РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛУБА «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
рабочая программа (средняя группа)
КЛУБ
«Юные исследователи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Возрастная группа детей: 4-5 лет.
Составитель: Попова Е. И.
г. Тамбов
2022г.
Пояснительная записка
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Для познавательного развития детей в нашей группе будет работать клуб «Юные исследователи».
Так как в настоящее время наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, в детских образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий в данном направлении является технология STEM-образования.
STEM - технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всем его многообразии. Понимание того, что современный ребенок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.
Актуальность. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования. STEM-образование один из основных мировых трендов.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности в рамках работы клуба «Юные исследователи». Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно пространственной среды, соответствующей целевым установкам. STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Развитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
- Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
- Формирование у детей познавательной инициативы, умения сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
- Развитие у детей умственных способностей:
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- Формирование способов познания путём сенсорного анализа.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Ориентация детей в образовательной области
Участниками клуба «Юные исследователи» являются дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Данная программа клуба рассчитана на один год. Деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю по 20 минут.
Программа клуба «Юные исследователи», основанная на STEAM-технологии включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:
- модуль «Занимательная математика».
- модуль «LEGO-конструирование».
- модуль «Маленькие почемучки».
- модуль «Мультстудия» (знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации)
Деятельность в нашем клубе будет проходить под девизом:
Любим исследовать и проверять, Чтобы о мире побольше узнать!
Так же для клуба была разработана эмблема:
«Занимательная математика»
Целью данного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В этом модуле объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объемные вкладыши, счеты, математические конструкторы, шнуровки, и др.
«LEGO-конструирование».
В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.
Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.
LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее, является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.
Поэтому целью модуля «LEGO-конструирование» является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с тематическими конструкторами LEGO.
«Маленькие почемучки»
Модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
Формы работы:
- «Игры эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации – основные действия: отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами: «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- «Игры этюды» – небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемные ситуации формы совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
«Мультстудия»
Этот модуль позволяет демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. В этом году планируется знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации. В конце учебного года планируется создание небольшого мультфильма, как результат деятельности детей за год.
Перспективно-тематический план «Клуб юных исследователей»
Месяц | Неделя |
Модуль |
Тема |
Цель |
ОКТЯБРЬ | 1 | «Занимательная математика» | «Найди предмет такой же формы»
«Подбери фигуру»
| Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
|
2 | «Занимательная математика» | «Какие бывают фигуры»
«Сложи геометрическую фигуру»
| Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу; Развивать логическое мышление, мелкую моторику
| |
3 | «Занимательная математика» | «Три квадрата»
«Подбери дорожки к домикам»
«Домики для медвежат»
| Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький» Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный», «короткий». Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, «маленький». | |
4 | «Занимательная математика» | «Справа как слева»
Итоговая игра: «Украсим платок»
| Освоение умений ориентироваться на листе бумаги. Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.
| |
НОЯБРЬ | 1 | «Занимательная математика» | «Широкое - узкое»
«Собери целое из частей»
| Формировать представление «широкое - узкое». Формировать представления о геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление
|
2 | «Занимательная математика» | «Угости зайчат»
«Найди пару»
| Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько–сколько», «поровну», «одинаково», «поровну». Учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые). | |
3 | «Занимательная математика» | «Наш день»
| Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
| |
4 | «Занимательная математика» | «Соберем бусы»
Итоговая игра: «Красивый узор»
| Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур). Закрепить знание геометрических фигур; развивать внимание. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Знакомство с LEGO-конструктором. Игра «Чудесный мешочек».
| Закреплять знания цвета и формы. Познакомить с LEGO-конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина).
|
2 | «LEGO- конструирование» | «Башенка, мост».
| Знакомство с видами соединения деталей между собой. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | |
3 | «LEGO- конструирование» | «Мы в лесу построим дом».
Игра «Разные домики».
| Учить строить дом из LEGO-конструктора. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей. | |
4 | «LEGO- конструирование» | Итог за месяц: «Теремок для снегурочки» | Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку.
| |
ЯНВАРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Игра «Собери модель».
| Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине». |
2 | «LEGO- конструирование» | «Мебель для комнаты».
