Доклад на педсовет на тему "Роль оригами в развитии ребенка"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Роль оригами в развитии ребенка»
«Лист бумаги, делая записи, мы оставляем на нем наши
мысли; рисуя, выражаем свои чувства; читая, узнаем
новости и получаем знания. А бывает и наоборот: сминаем
его в комок или рвем на мелкие кусочки… однако, постойте!
Оказывается, приложив лишь немного усилий и включив фантазию, можно превратить «бумаговредительство» в настоящее искусство»
Иван Развилин «Искусство мять бумагу»
В настоящее время с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменилось.
В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание и сохранить высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий, и такие задания я считаю можно использовать на занятиях по оригами.
Гармоничное развитие ребенка во многом определяется уровнем трудового и эстетического воспитания. Представление о красивом и безобразном складывается у каждого с детства постепенно. А потом от этих представлений зависит не только внешний вид человека, но и многие поступки, отношения с людьми.
Гармоничное развитие ребенка во многом определяется уровнем трудового и эстетического воспитания. Представление о красивом и безобразном складывается у каждого с детства постепенно. А потом от этих представлений зависит не только внешний вид человека, но и многие поступки, отношения с людьми.
Актуальность:
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной темы на современном этапе – сильнейший стимул для развития ребенка в подготовке детей к школе, поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Из истории оригами.
Искусство это древнейшее. Причем, большинство педагогов считают, что оригами - сильнейший стимул развития воображения, памяти, пространственного воображения.
Чем же так привлекательно оригами?
Во-первых, им может заниматься любой независимо от пола, возраста или способностей.
Во-вторых, оригами – прекрасный вид досуга.
В-третьих, превосходный способ найти друзей по интересам. А в довершение ко всему, оригами – это отличный способ психологической работы. Особенно, когда тебе наскучило все или ты устал на работе, бери бумагу и начинай складывать – отвлечешься, расслабишься, успокоишься, получишь удовольствие.
Цель и задачи:
Много лет я с детьми на группе в свободной деятельности занимаюсь оригами. Для успешного внедрения техники оригами в образовательный процесс, мною подобраны темы занятий с учетом возрастных особенностях дошкольников. Цель моих занятий: формирование интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста.
На занятиях по оригами решаю задачи: обучающие, развивающие и воспитательные.
Методы обучения:
Использую различные методы и приемы для лучшего условия детьми навыков складывания, например:
а) наглядный метод – использую показ полного образца; показ ребенком, частичный показ образца;
б) словесный метод – вопросы к детям;
в) для создания интереса у детей использую сюрпризные моменты – в гости приходит Квадратик; дети получают письма от Квадратика;
г) художественное слово – прежде чем приступить к изготовлению поделки, читаю детям стихи, сказки, рассказы, загадки. Слушая чтение художественного произведения, ребенок воображает себе происходящее, у него возникает переживания по поводу того или иного поступка литературного героя. Свое отношение к прочитанному ребенок может высказать словами, передать через аппликацию.
Основные принципы обучения:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно) и др.
Значение оригами для развития ребенка.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотношения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) в период их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий)
М.М.Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Модели выполнены из цветной бумаги доставляют удовольствие своим видом, радуют глаз создателя и зрителя (детские работы)
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
На занятиях по оригами дети получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети начинают стремиться к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить вещь по - своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Ярким примером служат выставки по оригами, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках, аппликациях.
Формы работы с родителями и педагогами.
Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Для того чтобы сделать союзниками родителей и педагогов, заинтересовать их этим творчеством, я провожу индивидуальные беседы, провожу родительские собрания, организую выставки детских работ в группах; провожу открытые занятия, где родители и педагоги совместно с детьми создают творческие работы; конкурсы.
Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное изготовление самодельных игрушек и творческих коллективных работ. Совместная увлеченность этим искусством – путь к контакту с ребенком, путь к его душе, на котором родители могут говорить с ним о труде, красоте, природе, окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...
Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...
доклад на педсовет " нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого воображения"
в докладе освещаются нетрадиционные техники рисования...
Доклад "Роль оригами в развитии ребенка"
влияние оригами на развитие ребенка детского сада...
Презентация для доклада на педсовете на тему "Актуальность проблемы развития речи у современных дошкольников"
Данная презентация разработана для выступления на педсовете по проблемам развития речи дошкольников...
Доклад на педсовет Тема: «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».
Тема:«Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста»....
Доклад на педсовет: «Роль детского сада в развитии речи ребенка»
Доклад на педсовет:«Роль детского сада в развитии речи ребенка»...