Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала
презентация к занятию (средняя группа) по теме

 

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №17 «Гнездышко» г. Воркуты

Мастер- класс для воспитателей

Тема: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала»

Воспитатель:

Первой квалификационной категории

Педанова Екатерина Викторовне

г. Воркута

2012 г.

Цель: Систематизировать знания у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного материала.

Задачи:

1.Расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики    рук детей дошкольного возраста.

2. Познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в  качестве ручных тренажеров природного материала.

3.Развивать творческий потенциал участников мастер- класса.

Материал: 6 подносов с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи – 12 шт., схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька -12 шт, кисти, акриловые краски.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Участники мастер – класса  приглашаются пройти за столы,    на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой, соленое тесто, галька, акриловые краски, кисти, наклейки.

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука- это "инструмент инструментов". В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение. Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует.         

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание  и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в  жизнь современного человека, облегчающим  его быт.  Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше  это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины…  Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.

Мы с вами сталкиваемся в своей работе с  проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые вы используете у себя на группах при решении этой задачи. ( Ответы участников мастер класса).

При изучении методической литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом. Он  всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом  способствуют  развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных  и количественных отношений, знакомству  со свойствами  природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Ежедневно  я провожу   массаж рук. Он  оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж  рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.  

Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.

(Ведущий предлагает участникам попробовать провести массаж, используя  грецкие орехи: катать орех между ладонями, катать его между пальцами, удерживать орех между растопыренными пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.) 

А теперь проведем с вами веселые  соревнования:

Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.

Игры с крупой и семенами

(Участникам  предлагается на ощупь определить и назвать крупу и семена , находящиеся  в мешочке.). Очень интересны  для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Нарисуйте   пальцем   что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если вам что то не понравилось вы можете одним движением все разровнять.

Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы  для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок  крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Ведущий предлагает отгадать загадку:

 Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (солнце)    и выложить отгадку с помощью семян)

        Еще использую схемы- картинки. На них можно выкладывать  изображения контуров предметов,  дорисовывать то, что пропустил  художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. (Ведущий  предлагает участникам выполнить задание по карточке:  Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя  и т.п. ).

         Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись  под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.

(Ведущий предлагает выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя     зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино»)

Конструктор из камушков.

Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки  и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки.  Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Ведущий предлагает участникам раскрасить  камушки краской или наклейками)

Соленое тесто

Соленое тесто - это экологически  чистый  материал, который можно смело доверять  ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы  доступны и дешевы, легко  отмывается не оставляет следов,  можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.  (Ведущий предлагает вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами).

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Это показала диагностика по развитию речи. (Н: во второй младшей  группе на начало учебного года  низкий уровень составил -34 %, при систематической работе по данной теме на конец года количество детей с низким уровнем сократилось на 7%). Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар – практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса  и позволю спросить вас:

  1. что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
  2. какие выводы вы для себя сделали?
  3. есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?  (вопросы участников)

Ведущий вручает каждому участнику буклет «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала»

Сейчас  известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала

Развитие  мелкой моторики у дошкольников посредством  использования  доступного материала...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

ÒОт того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Работ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как сделать процесс обучения и воспитания детей увлекательным и разнообразным? Одним из путей решения проблемы, на наш взгляд, может быть включение в образовательный процесс нетрадиционных техник изоб...