Клубный час в детском саду
классный час (подготовительная группа)
«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_barkemping.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы расскажем вам, как в нашем детском саду используется педагогическая технология «Клубный час», и на примере покажем ее практическое применение.
«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты.
Авторами этой технологии являются Наталья Петровна Гришаева и Струкова Л.М. «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации».
По мнению авторов, Клубный час – это:
-час свободного передвижения детей по территории ДОУ;
-это технология позитивной социализации и самореализации старших дошкольников;
-час работы по интересам детей;
-час работы детей по определенным темам;
-час не регламентируемой взрослыми деятельности дошкольников.
«Клубный час - это технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада в разных помещениях и выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения».
Таким образом, «Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребенка. Он может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.
Слайд 2
Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации.
Возникает вопрос – как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались бы более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.
Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час», которую разработала Наталья Петровна Гришаева. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Слайд 3.
Целью является развитие у ребенка – дошкольника саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности, ответственности – качеств необходимых не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Задачи:
-освоить нормы и правила общения детей с взрослыми и друг с другом;
- развивать коммуникативные навыки в коллективе и способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности собственного выбора и приоритетного социального опыта, развитие навыка саморегуляции поведения;
- развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить ориентироваться в пространстве, пользоваться план-схемой (картой).
Слайд 4.
Безусловно, проведению «Клубного часа» в нашем ДОУ предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди педагогов. Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1. Тематику клубных часов, перспективный тематический план.
2. Определяют периодичность и длительность клубных часов, как правило, 1 раз в месяц.
Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
3. Определяют правила поведения детей во время клубного часа.
4. Разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа.
5. Определяют порядок проведения клубного часа: сколько групп будет участвовать, какие именно группы, как подготовить детей и уведомить всех сотрудников дошкольной организации о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.
Все сотрудники детского сада заблаговременно предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им.
Он у нас проводится как образовательная деятельность в утренние часы. Т.е. в нашем дошкольном учреждении мы проводим «Деятельностный» Клубный Час, когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
Слайд 5.
Далее воспитатели организуют работу с детьми в группе. Они повторяют с ними правила поведения во время клубного часа. Существуют правила поведения детей во время «Клубного часа».
Например, Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу и «До свидания», когда уходишь.
Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
Говори спокойно.
Ходи спокойно.
Возвращайся в группу по сигналу звонка и т.д.
Чтобы детям были понятны правила поведения во время проведения «Клубного часа», мы повесили в каждом помещении, в доступном для детей месте картинки, соответствующие правилам.
Слайд 6.
Всем детям, участвующим в проведении К.Ч., воспитатель выдает план (карту) с обозначением того, что и где происходит сегодня. Карта 1 этажа и 2 этажа с номерами групп и кабинетов специалистов.
Слайд7.
Педагоги наклеивают на карте свой символ деятельности, чтобы во время проведения «Клубного часа» дети ориентировались по карте с символами-подсказками.
Слайд 8.
Главный акцент следует сделать на том, как дети должны себя вести во время мероприятия, какие предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Совместно обсудив общие организационные и содержательные моменты, мы пришли к единому мнению, создав Систему «Бейджик».
Слайд 9.
Расчетным материалом являются «Бейджики». Каждый ребенок перед началом надевает свой бейджик, в котором указаны его имя с отличительными знаками, либо рисунок с его кабинки. Это помогает педагогам запомнить детей из других групп, так легче взаимодействовать. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них их бейджики и лишают ребенка участия в следующем клубном часе.
Слайд 10.
C детьми также проводится предварительная работа. Во время дискуссии ребята узнают, что такое «Клубный час» и зачем он нужен, чем можно заниматься во время его проведения и кто хотел бы на него пойти. Обсуждается, какие группы и помещения есть в детском саду, на каком этаже они находятся.
Воспитатель раздает планы-схемы (карты) с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Аналогичный демонстрационный план-схема есть и у воспитателя. Чтобы дети запомнили помещения, обозначенные на плане-схеме, воспитатель может заранее провести экскурсию по дошкольной организации.
Слайд 11.
Дети, сделавшие свой выбор, объединяются в группы, берут в руки план-схему и направляются в нужный им центр. Перемещение детей контролируют младшие воспитатели.
Слайд 12.
В коридорах и на лестничных площадках стоят младшие воспитатели для регулирования и помощи детям младшего дошкольного возраста.
Слайд 13.
На ручках дверей кабинетов специалистов и групп висят прищепки на веревке. Сколько прищепок висит, столько человек посещают этот центр. Каждый ребенок берет себе одну прищепку при входе и потом отдает педагогу. Если на веревке нет прищепок, то дети знают, что там идут занятия и мешать нельзя. Либо они могут посетить любой другой доступный центр.
