«Пластинография с использованием природного материала»
презентация к уроку (средняя группа)
Краткосрочный проект «Пластинография с использованием природного материала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_plastinografiya.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Пластинография с использованием природного материала»
Санина.А.В., воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 126
ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект «пластинография с использованием природного материала»
Автор проекта: Санина. А. В.
Продолжительность проекта: 2 недели
Тип проекта: познавательно – творческий проект
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность
Многие педагоги доказывают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, так как развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, тренируя руки, тренируется мозг, а это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, поэтому развитие навыков мелкой моторики очень важно.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован краткосрочный проект.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно нового жанра изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей и способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Создание проекта - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Цель проекта: Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства с использованием природного материала.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии и природного материала.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином и природного материала.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Ожидаемые результаты:
Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями.
Закрепление элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Развитие тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться раскатывать шарики одинакового размера
- Научиться делать шарики одинаковые по толщине и размеру
-Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы природного материала
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свою работу
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать образец для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.
Осуществление основного этапа.
№ п/п | Тема | Задачи |
1. | Цветок в вазе |
|
2. | Тучка и дождик |
|
3. | Березовая роща (Коллективная работа) |
|
4. | Подарок маме. Цветы в вазе. |
|
Планируемые результаты «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Лепка.
Высокий:
Целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого или самостоятельно; использует знакомые технические умения : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединение частей, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика);, в процессе лепки испытывает положительные эмоции; знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.
Средний:
Целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого; технические навыки недостаточно сформированы : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединяет части, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика) с помощью взрослого; в процессе лепки, испытывает положительные эмоции; с помощью взрослого знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.
Низкий:
Лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в соединении частей в единый образ, в процессе лепки не испытывает ярких, положительных эмоций. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.
Анализ проделанной работы
Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями.
Закрепление элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Результат
В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, цвет, форма, величина, совершенствуя приемы работы с пластилином. Представление о счете и размеров. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Изготавливать креативный образ своей работы с применением нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства с использованием природного материала.
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009
- От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала
Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...
Хромотерапия в работе логопеда с использованием природного материала. (На примере лексической темы «Фрукты».)
Одним из направлений Арт-терапии является хромотерапия . Этот метод воздействия очень эффективен, потому что ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого про...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) с использованием природного материала
Связь с другими занятиями:беседы о диких животных леса;рассматривание иллюстраций;чтение рассказа Е.Чарушина «Еж»;лепка грибов для ежика....
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.
Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы о...
Методическая разработка.Ознакомление с природным материалом "дерево". Лепка (пластилинография) с использованием природного материала "древесина".
Лепка (пластилинография) с использованием природного материала:древесина(спички,опилки,хвоя ели)....
Пластинография с использованием природного материала
Пластинография с использованием природного материала...