«Пластинография с использованием природного материала»
презентация к уроку (средняя группа)

Санина Алёна Викторовна

Краткосрочный проект  «Пластинография с использованием природного материала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_plastinografiya.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Пластинография с использованием природного материала»

Санина.А.В., воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 126

ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект «пластинография с использованием природного материала»

Автор проекта: Санина. А. В.  

Продолжительность проекта: 2 недели

Тип проекта: познавательно – творческий проект

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность

Многие педагоги доказывают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, так как развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, тренируя руки, тренируется мозг, а это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, поэтому развитие навыков мелкой моторики очень важно.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован краткосрочный проект.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно нового жанра изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей и способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Создание проекта - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель проекта: Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства с использованием природного материала.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии и природного материала.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином и природного материала.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Ожидаемые результаты:

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями.

Закрепление элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Развитие тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.

Этапы реализации проекта 

1. Подготовительный 

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться раскатывать шарики одинакового размера

- Научиться делать шарики одинаковые по толщине и размеру

-Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы природного материала

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свою работу

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать образец для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.

Осуществление основного этапа.

№ п/п

Тема

Задачи

1.

Цветок в вазе

  1. Закрепить умение раскатывать шарики пластилина кругообразными движениями.
  1. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
  2. Развивать эстетическое и образное восприятие.
  3.  Развивать воображение и фантазию путем украшением из природного материала.

2.

Тучка и дождик

  1. Учить детей передавать образ тучки и дождика посредством пластилинографии.
  2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
  3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при по мощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
  4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

3.

Березовая роща (Коллективная работа)

  1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту к русской природе. Учить передавать образ березки, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
  2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
  3. Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми 
  4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

4.

Подарок маме. Цветы в вазе.

  1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки с использованием природного материала.
  2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
  3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

Планируемые результаты «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Лепка.

Высокий:

Целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого или самостоятельно; использует знакомые технические умения : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединение частей, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика);, в процессе лепки испытывает положительные эмоции; знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.

Средний:

Целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого; технические навыки недостаточно сформированы : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединяет части, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика) с помощью взрослого; в процессе лепки, испытывает положительные эмоции; с помощью взрослого знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.

Низкий:

Лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в соединении частей в единый образ, в процессе лепки не испытывает ярких, положительных эмоций. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.

Анализ проделанной работы

Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями.

Закрепление элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Результат

В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, цвет, форма, величина, совершенствуя приемы работы с пластилином. Представление о счете и размеров. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Изготавливать креативный образ своей работы с применением нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства с использованием природного материала.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009
  6. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014.
  7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Хромотерапия в работе логопеда с использованием природного материала. (На примере лексической темы «Фрукты».)

Одним из направлений Арт-терапии является хромотерапия . Этот метод воздействия очень эффективен, потому что ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого про...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) с использованием природного материала

Связь с другими занятиями:беседы о диких животных леса;рассматривание иллюстраций;чтение рассказа Е.Чарушина «Еж»;лепка грибов для ежика....

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.

Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы о...

Методическая разработка.Ознакомление с природным материалом "дерево". Лепка (пластилинография) с использованием природного материала "древесина".

Лепка (пластилинография) с использованием природного материала:древесина(спички,опилки,хвоя ели)....

Пластинография с использованием природного материала

Пластинография с использованием природного материала...