Методическая статья. «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 512.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников»
Актуальность темы.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, является то, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
- Нормативные документы.
В последнее время появился ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность по данному направлению:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155;
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Также в настоящее время по данному направлению разработан ряд дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста:
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет» / Министерство образования и науки РФ, ЦБ РФ.
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская
- Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» / Г. Н. Бирина (Модульный образовательный курс направлен на освоение экономических понятий в рамках дополнительного образования дошкольников: товар, деньги, потребности, труд, семейный бюджет).
- «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак.
- «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.
- «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева. и др.
Понятие «финансовая грамотность».
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении личными финансами, учете доходов и расходов, оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением
Финансовая грамотность— это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.
В работе с дошкольниками целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование основ финансовой грамотности заключается в поэтапном введении дошкольников в мир экономических категорий.
Направления работы.
Анализ методической литературы позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:
- «Потребности».
- «Труд и профессии».
- «Продукт труда. Деньги».
- «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в различных жизненных ситуациях».
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Формы организации детской деятельности:
- Дидактические игры с экономическим содержанием
- Просмотр и обсуждение мультфильмов
- Беседа
- Отгадывание загадок
- Чтение и обсуждение (анализ) сказки
- Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок
- Упражнения в тетради экономических заданий
- Изобразительная деятельность
- Ситуативный разговор
- Игровые упражнения
- Сюжетно – ролевая игра с экономическим содержанием
- Решение экономических задач
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций
- Виртуальная экскурсия
- Моделирование
- Ситуационные задачи
- Образовательная деятельность
- Решение кроссвордов
- Изготовление лэпбука
Обсуждение и решение проблемных ситуаций
Главный критерий отбора дидактического и методического материала по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование предпосылок финансовой грамотности – это актуальное направление современной системы дошкольного образования, которому необходимо уделить достаточно внимания, организуя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Оглавление
Понятие «финансовая грамотность». 2
Формы организации детской деятельности: 3
Обсуждение и решение проблемных ситуаций 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-991742-1611213401.jpg)
Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-1295261-1608375652.jpg)
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-1295261-1608375652.jpg)
Сборник мультфильмов для формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.
В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения позн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-1316080-1613709013.jpg)
Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/25/picture-541844-1627220093.jpg)
Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-1375593-1675594182.jpg)
Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-217457-1422867537.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...