Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
В современных условиях развития общества проблема экономического развития детей, формирования основ экономической культуры как никогда является актуальной. Знание основ экономической культуры с дошкольного возраста служит основой правильного миропонимания, способствует приобретению элементарных навыков ориентировки в экономических явлениях и формированию социально-активной личности, правильному поведению в социуме. Такие экономические качества, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, присущи людям с развитым экономическим мышлением.
Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Древние греки экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства. В современной экономической литературе дается более широкое определение: «Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества». Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому обучению и воспитанию. Рынок – это наиболее строгая оценка результатов труда, высокая ответственность каждого за свою сферу экономической деятельности. По мнению экономистов, фундаментальным признаком рыночных отношений является высокая экономическая самостоятельность субъектов рынка, поэтому подготовка будущего поколения к участию в экономической деятельности и формирование готовности включиться в современные формы рыночных отношений – важная и очень сложная задача педагогики. В условиях рынка необходимо сформировать такие качества, как предприимчивость, деловитость, трудолюбие, профессиональная компетентность, умение быстро адаптироваться к изменяющейся рыночной ситуации, способность к риску, принятию самостоятельных ответственных решений и саморегуляции поведения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве, и учреждениям образования принадлежит ведущая роль в подготовке воспитанника как рачительного хозяина личного и общественного богатства, способного рационально использовать ограниченные ресурсы земли, оберегать природу.
Вопросам экономического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы российских и белорусских авторов (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.).
Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.
Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, валюта, обмен, бизнесмен, рынок и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Экономическая любознательность детей закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами его семьи. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт.
Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь».
Педагог должен помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических представлений, чувств и привычек поведения. Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребенку развить свои способности и пополнить представления о жизнедеятельности современного общества. В качестве предпосылок экономического воспитания можно выделить ранее полученные представления из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими представлениями. Причем последние должны быть доступны детям и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности воспитанников.
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, педагоги решают задачи всестороннего развития личности. Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у воспитанников уже к 6-7 годам элементарных представлений о семейной экономике.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с экономикой позволяет решать следующие задачи:
- развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
- формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные представления и умения, предпосылки экономического мышления;
- помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
- воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
- развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить;
- формировать умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно.
Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществляется на определенном программном содержании.
При ознакомлении с деньгами дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта. Детям дают понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Кроме того, детям необходимо хорошо усвоить, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться деньгами, делать сбережения.
У детей дошкольного возраста формируются представления о товарноденежных отношениях, о том, что товар является результатом труда взрослых. Закрепляются представления о местах приобретения разных товаров; о том, что он имеет свою цену, что стоимость товара зависит от его качества, от вложенного в него труда, от спроса и предложения; о том, что оплачивают не только товары (предметы и вещи), но и услуги. Педагог делает акцент на то, что не все можно купить за деньги; здоровье, дружба и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека.
Изучая потребности человека, дети получают представления о том, что он как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Человек удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.
Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Детей знакомят с многообразием потребностей, их зависимостью от возраста и пола человека, его профессии. Акцент делается на необходимости проявления разумных потребностей.
Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, в друзьях, в развитии своих возможностей и способностей, поэтому человеку необходимо образование, творческое и физическое развитие.
Следует обсудить с детьми вопросы о том, что надо делать, когда они голодны или хотят пить, когда необходимо одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку, когда нужна помощь, забота, сочувствие и т.д.; поговорить о том, кто может оказать те или иные услуги, проявить заботу, посочувствовать.
В работе с детьми нужно расширять их представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, об их использовании человеком, о способах удовлетворения потребностей. Важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов как результат труда людей, воспитывать привычку беречь природные богатства - воду, тепло, электроэнергию. Обогащая представления о разнообразии и в то же время ограниченности природных ресурсов своего края, педагог должен подчеркнуть зависимость человека от природы, характера взаимодействия с ней, необходимость рационального и нравственно-экономического использования природных богатств.
Следует обсудить с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, какие капитальные и финансовые ресурсы необходимы для их производства. Особое внимание обращается на необходимость бережного отношения ко всем ресурсам.
Осуществляя знакомство детей с рекламой, педагог помнит, что это определенная информация, которая подается в оригинальной форме и кроме фактов несет в себе определенный эмоциональный настрой. Хорошей рекламе свойственны краткость, образность, привлекательность для зрителя. Детей дошкольного возраста привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы они хорошо запоминают. Рекламу можно использовать в образовательных целях: формировать представление о ее значении; о профессиях людей, связанных с созданием и распространением рекламы; воспитывать правильное, осознанное отношение к рекламе; привлекать воспитанников к созданию собственной рекламы.
В ходе экономического воспитания следует знакомить детей дошкольного возраста с профессиями – традиционными и новыми, значимостью различных видов труда для человека. Нужно донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, необходимы все. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Необходимо формировать у детей представления о полезных навыках и привычках в быту, о важности бережного отношения к вещам, воде, теплу, электричеству; о значимости таких качеств человека, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У детей должно быть сформировано представление о возможности извлекать пользу даже из старых и ненужных вещей.
Специально организованное обучение
Содержание образования сегодня ориентировано не только на формирование определённых представлений, развитие умений, но и на усвоение ребёнком способов познания, саморазвития, ориентацию в окружающем мире. Процесс формирования элементарных экономических представлений у детей будет более успешным, если:
- будет выбран системно-деятельностный подход в работе по формированию экономических представлений;
- образовательный процесс будет строиться на единстве целей, содержания, форм и методов обучения;
- будет создана экономическая предметно-пространственная развивающая среда;
- будет разработана и внедрена технология обучения детей элементарным экономическим представлениям, включающая эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностно-игровой подход.
Занятия по формированию основ экономической культуры у детей расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность. Специально организованное обучение, в основе которого находится содержание с элементами экономических представлений, целесообразно проводить в форме занятий-путешествий, занятий-викторин, занятий-игр, занятий-сказок, занятий экскурсий, занятий-развлечений, занятий-конкурсов, занятий-соревнований. Усвоение ребёнком представлений наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и систематичности в усвоении, индивидуализации темпа работы, повторности (цикличности повторения).
Чтение художественной литературы
Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого; «Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Федорино горе» К.И. Чуковского; русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др.
Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, творчества, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она превращает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.
Погружение в сказочную атмосферу помогает ребенку активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые представления и умения. В познавательной сказке можно предложить детям не только познавательный материал, но и продумать варианты творческих заданий, которые с успехом можно использовать в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми или во время различных мероприятий развлекательного характера (праздники, развлечения, конкурсы).
Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь, обогащается запас слов в лексиконе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Эпиграфом к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...
Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
« Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об отношениях произв...
Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
laquo; Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об...