованиями особенностей проявлений творчества и креативности в разные возрастных этапах. Способность к созидательной деятельности проявляется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать себя и внешний материальный мир. Мы разделяем точку зрения В.А. Ивановой, что каждый ребенок с момента своего рождения обладает определенными задатками к творчеству. Способности к конкретной деятельности могут проявиться в дальнейшем ходе индивидуального развития, при содействии родителей и социального окружения. Не последнее место отводится генетическим факторам. Вместе с тем, родителям важно наблюдать за поведением и интересами своего ребенка, чтобы не пропустить так называемые сенситивные периоды, когда детская психика наиболее пластична и восприимчива для воспитательного воздействия и специальной тренировки
В дошкольном возрасте все дети открыты для познания, получения эмоциональных впечатлений и любого опыта. Ведущая деятельность – игровая позволяет дошкольникам пробовать свои силы, каждый день, открывая мир, проявляя неподдельный интерес ко всему для них новому. Благодаря игре и игровым технологиям можно развивать их творческие способности, расширяя горизонты познания жизни. Каждая группа творческих способностей находит себя к разных областях человеческой деятельности. Здесь требуется индивидуально–личностный подход к подбору занятий, наиболее близких интересам и потребностям ребенка. Большинство дошкольников желают быть в центре внимания и получать положительные оценки и одобрение родителей и воспитателей детского сада. И, как пишет О.Н. Бекаева, они с удовольствием включаются в театрализованную деятельность, если она организована в игровой форме или в какой–то степени связана с игрой. Театрализованная деятельность понятна и доступна для дошкольников по ряду оснований, в первую очередь, потому что ее основой является игра. Игра актерская, живая, яркая и насыщенная позитивными эмоциями оригинальными идеями. Даже робкий и неуверенный в себе ребенок может перевоплотиться в любимого персонажа и стать смелым, сильным, шустрым и целеустремленным героем, тем самым, формируя и закрепляя в себе ценные нравственные качества личности Базовым принципом организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении считается принцип развивающего обучения в соответствии с закономерностями общего, личностного и социального развития ребенка–дошкольника. Театрализованная деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения или в семье, отмечается Л.Ф. Эннановой, способствует развитию речи, социально–коммуникативных навыков, познавательных процессов, самостоятельности, активности и инициативности. Дети могут импровизировать, придумывая для себя тексты выступлений и небольшие стихотворения, подбирают вместе с родителями элементы сценического костюма и выразительные средства для создания образа. Они тренируют интонацию, изменяя мимику, жесты, позы, движения. Активно включается память, фантазирование, мышление и творческое воображение Театрализованные игры проходят в парах, в тройках и в больших по размеру группах детей дошкольного возраста. В психолого–педагогической литературе представлены следующие условия активизации творческих способностей детей в театрализованных играх: «погружение» в театрализованное действие, апробация различных вариантов проживания ролей, подбор и/или создание индивидуального костюма в соответствие с ролью и особенностями юного актера. Педагог на занятиях с детьми прочитывают тексты художественных произведений, обсуждают и ставят драматизацию фрагментов сказок, рассказов, мультфильмов и т.д. Дети пересказывают их содержание своими словами, выделяют отличительные характеристики героев, готовят костюмы и грим. Подбирают музыкальное сопровождение, разучивают театральные этюды и проводятся элементы тренинга актерского мастерства. Как показывает практика, наибольший эффект достигается при организации совместной работе с родителями воспитанников, когда мамы и папы выступают в роли помощников режиссера–постановщика, костюмера, оператора, а также играют сами в детском любительском театральном коллективе. Семья становится частью детско–взрослого сообщества, активно включаясь в жизнь ребенка и группы детского сада.
Основными формами организации театрализованной деятельности в условиях детского сада, согласно Л.Г. Сафиуллиной, могут быть: совместная с воспитателями и родителями творческая деятельность на занятиях и/или праздниках, организации музея кукол; самостоятельная театрализованная (театральная) деятельность); игры на занятиях с привлечением кукол в целях познавательного развития и решения изобретательских задач. В программах «Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой, «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной, «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой и в других, и в соответствии с требованиям ФГОС ДО в детских садах России активно применяются следующие виды театрализованных игр: театр на стенде, терт на столе, театр «наручный», верховой театр, тетра на полу, театр живых кукол и костюмированные представления
Итак, как показал проведенный анализ научных источников, театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в образовательном процессе. Перспективами расширения сферы применения театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и семье можно определить следующие: разнообразие тематики; регулярное включение элементов театрализации в различные виды образовательной деятельности (развлечения, НОД, режимные моменты и т.д.); эмоциональное и мышечное раскрепощение на занятиях по психогимнастике и физической культуре, по развитию речи; поддержание высокого уровня познавательной мотивации, активности и личного участия.
Можно сделать вывод, что театрализованная деятельность может стать ключевым педагогическим средством развития творческих способностей и одаренности дошкольников. Грамотно организованная работа педагога и родителей способствует самовыражению и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждению среди сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того ч...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...
Консультация для родителей Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...