Слайд 14.
В Клубном часе участвуют не только воспитатели, но и специалисты, работающие в детском саду (логопед, психолог, педагог по Изо-деятельности, хореограф, музыкальный руководитель, медицинская сестра и т.д.), а также младшие воспитатели. Каждый педагог выбирает себе вид деятельности, по которому будет проводить занятие.
В Центре ТРИЗ детям было предложено занятие по составлению творческого рассказа по картине «Лыжники», знакомство с приемами: «Оживи картину», «Сфотографируй кадр», «Живое-неживое».
Слайд15.
Применение в работе дошкольной образовательной организации технологии позитивной социализации «Клубный час» предполагает такой алгоритм работы педагогического коллектива детского сада, при котором осуществляется применение в образовательном процессе и во взаимодействии с родителями, социальными партнерами технологий социализации дошкольников. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» на различных станциях в течение клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов.
В центре Сюжетно-ролевой игры дети играли в «Магазин», осваивали профессию «Продавец», учились распределять роли.
Слайд 16.
Центр эксперимента был богат на опыты, дошкольники участвовали при извержении вулкана, помогали в проведении опытов с водой.
Слайд 17.
Дети делились своими знаниями по теме «Вулканы», активизировали словарный запас.
Слайд 18.
Лепить из пластилина всегда нравиться детям, педагог предложил различные задания в соответствии с возрастом.
Слайд 19.
Учитель-логопед предложил тему «Словесные игры», здесь дети по картинкам определяли первую букву в слове и выполняли различные задания по развитию речи.
Слайд 20.
Развивать мелкую моторику и воображение помогла Аппликация, где дети выбирали героя из мультфильма, вырезали ножницами и приклеивали самостоятельно.
Слайд 21.
Теневой театр - загадочное и интересное направление для детей. Показывать сказку таким способом очень понравилось детям.
Слайд 22.
Музыкальный руководитель вместе с детьми создал музыкальную сказку «Репка», где дети смогли показать свои артистические способности.
Слайд 23.
Педагог - психолог использовал в своей работе электронную презентацию.
Слайд 24.
Художественное творчеств - одно из любимых занятий детей. Лепка из глины - достаточно сложное, но очень продуктивное занятие. Педагог по изобразительной деятельности рассказал о технологии этого процесса и помог детям создать свои работы.
Слайд 25.
«В гостях у сказки» ребята побывали с удовольствием. Здесь им были предложены разные виды театров: пальчиковый, бибабо, маски.
Слайд 26.
Физическое развитие ребенком - одна из главных задач в детском саду. Спортивные игры, игры с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы, нормализуют эмоционально-волевую сферу.
Слайд 27.
После завершения клубного часа, все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем проводят рефлексивный круг и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.
-Где ребенок был?
-Что ему запомнилось?
-Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
- Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
-Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми, находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого К. Ч. воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?
- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей)?
- соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?
- какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?
Слайд 28.
Таким образом, применение педагогической технологии «Клубный час» позволяет воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, дружеские отношения между детьми различного возраста; формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты; решать спорные вопросы и улаживать конфликты. Что способствует успешной социализации наших воспитанников.
В нашей дошкольной образовательной организации «Клубный час» стал традицией. Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.
Данная технология адаптирована применительно к конкретной практике и особенностям нашей дошкольной образовательной организации, учета ресурсов и возможностей педагогических кадров, а также запросов родителей. Общая характеристика технологии связывается с развитием всех направлений деятельности детей в процессе свободного передвижения по детскому саду в течение часа. Особенностями технологии являются закрепление умений детей планировать свои действия, самоорганизовываться в выборе действий и в ориентации в пространстве, уважительно взаимодействовать с другими детьми, выражать своё отношения к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации для воспитателей по организации клубного часа в детском саду
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из ...
Технология "Клубный час" в детском саду.
Описание новой технологии "Клубный час" в ДОУ....
Клубный час в детском саду
Клубный час - это технология успешной социализации дошкольников, она предполагает тематическое путешествие по помещениям детского сада в течение одного часа. В процессе клубного часа дети включаются в...
Клубный час в детском саду
Клубный час...
Консультация для родителей "Клубный час в детском саду"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Клубный час в детском саду»
Клубный час – это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология Наталии Петровны Гришаевой «Клубный час» заключается в том, что дети, под о...
Клубный час в детском саду 2024 год
В нашем детском саду развивается педагогиская техналогия, как клубный час. Наша группа прдставляет опыт работы по конструированию, развитию мелкой моторики и воображени детей....