Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы "Весенний вальс птиц"
план-конспект занятия (старшая группа)

Любовь Анатольевна Емельянова

Программное содержание.

Цель:

Углубить и расширить знания детей о перелетных птицах.

Образовательная:

 1. Закреплять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

      2. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц, проживающих на территории Астраханской области);

3.Совершенствовать диалогическую речь.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни перелетных птиц;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь (перелётные, скворец, грач, ласточка, гнездо, трель, щебет, );

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе, Родине, Астраханскому краю;

2. Воспитывать доброе отношение к пернатым друзьям, заботу;

3. Воспитывать любознательность, эмпатию, желание помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Астрахани «Детский сад № 122»

г.Астрахань, ул.Краснодарская, дом 43, корпус 1, тел/факс 8(8512) 33-33-63

ИНН 3017022833/КПП 302501001

Методическая  разработка

образовательной  деятельности

с детьми старшей группы

по теме: «Весенний  вальс  птиц»

Подготовил участник

 Регионального  этапа

Всероссийского профессионального

конкурса «Воспитатель года России»

Емельянова Любовь Анатольевна,

воспитатель

Астрахань, 2023 год

Программное содержание.

Цель:

Углубить и расширить знания детей о перелетных птицах.

Образовательная:

 1. Закреплять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

      2. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц, проживающих на территории Астраханской области).

3.Совершенствовать диалогическую речь.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни перелетных птиц.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное.

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь (перелётные, скворец, грач, ласточка, гнездо, трель, щебет).

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе, Родине, Астраханскому краю.

2. Воспитывать доброе отношение к пернатым друзьям, заботу.

3. Воспитывать любознательность, импатию, желание помочь.

Интеграция образовательных областей:

• социально- коммуникативное развитие

• речевое развитие

• физкультурно-оздоровительное развитие

Методы и приёмы:

словесные: загадывание загадок о перелетных птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах с использованием мультимедийного оборудования, круги Луллия.

практические: упражнение, движения детей, имитирующие повадки птиц, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Анатольевна. Предлагаю провести сегодня время с пользой. Посмотрите, к нам пришли гости, нам надо с ними поздороваться!

-Здравствуйте! Подарите друг другу улыбку, и подарите улыбку нашим гостям и постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день.

-Замечательно!

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

  1. Основная часть

Воспитатель: на экране (слайд 2 и 3-звучит вальс «времена года-весна). Ребята, вы слышите музыку? (Да). Это произведение Антонио Вивальди, а называется оно «Времена года». Как вы думаете к какому времени года можно отнести данную музыку? (к весне). После холодной зимы к нам пришла весна. Ребята, что происходит с приходом весны? (с приходом весны оживает вся природа, просыпаются животные, насекомые, прилетают птицы). Правильно. Прилетают с теплых краев перелетные птицы. Кто такие перелетные птицы? (это птицы, которые улетаю в тёплые края). Совершенно верно. Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма. Сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Посмотрите на экран. Отгадываем первую загадку.

 Слайд № 4 с загадкой о граче.

Первая загадка.

В поле есть, где прокормиться,

Только негде загнездиться,

 Огороду, полю – врач

 Глянцевый         черный …

(Грач)

-Правильно, это грач. Рассмотрим грача. (Показать картинку с изображением грача на мольберте, рассмотреть)

-Грач – это черная птица, лапы и клюв у грача светлые.  Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв, лапы). Правильно у всех птиц части тела одинаковые, только отличаются птицы размеров и окрасом оперения. Грач питается червями и личинками насекомых. Грач – перелётная птица. С приходом весны у птиц наступает период гнездования. (слайд № 5-гнездо) Жилище-гнездо строят на дереве из веток, сучьев, сухого мусора. Гнезда грачей массивные, диаметром одного метра. Дно застилают пухом, травой, шерстью. А вы знаете, что крики грачей напоминают звуки «Гра-гра», именно поэтому эту птицу назвали грачом. Как он кричит мы сейчас послушаем.

(Слайд № 6-крика грача).

Вот так кричит грач!

-Кто это?

Дети: грач

Воспитатель: Грач-это зимующая птица или перелётная?

Дети: перелётная.

Воспитатель: Чем питается?

Дети: червями и личинками насекомых

Воспитатель: Из чего строит гнездо грач?

Дети: из веток, сухого мусора, пуха, шерсти, травы.

Воспитатель: Молодцы!

(Слайд 7-круги Луллия).

- Ребята, посмотрите у меня на столе есть занимательные круги Луллия (показываю и объясняю). Предлагаю на моих кругах найти грача, его гнездо, чем он питается и время года, когда он прилетает (вызываю четверых детей). Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Мы продолжаем отгадывать загадки, внимание на экран. (слайд № 8с загадкой о скворце)

Вторая загадка

Перья черные и с блеском,

Может быть довольно дерзким:

Всё – вредителям конец!

Имя        птице той—…(Скворец)

Воспитатель: Правильно –это скворец. Рассмотрим скворца.