«Печка»
| Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. | |
3 | «LEGO- конструирование» | «Грузовая машина».
| Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета. | |
4 | «LEGO- конструирование» | Итог за месяц: Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее). | Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей. | |
ФЕВРАЛЬ
| 1 | «LEGO- конструирование» | «Кораблик».
| Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей. Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
2 | «LEGO- конструирование» | «Домик фермера».
« Построим загон для коров».
| Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. | |
3 | «LEGO- конструирование» | «Детская площадка» | Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки. Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща. | |
4 | «LEGO- конструирование» | Итог за месяц: Конструирование по замыслу.
| Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
МАРТ
| 1 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха», Опыт «Вода прозрачная» Опыт «Как вода гулять отправилась».
| Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. |
2 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Снег холодный и белый» Опыт «Снеговик», «Мы снежинки» | Выявить свойства снега. В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. | |
3 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Откуда сосулька». Опыт «Ледяная избушка»
| Познакомить детей об образовании льда. Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится). | |
4 | «Маленькие почемучки» | Итог за месяц: Опыт «Цветные льдинки»
| В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре – при охлаждении). Вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с понятием «температура»; закрепить знания основных цветов | |
АПРЕЛЬ
| 1 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Свойства бумаги»
Опыт «Волшебная бумага»
| Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная. Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. |
2 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Глина и пластилин»
Опыт «Сказочный пластилин» | Ознакомление со свойствами глины и пластилина: мягкость, пластичность. Определить из чего легче лепить, что нужно сделать перед работой с пластилином и с глиной? Учить лепить из пластилина любимого сказочного персонажа | |
3 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Из чего состоит песок?», Опыт Определение цвета». «Движение песка». Опыт «Почему не получился куличик?» | Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Из сухого песка можно нарисовать любой узор, из мокрого – нет. | |
4 | «Маленькие почемучки» | Итог за месяц: «Поможем лисе построить надёжный дом»
| Продолжать знакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем; Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы. | |
МАЙ
| 1 | «Мультстудия»
| «Путешествие в мир мультипликации»
Дидактическая игра «Отгадай, из какого я мультфильма» | Знакомство с видами и жанрами мультипликации, историей анимации и мультипликации. Рассказ о жанрах мультипликации: исторический, сказка, детектив, приключенческий, музыкальный, фантастика, учебный и др. |
2 | «Мультстудия»
| Пластилиновый мультфильм «Сказка оживает». | Знакомство с возможностями пластилиновой мультипликации: характер персонажа, мимика, жесты, движения. Знакомство с профессией сценарист, понятием сценарий, правилами составления сюжета (завязка, кульминация, развязка). | |
3 | «Мультстудия»
| Lego-анимация «Шаг за шагом». | Знакомство с созданием мультфильма в объемной технике, Рассказ о дополнительных возможностях: объем, поворот фигур, движения. | |
4 | «Мультстудия»
| Итог за год: Создание анимационного мультфильма «Камера – мотор!» | Поэтапная работа над созданием мультфильма, создание собственных фонов, декораций, персонажей, создание анимационного ролика. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Показ мультфильма в группе сверстников, для воспитанников других групп, для родителей. |
Работа с родителями:
Анкетирование «Исследовательская активность вашего ребенка в семье».
Консультации для родителей «Что такое STEM технология?»
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома»
Консультация «Математические игры по дороге домой»
Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Консультация «LEGO-нужная игра!»
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»
Помощь родителей в создании реквизитов для мультфильма.
Ожидаемый результат.
- Развитие любознательности и познавательной активности;
- Необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения,
- Умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления;
- Коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunye_issledovateli_rabochaya_programma.docx | 807.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»
КЛУБ
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Возрастная группа детей: 4-5 лет.
Составитель: Попова Е. И.
г. Тамбов
2022г.
Пояснительная записка
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Для познавательного развития детей в нашей группе будет работать клуб «Юные исследователи».
