Развитие познавательного интереса у дошкольников
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Пособие для родителей детей, которые часто болеют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопед высшей категории Груздева Наталья Николаевна

Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Все вы знаете, что речь – это главное средство человеческого общения . У наших выпускников она должна быть на должном уровне (дабы успешнее сложилась их дальнейшая жизнь) - на это и направлены усилия логопедов и воспитателей нашего учреждения. Для исправления речевых нарушений есть много одновременно используемых научных методов, сочетание которых индивидуально для каждого ребенка. Имеются и общие тенденции, главная из которых: «Повторение – мать учения!». Скучно? Занудно? Допустим. Но без постепенного формирования эмоционально-волевой сферы ни о каком результате не может быть и речи!

 Сейчас распространено мнение, что «Детям как в Японии до пяти лет должно быть разрешено все!» - уже некоторые семьи пожинают плоды: коэффициент полезного действия для развития минимальный! В семье ребенок должен находиться в условиях разумной требовательности, а его желания и запросы могут удовлетворяться лишь в той мере, насколько это необходимо для его правильного развития. Ведь если в условиях родительской «нетребовательности» у ребенка имеется и отсутствие познавательного интереса («не хочу!», «мне не интересно!», «да ну-у!»), то это я считаю самой большой помехой для дальнейшего обучения, даже при высоком интеллектуальном потенциале! (Ведь классно – урочную систему в школе никто не отменял!)

К счастью, за 24 года практики отсутствие познавательного интереса мне встретилось всего у двух детей (ощущение такое, словно ребенок прожил уже тысячу жизней и ничем его не удивишь!), зато СНИЖЕНИЕ этого самого главного интереса мы наблюдаем часто.

В условиях логопедической группы мы этот интерес постоянно поддерживаем: «Кто знает?», «Кто быстрей догадается?», «Кто из вас помнит?». Аналогичную работу должна вести и семья: домашние могут притвориться для пользы общего дела, что не помнят, какое было начало у сказки и что же там произошло дальше, тем самым вызывая фразовую речь и даже незаметно ее поправляя.

При заучивании наизусть стихотворений (даже если это четверостишия А. Барто), обращаем внимания на запоминание последнего слова в каждой строчке (когда понижается голос): «Ты помнишь последнее слово? Правильно. Молодец! А давай спросим, помнит ли бабушка?» Это очень поможет  для улавливания на слух рифмы, и профилактики дисграфии, когда ребенок пытается переставить слова в предложении, не меняя смысла . ( Ведь диктанты в школе никто не отменял!)

С 5 лет у детей начинается звукопостановка – это и выполнение одних и тех же упражнений у зеркала и оттачивание одного и того же звука – без волевых усилий не обойтись! (Тут еще более нужны игры на внимание и логику).

После изолированной постановки нужный звук начинаем вводить в слоги, затем в слова,- тут-то начинается самое интересное! Ребенок очень неплохо начинает повторять : «лапа, лак, ларчик, лагерь, ландыш, лава, лавка…», но значение некоторых слов нужно объяснять не только педагогам, но и родителям, потому, что многие вещи дети воспринимают лучше и глубже именно от мамы или даже бабушки. Даже при отказе от домашних заданий, автоматизация предполагает помощь родителей. Еще дети любят задавать одни и те вопросы различным людям, или попросту забывают объяснение. В идеале нужно показать на картинке предмет или действие, обозначающий значение слова, оставляя в памяти ребенка зрительный образ, на который он сможет опираться в будущем. Так будет развиваться воображение, а вместе с ним и мышление: сперва наглядно-образное, а затем и словесно-логическое. (Ведь для карьеры это важно, правда?)

Итак, мы повторяем слова на все возможные комбинации автоматизируемого звука с другими звуками; с разным местонахождением его внутри слова (начало, середина, конец). Вы представляете, уважаемые родители, какая разъяснительная работа ожидает и вас тоже! Можете уже запасаться толковыми словарями, чтобы самим прочитать значение непонятного слова, а детям попроще объяснить; потом при случае показать в книжке, на экскурсии, в кино

Я убедила вас, уважаемые родители, в поддержании познавательного интереса к процессу (как бы это слово не видоизменялось!) обучения? Это только начало большой и глубокой темы. Спасибо за внимание! Продолжение следует!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"

Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

Условия развития познавательного интереса у дошкольников.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...

Родительское собрание Развитие познавательного интереса у дошкольников

Конспект родительского собрания на тему "Развитие познавательного интереса у детей"...