(Рассмотреть картинку на мольберте с изображением скворца)

Воспитатель: Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, с зеленоватым и фиолетовым отливом и белыми крапинками, длинный острый клюв. Ребята, для чего служит клюв? (чтобы клевать, питаться). Питается скворец: насекомыми, их личинками, бабочками, гусеницами, разными плодами, ягодами и зернами. Скворец перелётная птица. (слайд № 9-гнездо) Жилище-гнездо строят в укромном месте из: сухой травы, веток, а ещё скворцам помогают люди –строят для них скворечники. Внутри скворечника, скворцы выкладывают мягкую подстилку из травы и        перьев.

А вы знаете, скворец может подражать голосам других птиц, животных и даже говорить по-человечески, если постоянно слышит разговоры. Как поёт скворец, предлагаю послушать. (Слайд № 10).

Воспитатель: Кто это?

Дети: скворец

Воспитатель: Скворец-это перелётная или зимующая птица?

Дети: перелётная

Воспитатель: Чем питается?

Дети: насекомыми и их личинками, бабочками, гусеницами, разными плодами, ягодами и зернами.

Воспитатель: Из чего строит гнездо скворец?

Дети:из сухой травы, веток, перьев.

(Слайд № 11-круги Луллия)

Воспитатель: Ребята, предлагаю на моих кругах найти скворца, его гнездо и то, чем он питается и в какое время года он прилетает. (вызываю четверых детей)

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на места. Предлагаю вам немного подвигаться.

Физкультминутка «Птички невелички». Слайд № 12 (под музыку дети выполняют движения)

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем отгадывать загадки. Внимание, следующая загадка.

Слайд № 13 с загадкой о ласточке

Третья загадка

(1-вариант)

Как        на        доме,         на        карнизе
Прилепила        птичка        снизу
Гнёздышко, как        вазочка
Эта        птичка – …(Ласточка)

(2 вариант-если дети не отгадают)

Быстро        по        небу        летает,
Мошек        на        лету        хватает.
Черная        стрелка        на        хвосте,
Белые        перья        на        животе.
(Ласточка)

Воспитатель: правильно, это ласточка. Рассмотрим ласточку.

Ласточка — небольшая красивая птица. У нее сине-черная спина и крылья, белая грудка и вокруг клюва красное оперенье. Питается ласточка комарами, мухами, а так-же маленькими жучками. У неё очень необычный хвост – разделенный на две части, для того, чтобы быстро летать. Ласточка перелётная птица. (слайд № 14- гнездо) Гнездо устраивают под крышами зданий, чтобы над ними был навес, защищающее от дождя и прямых солнечных лучей. Материалом служит глина, для прочности вплетаются травинки. А вы знаете, у ласточек отличная память: они помнят место, где родились. Пение ласточки начинается со щебетания, переходящего в трель. Трель- это повторение множество нот. Послушайте ребята. (Слайд № 15)

Воспитатель: вот так замечательно поёт ласточка.

Кто это?

Дети: ласточка

Ласточка -это перелётная птица или зимующая?

Дети: перелётная

Чем питается?

Дети: комарами, мухами, маленькими жучками

Из чего строит гнездо ласточка?

Дети: из глины, травинок.

(Слайд № 16- круги Луллия). Предлагаю на моих кругах найти ласточку, её гнездо, чем она питается и в какое время года прилетает. (вызываю четверых детей)

Воспитатель: Замечательно, молодцы!

-Ребята, назовите птиц, о которых мы сегодня говорили. (ласточка, грач, скворец).

Скажите пожалуйста, это перелётные птицы или зимующие? (перелётные)

Молодцы, правильно-это перелётные птицы!

Слайд № 17-гнёзда птиц.

Ребята, как называются дома у птиц? (гнезда, скворечники). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? (выводить птенцов, жить).

Предлагаю поиграть в игру «Гнездо для птиц». Ребята, посмотрите, перед вами стоит дерево, а на дереве дом для скворца, гнездо для грача и на доме гнездо для ласточки. На столе у меня карточки с изображение птиц, о которых мы с вами сегодня говорили. Предлагаю выбрать птиц и разместить в гнёзда, но помните у каждой птицы своё гнездо, в чужих гнёздах птицы не живут. (дети выполняют задание)

III-Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все сегодня были внимательными. Мы вместе отгадали загадки и узнали много интересного. Вашей группе я дарю скворечник, вы повестите его на территории своего детского сада. Только помните скворечник к дереву прибивать гвоздями нельзя, его крепят при помощи верёвки, привязывают к стволу. А ещё в подарок вам энциклопедия о птицах. Поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними, скажем: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»

laquo;Путешествие в мир природы»Актуальность проведения:         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не мож...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Спасем весну»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне и весенних признаках, создать условия для заучивания стихотворения наизусть. Задачи:1. Образовательные: Уточнить представления детей о весенни...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. ПрограммныезадачиОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».

Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней»....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"

В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....