Доклад на педсовет Тема: «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».
презентация к уроку по обж (младшая группа)

Середняк Ольга Павловна

Тема:

«Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».

 

                                                                                                               Составил: Середняк О.П.

                                                                                                         Воспитатель мл.гр.

 

 

 

 

Цель: познакомить родителей и педагогов  с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. Научить понимать правовые аспекты в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

- довести истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

- оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;

- познакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников. 

 

 Актуальность выбранной темы:

 

Актуальность проблемы прав ребёнка не вызывает сомнений.  Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека

Маленьких граждан в детском саду учат понимать и уважать друг друга, свободно общаться между собой, используя своё право на свободное общение. Во время общения развиваются речевые и творческие навыки, личные качества, которые обуславливают моральное поведение, воспитываются чувства уважения и дружбы.

Каждый ребёнок имеет право на жизнь и имя. Привлечь внимание ребёнка к своей личности, развивать чувство индивидуальности, собственного значения в обществе – это одна из главных задач родителей и педагогов детского сада, где к каждому ребёнку относятся с уважением и считаются с его правами.

Наибольшее богатство наших детей – это их здоровье. Каждый маленький посетитель дошкольного учреждения имеет право на охрану здоровья и получение, в случае необходимости, медицинской помощи.

Ребёнок в детском саду имеет право на развитие физических и творческих способностей и защита этого права в руках воспитателей, которые изо дня в день терпеливо и настойчиво помогают детям овладевать навыками рисования, лепки, развивают танцевальные и вокальные способности.

Придерживаясь гуманного подхода в воспитании детей, роль педагогического коллектива детского сада имеет огромное значение в защите прав ребёнка .Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка. 

У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье. 

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека. Об этом свидетельствует изучение сотрудниками ВНИИ МВД СССР большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, которое показало, что 80 — 85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений, со своими родителями. 

Таким образом, жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя. 

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию. 

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России. 

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при­водить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. 
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что  нарушением прав ребенка можно считать:

·         Лишение свободы движения.

·         Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

·         Применение физического насилия к ребенку.

·         Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

·         Угрозы в адрес ребенка.

·         Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

·         Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

·         Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Для формирования у детей представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям необходимо создавать условия для их практического применения.

Можно проводить  сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Необходимо проводить  работу по разрешению ситуаций через беседы, чтение художественной литературы, сказки, стихи, пословицы, поговорки, иллюстрации. 

Содержательную информацию о психологическом климате в семье  можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

Можно поиграть в психологическую игру «Волшебный сундучок»

Правила: из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)

Сердечко.

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает это книга? (о праве на учёбу, образования)

Игрушечные утёнок и утка

- О чём напоминают эти игрушки? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zashchita_prav_i_dostoinstvo_rebenka.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Защита прав и достоинства ребенка" »

Слайд 2

Права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать.

Слайд 3

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития

Слайд 4

Нормативно-правовая база: Декларация прав ребенка - 1959г. Конвенция ООН о правах ребенка-1989г. Уголовный кодекс Семейный Кодекс РФ Закон «Об образовании» ЮНИСЕФ –всемирная организация ЮНИСЕФ - это Детский фонд Организации Объединенных Наций. Основная цель работы ЮНИСЕФ в России - защита и поддержка прав детей на безопасное, здоровое и счастливое детство. ЮНИСЕФ работает в России с 1997 года.

Слайд 5

Охрана детства Социально-правовое законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и образовательном учреждении. направления работы

Слайд 6

Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Слайд 7

Жестокое обращение с детьми – это насилие над детьми: - Физическое насилие - Сексуальное насилие - Психическое насилие - Отсутствие заботы

Слайд 8

Физическое насилие - преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий.

Слайд 9

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка в сексуальные действия, направленные на физическое удовлетворение человека, осуществляющего насилие, или на извлечение им прибыли.

Слайд 10

Психическое насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Слайд 11

Отсутствие заботы это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой.

Слайд 12

Формы психического насилия угрозы, преднамеренная изоляция, лишение прогулки, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика, однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе.

Слайд 13

В нашем детском саду НЕ ДОПУСТИМО жестокое обращение с детьми, ни в какой форме!

Слайд 14

Мудрости вам, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

В данной консультации раскрывается значимость семьи в формировании правового сознания ребенка. Даются  родительские установки для создания психологически комфортной среды внутри семьи, а так же с...

Сценарий праздника на тему: Защита прав и достоинства ребенка "Сказочный суд"

Сценарий праздника, цель которого познакомить детей с декларацией прав и защиты ребенка...

« Защита прав и достоинство ребенка дошкольного возраста»

статья о защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста...

Родительское собрание по теме: «Защита прав и достоинств ребенка»

Сценарий родительского собрания по теме: "Защита прав и достоинств ребенка"....

«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».

  Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в п...

Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства ребенка»

Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства ребенка»Цель: познакомить родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права....

Консультация для родителей на тему:«Защита прав и достоинств ребенка»

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав....