Доклад на педсовет Тема: «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».
презентация к уроку по обж (младшая группа)
Тема:
«Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».
Составил: Середняк О.П.
Воспитатель мл.гр.
Цель: познакомить родителей и педагогов с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. Научить понимать правовые аспекты в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
- довести истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;
- познакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников.
Актуальность выбранной темы:
Актуальность проблемы прав ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека
Маленьких граждан в детском саду учат понимать и уважать друг друга, свободно общаться между собой, используя своё право на свободное общение. Во время общения развиваются речевые и творческие навыки, личные качества, которые обуславливают моральное поведение, воспитываются чувства уважения и дружбы.
Каждый ребёнок имеет право на жизнь и имя. Привлечь внимание ребёнка к своей личности, развивать чувство индивидуальности, собственного значения в обществе – это одна из главных задач родителей и педагогов детского сада, где к каждому ребёнку относятся с уважением и считаются с его правами.
Наибольшее богатство наших детей – это их здоровье. Каждый маленький посетитель дошкольного учреждения имеет право на охрану здоровья и получение, в случае необходимости, медицинской помощи.
Ребёнок в детском саду имеет право на развитие физических и творческих способностей и защита этого права в руках воспитателей, которые изо дня в день терпеливо и настойчиво помогают детям овладевать навыками рисования, лепки, развивают танцевальные и вокальные способности.
Придерживаясь гуманного подхода в воспитании детей, роль педагогического коллектива детского сада имеет огромное значение в защите прав ребёнка .Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека. Об этом свидетельствует изучение сотрудниками ВНИИ МВД СССР большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, которое показало, что 80 — 85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений, со своими родителями.
Таким образом, жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что нарушением прав ребенка можно считать:
· Лишение свободы движения.
· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
· Применение физического насилия к ребенку.
· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
· Угрозы в адрес ребенка.
· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Для формирования у детей представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям необходимо создавать условия для их практического применения.
Можно проводить сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Необходимо проводить работу по разрешению ситуаций через беседы, чтение художественной литературы, сказки, стихи, пословицы, поговорки, иллюстрации.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).
Можно поиграть в психологическую игру «Волшебный сундучок»
Правила: из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)
Сердечко.
- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
Домик
- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
Конверт
- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь
- О каком праве напоминает это книга? (о праве на учёбу, образования)
Игрушечные утёнок и утка
- О чём напоминают эти игрушки? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_prav_i_dostoinstvo_rebenka.ppt | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития
Мудрости вам, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Защита прав и достоинств маленького ребенка"
В данной консультации раскрывается значимость семьи в формировании правового сознания ребенка. Даются родительские установки для создания психологически комфортной среды внутри семьи, а так же с...
Сценарий праздника на тему: Защита прав и достоинства ребенка "Сказочный суд"
Сценарий праздника, цель которого познакомить детей с декларацией прав и защиты ребенка...
« Защита прав и достоинство ребенка дошкольного возраста»
статья о защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста...
Родительское собрание по теме: «Защита прав и достоинств ребенка»
Сценарий родительского собрания по теме: "Защита прав и достоинств ребенка"....
«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в п...
Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства ребенка»
Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства ребенка»Цель: познакомить родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права....
Консультация для родителей на тему:«Защита прав и достоинств ребенка»
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав....