Клубный час в детском саду
учебно-методический материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Клубный час в детском саду»
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.
Для решения этой проблемы можно использовать технологию «Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка.
«Клубный час» — большая игра, а именно — сюжетно — ролевая игра. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьёзная форма воспитания. Структура игры: зачин, проведения игры, окончание игры.
Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу. Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Цель технологии «Клубный час» - позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ.
Задачами «Клубного часа» являются:
- воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- обучение ориентировки в пространстве;
- воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
- закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
-поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлением;
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
— свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
— тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.
— деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
— творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие.
2. Определяют периодичность и длительность клубного часа, как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
3. Определяют порядок начала программы. Сколько групп будет участвовать и какие именно группы, как подготовить детей к клубному часу.
4. Разрабатываются организационные моменты проведения. Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
5. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»: «Говорите «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»; «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»; «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»; «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»; «Говори спокойно»; «Ходи спокойно»; «Возвращайся в группу по сигналу звонка»; «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;
С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;
5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти.
6) после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг.
Обсуждаются такие вопросы: Где ребёнок был? Что тебе запомнилось? Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему? Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему? Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
— соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
— какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести.
«Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы.
Вывод: Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.
Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации для воспитателей по организации клубного часа в детском саду
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из ...
Технология "Клубный час" в детском саду.
Описание новой технологии "Клубный час" в ДОУ....
Клубный час в детском саду
Клубный час - это технология успешной социализации дошкольников, она предполагает тематическое путешествие по помещениям детского сада в течение одного часа. В процессе клубного часа дети включаются в...
Консультация для родителей "Клубный час в детском саду"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Клубный час в детском саду»
Клубный час – это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология Наталии Петровны Гришаевой «Клубный час» заключается в том, что дети, под о...
Клубный час в детском саду
laquo;Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты....
Клубный час в детском саду 2024 год
В нашем детском саду развивается педагогиская техналогия, как клубный час. Наша группа прдставляет опыт работы по конструированию, развитию мелкой моторики и воображени детей....