Так как в настоящее время наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, в детских образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий в данном направлении является технология STEM-образования.
STEM - технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всем его многообразии. Понимание того, что современный ребенок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.
Актуальность. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования. STEM-образование один из основных мировых трендов.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности в рамках работы клуба «Юные исследователи». Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно пространственной среды, соответствующей целевым установкам. STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Развитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
- Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
- Формирование у детей познавательной инициативы, умения сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
- Развитие у детей умственных способностей:
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- Формирование способов познания путём сенсорного анализа.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Ориентация детей в образовательной области
Участниками клуба «Юные исследователи» являются дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Данная программа клуба рассчитана на один год. Деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю по 20 минут.
Программа клуба «Юные исследователи», основанная на STEAM-технологии включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:
- модуль «Занимательная математика».
- модуль «LEGO-конструирование».
- модуль «Маленькие почемучки».
- модуль «Мультстудия» (знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации)
Деятельность в нашем клубе будет проходить под девизом:
Любим исследовать и проверять, Чтобы о мире побольше узнать!
Так же для клуба была разработана эмблема:
«Занимательная математика»
Целью данного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В этом модуле объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объемные вкладыши, счеты, математические конструкторы, шнуровки, и др.
«LEGO-конструирование».
В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.
Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.
LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее, является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.
Поэтому целью модуля «LEGO-конструирование» является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с тематическими конструкторами LEGO.
«Маленькие почемучки»
Модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
Формы работы:
- «Игры эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации – основные действия: отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами: «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- «Игры этюды» – небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемные ситуации формы совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
«Мультстудия»
Этот модуль позволяет демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. В этом году планируется знакомство детей с элементарными понятиями мультипликации. В конце учебного года планируется создание небольшого мультфильма, как результат деятельности детей за год.
Перспективно-тематический план «Клуб юных исследователей»
Месяц | Неделя | Модуль | Тема | Цель |
ОКТЯБРЬ | 1 | «Занимательная математика» | «Найди предмет такой же формы» «Подбери фигуру» | Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. |
2 | «Занимательная математика» | «Какие бывают фигуры» «Сложи геометрическую фигуру» | Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу; Развивать логическое мышление, мелкую моторику | |
3 | «Занимательная математика» | «Три квадрата» «Подбери дорожки к домикам» «Домики для медвежат» | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький» Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный», «короткий». Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, «маленький». | |
4 | «Занимательная математика» | «Справа как слева» Итоговая игра: «Украсим платок» | Освоение умений ориентироваться на листе бумаги. Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. | |
НОЯБРЬ | 1 | «Занимательная математика» | «Широкое - узкое» «Собери целое из частей» | Формировать представление «широкое - узкое». Формировать представления о геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление |
2 | «Занимательная математика» | «Угости зайчат» «Найди пару» | Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько–сколько», «поровну», «одинаково», «поровну». Учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые). | |
3 | «Занимательная математика» | «Наш день» | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | |
4 | «Занимательная математика» | «Соберем бусы»
Итоговая игра: «Красивый узор» | Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур). Закрепить знание геометрических фигур; развивать внимание. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Знакомство с LEGO-конструктором. Игра «Чудесный мешочек». | Закреплять знания цвета и формы. Познакомить с LEGO-конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина). |
2 | «LEGO- конструирование» | «Башенка, мост». | Знакомство с видами соединения деталей между собой. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | |
3 | «LEGO- конструирование» | «Мы в лесу построим дом». Игра «Разные домики». | Учить строить дом из LEGO-конструктора. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей. | |
4 | «LEGO- конструирование» | Итог за месяц: «Теремок для снегурочки» | Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку. | |
ЯНВАРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Игра «Собери модель». | Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине». |
