Методическая статья. «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Исаченко Елена Юрьевна

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx512.49 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для воспитателей

«Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников»

Z:\кузнецова м . А\9.jpg

Актуальность темы.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, является то, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

  • Нормативные документы.https://www.school-375.ru/wp-content/uploads/2022/02/482.png

В последнее время появился ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность по данному направлению:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155;
  • Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р;
  • Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

Также в настоящее время по данному направлению разработан ряд дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста:

  • Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет» / Министерство образования и науки РФ, ЦБ РФ.
  • Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская
  • Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» / Г. Н. Бирина (Модульный образовательный курс направлен на освоение экономических понятий в рамках дополнительного образования дошкольников: товар, деньги, потребности, труд, семейный бюджет).
  • «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак.
  • «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.
  • «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева. и др.

Понятие «финансовая грамотность».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении личными финансами, учете доходов и расходов, оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением

Финансовая грамотность— это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

В работе с дошкольниками целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование основ финансовой грамотности заключается в поэтапном введении дошкольников в мир экономических категорий.

Направления работы.

Анализ методической литературы позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:

  1. «Потребности».
  2. «Труд и профессии».
  3. «Продукт труда. Деньги».
  4.  «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в различных жизненных ситуациях».

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Формы организации детской деятельности:

  • Дидактические игры с экономическим содержанием
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов
  • Беседа
  • Отгадывание загадок
  • Чтение и обсуждение (анализ) сказки
  • Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок
  • Упражнения в тетради экономических заданий
  • Изобразительная деятельность
  • Ситуативный разговор
  • Игровые упражнения
  • Сюжетно – ролевая игра с экономическим содержанием
  • Решение экономических задач
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций
  • Виртуальная экскурсия
  • Моделирование
  • Ситуационные задачи
  • Образовательная деятельность
  • Решение кроссвордов
  • Изготовление лэпбука

 Обсуждение и решение проблемных ситуацийКартинки по финансовой грамотности для дошкольников - 79 фото - картинки и  рисунки: скачать бесплатно

Главный критерий отбора дидактического и методического материала по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование предпосылок финансовой грамотности – это актуальное направление современной системы дошкольного образования, которому необходимо уделить достаточно внимания, организуя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Актуальность темы.        1

Нормативные документы        1

Понятие «финансовая грамотность».        2

Направления работы.        2

Формы организации детской деятельности:        3

 Обсуждение и решение проблемных ситуаций        4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Сборник мультфильмов для формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения позн...

Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам....

Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»

    Использование игровых педагогических технологий  с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...