2 | «LEGO- конструирование» | «Мебель для комнаты». «Печка» | Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. | |
3 | «LEGO- конструирование» | «Грузовая машина». | Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета. | |
4 | «LEGO- конструирование» | Итог за месяц: Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее). | Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | «Кораблик». | Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей. Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
2 | «LEGO- конструирование» | «Домик фермера». « Построим загон для коров». | Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. | |
3 | «LEGO- конструирование» | «Детская площадка» | Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки. Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща. | |
4 | «LEGO- конструирование» | Итог за месяц: Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
МАРТ | 1 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха», Опыт «Вода прозрачная» Опыт «Как вода гулять отправилась». | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. |
2 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Снег холодный и белый» Опыт «Снеговик», «Мы снежинки» | Выявить свойства снега. В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. | |
3 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Откуда сосулька». Опыт «Ледяная избушка» | Познакомить детей об образовании льда. Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится). | |
4 | «Маленькие почемучки» | Итог за месяц: Опыт «Цветные льдинки» | В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре – при охлаждении). Вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с понятием «температура»; закрепить знания основных цветов | |
АПРЕЛЬ | 1 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Свойства бумаги» Опыт «Волшебная бумага» | Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная. Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. |
2 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Глина и пластилин» Опыт «Сказочный пластилин» | Ознакомление со свойствами глины и пластилина: мягкость, пластичность. Определить из чего легче лепить, что нужно сделать перед работой с пластилином и с глиной? Учить лепить из пластилина любимого сказочного персонажа | |
3 | «Маленькие почемучки» | Опыт «Из чего состоит песок?», Опыт Определение цвета». «Движение песка». Опыт «Почему не получился куличик?» | Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Из сухого песка можно нарисовать любой узор, из мокрого – нет. | |
4 | «Маленькие почемучки» | Итог за месяц: «Поможем лисе построить надёжный дом» | Продолжать знакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем; Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы. | |
МАЙ | 1 | «Мультстудия»
| «Путешествие в мир мультипликации» Дидактическая игра «Отгадай, из какого я мультфильма» | Знакомство с видами и жанрами мультипликации, историей анимации и мультипликации. Рассказ о жанрах мультипликации: исторический, сказка, детектив, приключенческий, музыкальный, фантастика, учебный и др. |
2 | «Мультстудия» | Пластилиновый мультфильм «Сказка оживает». | Знакомство с возможностями пластилиновой мультипликации: характер персонажа, мимика, жесты, движения. Знакомство с профессией сценарист, понятием сценарий, правилами составления сюжета (завязка, кульминация, развязка). | |
3 | «Мультстудия» | Lego-анимация «Шаг за шагом». | Знакомство с созданием мультфильма в объемной технике, Рассказ о дополнительных возможностях: объем, поворот фигур, движения. | |
4 | «Мультстудия» | Итог за год: Создание анимационного мультфильма «Камера – мотор!» | Поэтапная работа над созданием мультфильма, создание собственных фонов, декораций, персонажей, создание анимационного ролика. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Показ мультфильма в группе сверстников, для воспитанников других групп, для родителей. |
Работа с родителями:
Анкетирование «Исследовательская активность вашего ребенка в семье».
Консультации для родителей «Что такое STEM технология?»
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома»
Консультация «Математические игры по дороге домой»
Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Консультация «LEGO-нужная игра!»
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»
Помощь родителей в создании реквизитов для мультфильма.
Ожидаемый результат.
- Развитие любознательности и познавательной активности;
- Необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения,
- Умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления;
- Коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клуб юных исследователей» для детей старшего возраста
Планирование кружковой работы «Клуб юных исследователей» для детей старшего возраста...
Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"
В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Клуб юных исследователей. Вода в жизни человека.»
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Клуб юных исследователей. Вода в жизни человека.»...
Презентация "Клуб юных исследователей" естественнонаучной направленности
Презентация "Клуба юных исследователей" естественнонаучной направленности в старшей группе...
План-конспект эмпиритечской исследовательской деятельности на тему "Клуб юнных исследователей".
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования....
«Клуб юных исследователей» естественнонаучной направленности
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности....
Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально - экологическая игра Что? Где? Когда? «Клуб юных исследователей» (подготовительная группа)
Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально - экологическая играЧто? Где? Ког...